Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации воспитательно-образовательного процесса и к содержанию образовательных программ, результативности их деятельности.
Эффективность работы различных направлений развития дошкольников во многом зависит от планирования. Сталкиваясь с такой проблемой как недостаточность разработанных на научном и методическом уровнях примерах планирования воспитательно-образовательной работы с детьми, отсутствием единых требований к содержанию и оформлению планов, многие воспитатели в своих коллективах вырабатывают свои формы данного планирования.
Из опыта своей работы и в поисках новых форм планирования, соотнесения образовательных областей с видами детской деятельности, распределения объёма обязательной части образовательной программы в режиме дня и удобства работы воспитателя (ведь не секрет, что его загруженность в течение дня не оставляет большого количества времени на составление объёмных или очень подробных планов) я разработала календарно-тематический план в виде циклограммы и предлагаю его в помощь воспитателям, особенно начинающим.
Представленный вариант календарно-тематического планирования, по-моему, мнению, позволяет не нарушать принципов систематичности, последовательности в усвоении знаний и освоения содержания образовательной программы по всем областям учебно-воспитательного процесса («Здоровье», «Безопасность», «Социализация» и т.д.) в рамках федеральных государственных требований. Позволяет найти баланс между разными видами детской деятельности и видами деятельности педагога (организованной, воспитательной и дидактической) во время проведения, как индивидуальных занятий, так и в работе с группой детей.
Календарный план в данной форме позволяет нам рационально использовать режимные моменты в воспитательном процессе, максимально использовать разнообразные виды детской деятельности в течение дня и рабочей недели. Воспитатель сможет планировать работу исходя из своего опыта, применяя различные методические приемы (сюжетно-ролевые и дидактические игры, беседы, показ, упражнения, напоминание и т.д.), с учетом индивидуальных особенностей детей.
Материал каждой образовательной области распределен в течение недели по разделам, которые повторяются еженедельно, что позволяет системно строить работу и в тоже время последовательно переходить к изучению материала в течение всего учебного года.
В таблице (Приложение 1 «Циклограмма календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы в группе») отражен лишь перечень тем, к которым мы регулярно возвращаемся и расширяем знания в данных вопросах. А вот время (1-я половина дня или 2-я) и место проведения (в группе, на экскурсии, на прогулке), формы работы (с группой или подгруппой детей, индивидуально) по данным темам педагог может планировать исходя из требований программы, особенностей каждой группы детей, своего личного опыта, взаимосвязи с семьями воспитанников.
На примере планирования работы с детьми средней группы рассмотрим образовательную область «Здоровье и безопасность». В понедельник в таблице отмечен раздел «Ребенок и его здоровье». В первую неделю месяца до обеда мы проводим беседу «Как я буду заботиться о своем здоровье», на котором дети придут к выводу как это можно сделать – делать зарядку, одеваться по погоде, не торопясь спускаться с лестницы, быстро не бегать, чтобы не упасть и прочее. Читаем сказку К.Чуковского «Айболит», разучиваем пословицы о здоровье. На второй неделе месяца в этом разделе мы тоже затрагиваем тему здоровья, но уже через значение физической культуры: на прогулке предлагаем игровое задание – пройти небольшое расстояние с закрытыми глазами, организуем эстафеты. На третьей неделе – обсуждаем, кто помогает нам, если мы заболели. Предлагаем детям во второй половине дня сюжетно-ролевые игры «Больница», «Поликлиника» и т.д. – знакомимся с профессиями врача, медсестры. Итогом работы по данной теме может быть совместный спортивный праздник с родителями на природе. В следующем месяце в образовательной области «Здоровье и безопасность» в соответствии с перспективным планом мы знакомимся с разделом «Полезные продукты» и планируем тематику бесед, игр, художественной литературы по данной теме на каждую неделю месяца.
Хочу отметить, что образовательная деятельность планируется подробно в перспективных планах. Такие режимные моменты как «утренняя гимнастика», «прогулка» планируются так же в перспективном плане. Планируются два комплекса утренней гимнастики в месяц, а план прогулки составляется на неделю.
Смею надеяться, что предложенная мною циклограмма календарно-тематического планирования окажется полезной в работе моим коллегам.