Путешествие с дедушкой Мазаем

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Задачи урока:

  • развитие физических качеств (общей выносливости, силы и др.);
  • формирование музыкально-двигательных умений и навыков, используя нетрадиционные виды гимнастики;
  • развитие творческих способностей, чувства ритма, музыкальности, пластичности;
  • воспитание правильной осанки;
  • воспитание моральных, волевых, эстетических качеств;
  • развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения;
  • профилактика близорукости, проводя курс специальных упражнений.

Оборудование: коврики, карточки с названиями упражнений, рисунок дедушки, четыре скакалки, магнитофон, кегли, обручи.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

После построения учитель спрашивает детей: «Кто такой дедушка Мазай?» <Рисунок1>
Дети отвечают: «Дедушка Мазай литературный герой. Он добрый, дружит с лесными жителями, спасает зайчиков во время наводнения»

Учитель: «Но вы мне поможете составить на уроке совсем другую историю об этом герое. Перед тем как отправиться с ним в путешествие, измерим пульс. Запомните результат».

II. Беговая разминка

Учитель: «Отправляемся в путь. Направо!» Затем учитель проговаривает текст, показывает упражнения, школьники их выполняют.

а) Утром дедушка  проснулся, потянулся, прошелся на носочках (ходьба на носках).
б) На пяточках (ходьба на пятках).
в) Выглянул в окно и увидел медведя (ходьба на внешней части стопы).
г) Решил дедушка с ним познакомиться, выскочил на улицу, но тут налетели комары.
Разгоним их (круговые вращения руками вперед и назад).
д) Появились заросли, раздвигаем их (рывки руками).
е) Два шага  сделал, наклон влево, выглянул из-за кустов, два шага, наклон вправо (1-2 — два шага вперед, 3 — наклон, 4 — основная стойка).
ж) Сделал  два шага, наклонился, подобрал шишку (1-2 — два шага вперед, 3-4 — два наклона), колени несгибаем.
з) Увидел  речку, подойдем и мы ближе, колени выше поднимаем (1 — поднимание согнутой в колене правой ноги; 2 — шаг правой ногой вперед; 3-4 — то же левой ногой).
и) Чтобы лесных жителей не испугать (1 — шаг правой: 2 — приставить левую, присед; 3 — шаг левой; 4 — приставить правую, присед).
к) Увидел дедушка гуся, покажем его (ходьба в приседе).
л) Увидели дедушку лягушки, запрыгали от него (прыжки в приседе).
м) Воробышки зачирикали (прыжки на обеих ногах с поворотами).
н) Вдруг над дедушкой взвилась неизвестная птица (бег, руки в стороны).
о) Испугался дедушка, побежал, аж пятки засверкали (бег с захлестом голени).
п) Птица ему навстречу (по сигналу свистком бег в другую сторону).
р) Появились болото и лежащие в беспорядке поваленные деревья (по сигналу — упор лежа лицом к центру). Перепрыгивает через них... (ученик перепрыгивает через детей, находящихся в упоре лежа, и возвращается на свое место, бег продолжается).
с) Вдруг появились первые снежинки (по сигналу дети останавливаются и изображают снежинки).
т) Упала снежинка на землю, стала таять-таять и растаяла (дети показывают «таяние снежинки").
у) Подул ветер (бег).
ф) На пути дедушки показались камни (по сигналу дети изображают камни, в приседе). (Дети изображают камни).
х) На первый-второй рассчитайся! Первая пара, поднимите руки; вторая, третья и т.д. Работаем в парах. Во время бега по сигналу «Камень!» первые номера переходят в упор присев, а вторые — перепрыгивают через них; по сигналу «Дупло!» первые номера переходят в стойку ноги врозь, а вторые — проползают под ногами первых; по сигналу «Речка!» первые номера передвигаются на руках, а их ноги удерживают вторые номера [1].
ц) Ходьба по кругу, восстанавливаем дыхание.
ч) Перестроение в колонну по два, команда «Направо!», «Налево!», перестроение в две шеренги, размыкание приставными шагами от середины.

Учитель: «Проверим пульс. У кого остался таким же, как и в начале урока? У кого увеличился? Хорошо поработали! Ну а мы продолжаем путешествовать с дедушкой».

III. Основная часть

Учитель: «После приключений в лесу  дедушке  захотелось в город. Он шел, шел по дороге в глубокой задумчивости, пока не налетел на столб. Посмотрел наверх и прочитал на табличке: «школа гимнастики». Как вы думаете, чем занимаются в этой школе?» (Дети отвечают.)

Учитель: «Сейчас и мы покажем ту композицию, которую выучили на уроках».

Танцевально-ритмическая композиция для учащихся V класса

Рисунок 1. Танцевально-ритмическая композиция.

«Голова»  (рис. 1.1)

И.п. — основная стойка (о.с), руки на пояс: 1 — повернуть голову направо; 2 — и.п.; 3 — повернуть голову налево; 4 — и.п.; 5 — поднять голову вверх; 6 — и.п.; 7 — опустить голову вниз; 8 ~ и.п.; 9-12 — круговое вращение головой вправо; 13-16 — круговое вращение головой влево [3].

«Незнайка» (рис. 1.2)

И.п. — о.с: 1 — плечи вверх; 2 — плечи вниз, и.п.; 3-8 — то же [3].

«Потягушки» (рис. 1.3)

И.п. — о.с, руки в стороны: 1 — потянуться вправо; 2 — и.о.; 3 — потянуться влево; 4 — и.п [3].

«Ветка» (рис. 1.4)

И.п. — о.с: 1 — шаг вправо, правая рука вверх; 2 — приставить левую ногу, правый локоть вниз на уровне груди; 3- то же влево, оба локтя зафиксированы;
— шаг вправо, руки, согнутые в локте, вверх:
— приставить левую ногу, руки, согнутые в локте, вниз; 7-8 — то же влево [4].

«Не подходи» (рис. 1.5)

И.п. — о.с: 1 — шаг вправо, правая рука вперед, пальцы на себя; 2 — приставить левую ногу; 3 — шаг влево, левая рука вперед, пальцы на себя, положение рук зафиксировать; 4 — приставить правую ногу; 5 — шаг вправо, локти назад; 6 — правую ногу
приставить, руки вперед; 7-8 — то же влево [4].

«Самолет»  (рис. 1.6)  
И.п. — о.с. руки на пояс: 1 — выход вправо, руки в стороны; 2 и.п.; 3 — выпад влево, руки в стороны; 4 — и.п. [4]

«Наклоны» (рис. 1.7)

И.п. — о.с, руки на пояс: 1 — наклон вперед прогнувшись, руки в стороны; 2 — наклон вперед, ладонями коснуться пола; 3 — наклон вперед прогнувшись, руки в стороны; 4 — и.п.; 5 — наклон вправо, левую руку вверх; 6 — и.п.; 7 — наклон влево, правую руку вверх; 8 — и.п. [2]

«Кошечка» (рис. 1.8)

И.п. — о.с: 1 — упор присев; 2 — толчком ногами упор лежа; 3 — упор лежа прогнувшись; 4 — сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх [2].

«Дерево» (рис. 1.9).

И.п. — сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх: 1 — стойка на левом колене, правую в сторону на носок, левую руку вверх, правая рука на пояс; 2 — стойка на коленях, руки на пояс; 3 — стойка на правом колене, левую в сторону на носок, правую руку вверх, левую руку на пояс; 4 — стойка на коленях [2].

«Березка» (рис. 1.10).

И.п. — стойка на коленях: 1 — упор на коленях; 2 — толчком ногами упор присев; 3 — перекат назад в стойку на лопатках, согнув ноги; 4 — стойка на лопатках с прямыми ногами; 5-6 — держать; 7-8 — перекат вперед в упор присев[3].

«Угол» (рис. 1.11).

И.п. — упор присев: 1 — перекат назад; 2 — сед углом; 3-4 — держать.

«Бревнышко» (рис. 1.12).

И.п. — сед углом: 1 — сед; 2 — лежа на спине, руки вверх; 3 — поворот направо кругом; 4 -лежа на животе, прогнувшись, голову назад, руки вверх -«лодочка» [2].

«Отжимания» (рис. 1.13).

И.п. — лежа на груди: 1 — упор лежа; 2 — упор лежа на согнутых руках; 3 — упор лежа; 4 — упор присев [2].

«Цапля» (рис. 1.14).

И.п. — упор присев: 1 — встать, отставляя правую ногу а сторону на носок, руки в стороны; 2 — стойка скрестно на правой; 3 — поворот направо кругом; 4 — стойка на левой, правую ногу назад на носок, руки в стороны [3].

«Ласточка» (рис. 1.15).

И.п. — стойка на левой, правую ногу назад на носок, руки в стороны; 1-4 — равновесие на левой, правую назад (выше горизонтали, угол более 30°), руки в стороны.

«Скрестный шаг, футбол» (рис. 1.16).

И.п. — о.с: 1 — шаг вправо; 2 — приставить левую ногу скрестно за правой, колени согнуты; 3 — шаг вправо; 4 — о.с; прыжок на правой, туловище на 45° вправо, левая согнута в колене («пнуть мячик»); 5-8 — то же влево. [3]

«Звездочка» (рис. 1.17).

И.п. — о.с: 1 — прыжком ноги врозь, руки вверх; 2 — прыжком ноги вместе, руки вниз; 3-8 — то же [3].

Учитель: «А для чего нужна гимнастика? Какие мышцы мы укрепляли?» (Дети отвечают.)

IV. Игры

Учитель: "Побывал дедушка  в школе гимнастики, понравилось ему, и решил он почаще бывать там. «Может быть, и я научусь делать эти выкрутасы!» — подумал он. Идет-идет и видит, как кошки с мышками играют. Не поверил дедушка: "Разве такое может быть?» Вот и мы будем «кошками» и «мышками». (В игре участвуют две команды.)

«Кошки и мышки». "Хитрые кошки, чтобы выманить мышек из норок, сообща придумывают ту или иную позу, показывают ее и уходят. Мышки вылезают, позу повторяют. Как только слышится команда". «Кошки!» — кошки стараются поймать мышек, те убегают. Зазевавшиеся мышки садятся на скамейку. Через три подхода команды меняются ролями».

«Бой петухов». «Идет дедушка  и видит, как в одном дворе петухи бьются. Две команды «петухов» встают напротив друг друга. Каждый участник сгибает в колене ногу и берет ее сзади двумя руками за голеностопный сустав. По сигналу команды сближаются, и игроки каждой из них, прыгая на одной ноге, толчком плечом в плечо соперника стараются быстрее вывести игроков другой команды из равновесия. Участник, опустивший руку, считается проигравшим и должен принять упор присев. Игра заканчивается, когда все участники одной из команд будут находиться в упоре присев».

«Волшебник». «Дедушка прекрасно помнил уроки волшебства, которые давал ему его дедушка. «Что-то я сегодня слишком добрый, ведь страшнее меня нет никого», — бормотал дедушка. И решил того, кто встретится ему на пути, заколдовать. Для этого дедушка должен был коснуться встреченного, а если он будет убегать, то постараться догнать его и осалить. Тот, кого дедушка осалит, должен принять упор присев. Чтобы снять волшебство, надо через заколдованного перепрыгнуть. Посмотрим, хорошо ли дедушка знает приемы волшебства?»

«Лягушата и цапля». Расстроился дедушка, видя, что его сила волшебства ослабла. «Надо бы книжки по волшебству почитать», — подумал дедушка. Шел, шел и не заметил, как вышел к болоту. А тут лягушата играют с цаплей.

«Эстафета с задачками». Ученики забивают в басктбольную корзину мячик и решают математическую задачу.

V. Заключительная часть

Учитель: «У дедушки было хорошее зрение. Он мог заметить букашку, ползущую по стебельку, каплю росы, оставшуюся на листке, маленькую песчинку, соринку. А всё потому, что регулярно делал зарядку для глаз. Вот и мы ее выполним». (Дети выполняют зарядку для глаз.)
Дедушка  вспомнил свою молодость, когда все у него хорошо получалось. «Давай-ка я попробую сделать упражнения  для координации движений». Давайте с дедушкой и мы выполним эти упражнения». (Дети выполняют упражнения для координации движений).

Учитель: «Ребята, вам понравилось путешествие с дедушкой  Мазай? Что мы с ним успели сделать на уроке? Вы дома ребята еще раз прочтите рассказ «Дед Мазай». (Дети отвечают).

Построение в шеренгу. Оценивание.

VI. Домашнее задание: повторить дома танцевально-ритмическую композицию, разученную на уроке.

Список литературы:

  1. Богданов Г.П., Булгакова Н.Ж. Уроки Физической культуры в 4-11 классах: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984 г. – 208с.
  2. Видякин М.В. Спортивные мероприятия в  школе. Спортивные и подвижные игры. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.
  3. Кисилев П.А., Кисилева С.Б. Справочник учителя физической культуры. – Волгоград: Учитель, 2011. – 251с.
  4. Физическая культура в школе. – Школа-пресс: Научно методический журнал, 2003г., №2