Сказка всегда несет смысловую нагрузку, недаром издавна говорилось: “Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок”. И потому, каждая постановка сказки, театрализованное занятие несет в себе главную мысль и, когда сказка основана на народных мотивах, важно, чтобы ребенок понял и почувствовал красоту, глубину национальной культуры. Не должно быть сказки ради сказки. Сказка – это одно из главных возможностей знакомства ребенка с национальной культурой. Красоту и мудрость народных сказок ребенок понимает и впитывает как губка. Герои этих сказок живы для ребенка, и потому дети придумывают, что могло произойти с этими героями еще. Так, на основе старых сказок создаются новые, но со старыми персонажами. В таких новых сказках со старыми персонажами дети очень любят играть и быть артистами.
“В гостях у Тучки”. Автор Вафина Т.В.
Драматизация сказки для детей второй младшей группы.
Взрослые персонажи: сказочница, тучка. Солнышко – ребенок подготовительной группы.
Музыка. Заходит сказочница.
Сказочница: Ох, гостей-то, сколько у нас, гостей со всех волостей. Здравствуйте, гости дорогие! А скажите-ка мне, гости любезные, сказки-то вы любите?
Гости: Да.
Сказочница: Я расскажу вам сказочку, какую сказываю для малых детушек.
Далеко-далеко, в тридевятом царстве, в тридесятом сказочном государстве, стояла деревенька, да была она маленька, и называлась она Веселая, да так она и называлась, ведь жили в ней люди веселые Машеньки да Ивашеньки, Сашеньки да Дашеньки, Любушки да Федот, ох шутник еще был тот! А вот и они сами.
Дети заходят хороводом, ведущий, сказочник встает первым. Хоровод “Кто у нас хороший” – р.н.м. Сказочник за руки сажает их на ковер, сама на стульчик.
Сказочница: Сядем рядком, да поговорим ладком. Правильно я говорю?
Ребенок 1: Хорошая беседа лучше любого безделья.
Ребенок 2: Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Слово серебро, а молчание – золото.
Сказочница: Может песню споем?
Дети: Споем.
Песня по выбору музыкального руководителя.
Сказочница: Но однажды беда случилась, перессорились все в деревеньке, (дети машут кулачками, грозят пальцем и отворачиваются друг от друга). Обиделись друг на друга и в гости друг к другу никто не идет, скучно стало, а тут еще беда случилась – ушло солнышко, совсем плохо стало. Смотрят все на небо (все смотрят, руку к голове). Нет солнышка (вздыхают и машут руками). Смотрят все на небо (смотрят). Нет солнышка! (ударяют руками). Стали они думать, как быть?
Ребенок 3: Что же делать, как нам быть? Солнышко как возвратить?
Сказочница: Позовите вы его, песню спойте для него!
Песня “Солнышко"– р.н.м.
Сказочница: Не видать солнышка! Ай-яй-яй! (качают головами).
Все: Ай-яй-яй!
Сказочница: Стали они опять думать, как быть?
Ребенок 3: Что же делать, как нам быть? Солнышко как возвратить?
Сказочница: А вы не знаете, почему солнышко ушло?
Дети: Нет.
Сказочница: А я вам скажу, садитесь. Поссорились мы, а разве это хорошо? Вот солнышко-то и ушло. Разве вы не знаете, что без друга не проживешь? В народе об этом пословицы сложили, а вы их знаете?
Дети: Знаем.
Сказочница: А ну-ка, скажите мне!
Ребенок 1: Друг за друга стой, и выиграешь бой.
Ребенок 2: Один в поле не воин.
Ребенок 3: Палец слаб, а кулак силен.
Сказочница: Правильно. А вы очень хотите солнышко вернуть?
Дети: Очень.
Сказочница: Помогу я вам. Чтобы солнышко вернуть, далеко идти надо, на высокую гору. Пойдете?
Дети: Да.
Сказочница: А не боитесь?
Дети: Нет.
Сказочница: Ну, что же. Под лежачий камень вода не течет, а за правое дело стой смело. А вы мне, что скажете?
Ребенок: Счастье не в воздухе вьется, а руками достается.
Сказочница: Ну, что ж, тогда пошли. (Идут по залу). Долго мы с вами шли, кажется, пришли, до неба здесь рукой подать. Давайте солнышко звать.
Дети: Солнышко, солнышко! (Выходит Тучка).
Тучка: Это кто здесь солнышко кличет?
Дети: Здравствуйте.
Тучка: Здравствуйте, я – Тучка, узнаю вас, вы из деревеньки Веселой?
Дети: Да.
Тучка: Зачем пожаловали?
Дети: За солнышком.
Тучка: Не отдам я вам солнышко, раз вы ссориться любите!
Сказочница: Отдай, Тучка, солнышко, не будут они ссориться. Давайте, попросим Тучку.
Все: Отдай солнышко.
Тучка: Ладно, подумаю. Но сначала хочу вас проверить. Вы сказки любите, знаете?
Дети: Да.
Тучка: Посмотрим. Отгадайте загадку.
Жили два дружка в лесу,
Только встретили лису.
Одного лиса украла,
Только ей за то попало!
Спас кот своего дружка,
Спас кого он?
Дети: Петушка.
Тучка: А они из какой сказки?
Дети: Кот, петух и лиса.
Тучка: Хорошо, помогать всегда друг другу надо. Вы это знаете?
Дети: Да.
Тучка: А какие вы сказки знаете, где помогают друг другу?
Ребята: Снегурочка.
Тучка: Правильно. А кто помог Снегурочке?
Ребята: Собачка.
Тучка: Хорошо, А кто помог зайчику в сказке “Заюшкина избушка”?
Ребята: Петушок.
Тучка: Правильно. А сейчас последняя загадка.
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
Дети: Солнышко.
Тучка: Ладно, загадки вы отгадываете хорошо, а ссориться-то еще будете?
Дети: Нет.
Тучка: Ну, тогда – вот оно ваше солнышко.
Солнышко выходи.
Теплом, светом одари. (Выходит солнышко).
Солнышко: Здравствуйте, люди добрые.
Все: Здравствуй, солнышко.
Солнышко:
Дружбе вашей и согласию
Радо я, желаю счастья.
Свет, тепло дарю я вам,
Милым всем моим друзьям.
Сказочник:
Все рады с солнышком дружить
И хоровод с ним свой водить.
Хоровод “Солнышко” – Филиппенко.
Тучка:
По душе вам хоровод?
Да, веселый вы народ!
Сказочник:
Повеселим мы всех сейчас
Спляшем весело для вас.
Девочка:
Эх, топну ногой
Да притопну другой,
Сколько я не топочу,
Все равно плясать хочу.
Танец “Яблонька” – ансамбль “Золотое кольцо”.
Тучка:
Молодцы вы малыши.
До чего вы хороши.
Солнышко:
Не ссорьтесь и всегда дружите.
Сказки знайте и любите.
Сказочница:
А нашей сказочке конец.
А кто слушал – молодец.
Сказка ложь, да в ней намек,
Все: Добрым молодцам урок!
“Волшебный клубочек”. Автор Вафина Т.В.
Сюрпризный момент для детей второй младшей группы.
Взрослые персонажи: ведущая, Аленушка.
Заходят дети. На стуле, покрытым платком, стоит шкатулка.
Ведущий: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Ведущий: Садитесь, ребятки.
(Дети садятся на ковер, ведущий на стул, и берет в руки шкатулку).
А сейчас послушайте, что я вам скажу и покажу. Смотрите (снимает платок), какая красивая шкатулка. А что внутри? (Открывает). Клубочек (достает), он не простой, волшебный. Его подарила мне моя бабушка, с его помощью можно попасть в сказочный лес. Хотите попасть в него?
Дети: Хотим.
Ведущий: Для этого надо произнести волшебные слова:
“Ты, клубочек мой, катись
Прямо в сказке очутись”
и покатить клубочек. Ну-ка давайте вместе скажем слова.
Дети:
Ты, клубочек мой, катись
Прямо в сказке очутись.
Ведущий: Ну, а теперь вставайте, давайте катить клубок. (Встают) Говорим слова.
Дети:
Ты, клубочек мой, катись
Прямо в сказке очутись. (Ведущий катит к домику)
Ведущий: Смотрите, какой красивый домик стоит, идемте. (Подходят к домику). Ну-ка я постучу. (Стучит). Никто не отвечает. Где же хозяева? Наверное, крепко спят. Я буду стучать, а вы хлопайте в ладоши и они проснутся. (Выходит Аленушка, зевает).
Аленушка: Ой, как я крепко спала. Вот кто меня разбудил? Здравствуйте, гости дорогие.
Дети: Здравствуйте.
Аленушка: Меня зовут Аленушка. Я люблю петь, танцевать, веселиться. А вы загадки любите?
Дети: Да.
Аленушка: Я вам сейчас загадаю загадку, но не простую, а музыкальную. Садитесь. (Дети садятся). Слушайте. (Включает в домике магнитофон, звучит русская плясовая.) Что эта за музыка?
Дети: Плясовая. (Если не ответят, то вопрос: что под нее можно делать – спать или плясать?)
Аленушка: Правильно, под нее плясать можно. А какая это музыка веселая или грустная?
Дети: Музыка веселая.
Аленушка:
Вы похлопайте в ладошки
Я спляшу для вас немножко.
Пляска Аленушки.
Ведущий: Как ты красиво пляшешь Аленушка. Ребята, а давайте и мы для Аленушки спляшем.
Аленушка: И я с вами буду плясать.
Ведущий: Вставайте. (Дети встают) Эх, жалко, балалайки нет.
Аленушка: Есть у меня балалайка, сейчас принесу. (Выносит балалайку и платочек). Вот балалайка, а вот платочек узорный.
Ведущий: Спасибо. Балалайку (имя ребенка), а платочек ...
Хоровод “А кто у нас гость большой” р.н.м.
Аленушка: Ну, молодцы. За пляски, песни хорошие, угощу я вас всех. (Выносит на подносе угощения), Это вам. (Отдает ведущей).
Ведущий: Ребята, давайте спасибо скажем Аленушке.
Дети: Спасибо.
Аленушка: Пожалуйста.
Ведущий: Но нам пора возвращаться. До свидания, Аленушка.
Дети: До свидания.
Аленушка: До свидания. Еще приходите.
Ведущий: Давайте попрощаемся с гостями.
Дети: До свидания. (Дети уходят)
Аленушка: А вам гости дорогие за внимание тоже угощения. (Угощает)