Задачи урока:
- развитие физических качеств (общей выносливости, силы и др.);
- формирование музыкально-двигательных умений и навыков, используя нетрадиционные виды гимнастики;
- развитие творческих способностей, чувства ритма, музыкальности, пластичности;
- воспитание правильной осанки;
- воспитание моральных, волевых, эстетических качеств;
- развитие памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры поведения;
- профилактика близорукости, проводя курс специальных упражнений.
Оборудование: коврики, карточки с названиями упражнений, рисунок дедушки, четыре скакалки, магнитофон, кегли, обручи.
ХОД УРОКА
I. Вводная часть
После построения учитель спрашивает детей:
«Кто такой дедушка Мазай?» <Рисунок1>
Дети отвечают: «Дедушка Мазай литературный
герой. Он добрый, дружит с лесными жителями,
спасает зайчиков во время наводнения»
Учитель: «Но вы мне поможете составить на уроке совсем другую историю об этом герое. Перед тем как отправиться с ним в путешествие, измерим пульс. Запомните результат».
II. Беговая разминка
Учитель: «Отправляемся в путь. Направо!» Затем учитель проговаривает текст, показывает упражнения, школьники их выполняют.
а) Утром дедушка проснулся, потянулся,
прошелся на носочках (ходьба на носках).
б) На пяточках (ходьба на пятках).
в) Выглянул в окно и увидел медведя (ходьба на
внешней части стопы).
г) Решил дедушка с ним познакомиться, выскочил на
улицу, но тут налетели комары.
Разгоним их (круговые вращения руками вперед и
назад).
д) Появились заросли, раздвигаем их (рывки
руками).
е) Два шага сделал, наклон влево, выглянул
из-за кустов, два шага, наклон вправо (1-2 — два
шага вперед, 3 — наклон, 4 — основная стойка).
ж) Сделал два шага, наклонился, подобрал шишку
(1-2 — два шага вперед, 3-4 — два наклона), колени
несгибаем.
з) Увидел речку, подойдем и мы ближе, колени
выше поднимаем (1 — поднимание согнутой в колене
правой ноги; 2 — шаг правой ногой вперед; 3-4 — то
же левой ногой).
и) Чтобы лесных жителей не испугать (1 — шаг
правой: 2 — приставить левую, присед; 3 — шаг
левой; 4 — приставить правую, присед).
к) Увидел дедушка гуся, покажем его (ходьба в
приседе).
л) Увидели дедушку лягушки, запрыгали от него
(прыжки в приседе).
м) Воробышки зачирикали (прыжки на обеих ногах с
поворотами).
н) Вдруг над дедушкой взвилась неизвестная птица
(бег, руки в стороны).
о) Испугался дедушка, побежал, аж пятки
засверкали (бег с захлестом голени).
п) Птица ему навстречу (по сигналу свистком бег в
другую сторону).
р) Появились болото и лежащие в беспорядке
поваленные деревья (по сигналу — упор лежа лицом
к центру). Перепрыгивает через них... (ученик
перепрыгивает через детей, находящихся в упоре
лежа, и возвращается на свое место, бег
продолжается).
с) Вдруг появились первые снежинки (по сигналу
дети останавливаются и изображают снежинки).
т) Упала снежинка на землю, стала таять-таять и
растаяла (дети показывают «таяние снежинки").
у) Подул ветер (бег).
ф) На пути дедушки показались камни (по сигналу
дети изображают камни, в приседе). (Дети
изображают камни).
х) На первый-второй рассчитайся! Первая пара,
поднимите руки; вторая, третья и т.д. Работаем в
парах. Во время бега по сигналу «Камень!» первые
номера переходят в упор присев, а вторые —
перепрыгивают через них; по сигналу «Дупло!»
первые номера переходят в стойку ноги врозь, а
вторые — проползают под ногами первых; по
сигналу «Речка!» первые номера передвигаются на
руках, а их ноги удерживают вторые номера [1].
ц) Ходьба по кругу, восстанавливаем дыхание.
ч) Перестроение в колонну по два, команда
«Направо!», «Налево!», перестроение в две шеренги,
размыкание приставными шагами от середины.
Учитель: «Проверим пульс. У кого остался таким же, как и в начале урока? У кого увеличился? Хорошо поработали! Ну а мы продолжаем путешествовать с дедушкой».
III. Основная часть
Учитель: «После приключений в лесу дедушке захотелось в город. Он шел, шел по дороге в глубокой задумчивости, пока не налетел на столб. Посмотрел наверх и прочитал на табличке: «школа гимнастики». Как вы думаете, чем занимаются в этой школе?» (Дети отвечают.)
Учитель: «Сейчас и мы покажем ту композицию, которую выучили на уроках».
Танцевально-ритмическая композиция для учащихся V класса
Рисунок 1. Танцевально-ритмическая композиция.
«Голова» (рис. 1.1)
И.п. — основная стойка (о.с), руки на пояс: 1 — повернуть голову направо; 2 — и.п.; 3 — повернуть голову налево; 4 — и.п.; 5 — поднять голову вверх; 6 — и.п.; 7 — опустить голову вниз; 8 ~ и.п.; 9-12 — круговое вращение головой вправо; 13-16 — круговое вращение головой влево [3].
«Незнайка» (рис. 1.2)
И.п. — о.с: 1 — плечи вверх; 2 — плечи вниз, и.п.; 3-8 — то же [3].
«Потягушки» (рис. 1.3)
И.п. — о.с, руки в стороны: 1 — потянуться вправо; 2 — и.о.; 3 — потянуться влево; 4 — и.п [3].
«Ветка» (рис. 1.4)
И.п. — о.с: 1 — шаг вправо, правая рука вверх; 2 —
приставить левую ногу, правый локоть вниз на
уровне груди; 3- то же влево, оба локтя
зафиксированы;
— шаг вправо, руки, согнутые в локте, вверх:
— приставить левую ногу, руки, согнутые в локте,
вниз; 7-8 — то же влево [4].
«Не подходи» (рис. 1.5)
И.п. — о.с: 1 — шаг вправо, правая рука вперед,
пальцы на себя; 2 — приставить левую ногу; 3 — шаг
влево, левая рука вперед, пальцы на себя,
положение рук зафиксировать; 4 — приставить
правую ногу; 5 — шаг вправо, локти назад; 6 —
правую ногу
приставить, руки вперед; 7-8 — то же влево [4].
«Самолет» (рис. 1.6)
И.п. — о.с. руки на пояс: 1 — выход вправо, руки в
стороны; 2 и.п.; 3 — выпад влево, руки в стороны; 4 —
и.п. [4]
«Наклоны» (рис. 1.7)
И.п. — о.с, руки на пояс: 1 — наклон вперед прогнувшись, руки в стороны; 2 — наклон вперед, ладонями коснуться пола; 3 — наклон вперед прогнувшись, руки в стороны; 4 — и.п.; 5 — наклон вправо, левую руку вверх; 6 — и.п.; 7 — наклон влево, правую руку вверх; 8 — и.п. [2]
«Кошечка» (рис. 1.8)
И.п. — о.с: 1 — упор присев; 2 — толчком ногами упор лежа; 3 — упор лежа прогнувшись; 4 — сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх [2].
«Дерево» (рис. 1.9).
И.п. — сед на пятках с наклоном вперед, руки вверх: 1 — стойка на левом колене, правую в сторону на носок, левую руку вверх, правая рука на пояс; 2 — стойка на коленях, руки на пояс; 3 — стойка на правом колене, левую в сторону на носок, правую руку вверх, левую руку на пояс; 4 — стойка на коленях [2].
«Березка» (рис. 1.10).
И.п. — стойка на коленях: 1 — упор на коленях; 2 — толчком ногами упор присев; 3 — перекат назад в стойку на лопатках, согнув ноги; 4 — стойка на лопатках с прямыми ногами; 5-6 — держать; 7-8 — перекат вперед в упор присев[3].
«Угол» (рис. 1.11).
И.п. — упор присев: 1 — перекат назад; 2 — сед углом; 3-4 — держать.
«Бревнышко» (рис. 1.12).
И.п. — сед углом: 1 — сед; 2 — лежа на спине, руки вверх; 3 — поворот направо кругом; 4 -лежа на животе, прогнувшись, голову назад, руки вверх -«лодочка» [2].
«Отжимания» (рис. 1.13).
И.п. — лежа на груди: 1 — упор лежа; 2 — упор лежа на согнутых руках; 3 — упор лежа; 4 — упор присев [2].
«Цапля» (рис. 1.14).
И.п. — упор присев: 1 — встать, отставляя правую ногу а сторону на носок, руки в стороны; 2 — стойка скрестно на правой; 3 — поворот направо кругом; 4 — стойка на левой, правую ногу назад на носок, руки в стороны [3].
«Ласточка» (рис. 1.15).
И.п. — стойка на левой, правую ногу назад на носок, руки в стороны; 1-4 — равновесие на левой, правую назад (выше горизонтали, угол более 30°), руки в стороны.
«Скрестный шаг, футбол» (рис. 1.16).
И.п. — о.с: 1 — шаг вправо; 2 — приставить левую ногу скрестно за правой, колени согнуты; 3 — шаг вправо; 4 — о.с; прыжок на правой, туловище на 45° вправо, левая согнута в колене («пнуть мячик»); 5-8 — то же влево. [3]
«Звездочка» (рис. 1.17).
И.п. — о.с: 1 — прыжком ноги врозь, руки вверх; 2 — прыжком ноги вместе, руки вниз; 3-8 — то же [3].
Учитель: «А для чего нужна гимнастика? Какие мышцы мы укрепляли?» (Дети отвечают.)
IV. Игры
Учитель: "Побывал дедушка в школе гимнастики, понравилось ему, и решил он почаще бывать там. «Может быть, и я научусь делать эти выкрутасы!» — подумал он. Идет-идет и видит, как кошки с мышками играют. Не поверил дедушка: "Разве такое может быть?» Вот и мы будем «кошками» и «мышками». (В игре участвуют две команды.)
«Кошки и мышки». "Хитрые кошки, чтобы выманить мышек из норок, сообща придумывают ту или иную позу, показывают ее и уходят. Мышки вылезают, позу повторяют. Как только слышится команда". «Кошки!» — кошки стараются поймать мышек, те убегают. Зазевавшиеся мышки садятся на скамейку. Через три подхода команды меняются ролями».
«Бой петухов». «Идет дедушка и видит, как в одном дворе петухи бьются. Две команды «петухов» встают напротив друг друга. Каждый участник сгибает в колене ногу и берет ее сзади двумя руками за голеностопный сустав. По сигналу команды сближаются, и игроки каждой из них, прыгая на одной ноге, толчком плечом в плечо соперника стараются быстрее вывести игроков другой команды из равновесия. Участник, опустивший руку, считается проигравшим и должен принять упор присев. Игра заканчивается, когда все участники одной из команд будут находиться в упоре присев».
«Волшебник». «Дедушка прекрасно помнил уроки волшебства, которые давал ему его дедушка. «Что-то я сегодня слишком добрый, ведь страшнее меня нет никого», — бормотал дедушка. И решил того, кто встретится ему на пути, заколдовать. Для этого дедушка должен был коснуться встреченного, а если он будет убегать, то постараться догнать его и осалить. Тот, кого дедушка осалит, должен принять упор присев. Чтобы снять волшебство, надо через заколдованного перепрыгнуть. Посмотрим, хорошо ли дедушка знает приемы волшебства?»
«Лягушата и цапля». Расстроился дедушка, видя, что его сила волшебства ослабла. «Надо бы книжки по волшебству почитать», — подумал дедушка. Шел, шел и не заметил, как вышел к болоту. А тут лягушата играют с цаплей.
«Эстафета с задачками». Ученики забивают в басктбольную корзину мячик и решают математическую задачу.
V. Заключительная часть
Учитель: «У дедушки было хорошее
зрение. Он мог заметить букашку, ползущую по
стебельку, каплю росы, оставшуюся на листке,
маленькую песчинку, соринку. А всё потому, что
регулярно делал зарядку для глаз. Вот и мы ее
выполним». (Дети выполняют зарядку для глаз.)
Дедушка вспомнил свою молодость, когда все у
него хорошо получалось. «Давай-ка я попробую
сделать упражнения для координации
движений». Давайте с дедушкой и мы выполним эти
упражнения». (Дети выполняют упражнения для
координации движений).
Учитель: «Ребята, вам понравилось путешествие с дедушкой Мазай? Что мы с ним успели сделать на уроке? Вы дома ребята еще раз прочтите рассказ «Дед Мазай». (Дети отвечают).
Построение в шеренгу. Оценивание.
VI. Домашнее задание: повторить дома танцевально-ритмическую композицию, разученную на уроке.
Список литературы:
- Богданов Г.П., Булгакова Н.Ж. Уроки Физической культуры в 4-11 классах: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1984 г. – 208с.
- Видякин М.В. Спортивные мероприятия в школе. Спортивные и подвижные игры. – Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.
- Кисилев П.А., Кисилева С.Б. Справочник учителя физической культуры. – Волгоград: Учитель, 2011. – 251с.
- Физическая культура в школе. – Школа-пресс: Научно методический журнал, 2003г., №2