Темы и сюжет язычества в русской народной глиняной игрушке

Разделы: МХК и ИЗО


Цель урока. Познакомить учащихся с историей, смысловым содержанием создания, традициями росписи глиняной народной игрушки на руси.

Ход урока. Развернутое комментирование подготовленных наглядных материалов. Учитель рассказывает учащимся об истории появления глиняной игрушки и её влияние на жизнь славянских народов. О любимых традиционных сюжетах в народной глиняной игрушке.

Оборудование. Компьютер, мультимедийный проектор, экран, экспозиция репродукций, таблицы с изображением орнаментов росписи глиняных игрушек. Игрушки мастеров, игрушки, выполненные учениками.

Ещё со времён славянского язычества, когда окружающие предметы и ритуалы наделялись сверхъестественной магической силой, возникло особое отношение к игрушке, которое не только выполняло свою основную функцию, обеспечивая процесс игры, но и, по народным представлениям, охраняла ребёнка от сил зла, сглаза, обеспечивала покровительство высших сил.
Удивительное сочетание магических верований, поэтического творчества, особенностей быта представляет собой народная анималистическая игрушка. Птица, конь, медведь, олень, баран, корова не только любимые фольклорные персонажи, но и наиболее распространённые игрушечные сюжеты. Несколько реже в игрушке встречаются образы волка, зайца, свиньи. Фигурки домашних и диких животных, выполняемые из глины руками народных мастеров никогда небыли копией живых существ. Они отличались яркой символичностью, лаконичностью, претворением фантазии в реальность и подлинного реализма в сказочность.

Одна из самых популярных народных игрушек – конь. Образ коня у многих народов, в том числе и у славян, олицетворял небесное светило. Существует несколько легенд о солнечном божестве, каждое утро появляющемся на небосклоне, даруя людям свет и тепло, начиная новый день. По одной из легенд, солнечное божество представлялось в виде прекрасного юноши верхом на коне, по другой – более зрелый муж разъезжал по небосклону на колеснице, запряжённой парой лошадей.

Изображение двуглавого коня в игрушке – отголосок древних представлений о двух мирах: надземном и подземном. Считалось, что часть суток небесное светило проходит в одном, а часть – в другом мире.

Разнообразные изображения коней в игрушке, по поверьям приносили благословение и особое покровительство солнца ребёнку. На связь этих игрушек с древнеславянским солнечным культом указывают несколько признаков. Один из них – окрашивание коней в ярко-красный цвет. Вспомним часто встречающиеся фольклорное определение солнца: «Красно Солнышко». Второй признак заключается в том, что большинство из них орнаментировано стилизованными солярными знаками: крестами и розетками, заключёнными в круг.

Пластическое решение изображения всадника характерно для глиняной игрушки, и явно указывает, что прообразом её было солнечное божество: в таких игрушках туловище всадника и коня слиты в единое целое. Такие изображения характерны для рязанской, абашевской, хлуднёвской игрушки.

С солнечным культом связан ещё один образ русской игрушки – Полкан. Он изображал существо с головой человека и туловищем коня. Некоторые исследователи образов русского народного искусства считают, что Полкан родственен древнеславянскому божеству Полихану, или Полехану, близкому к Яриле. В народе он почитался заступником обиженных. Лепят Полканов в Каргополе, Рязани.

Солнечным культом и утренней зарёй связывалось изображение петуха. Изображение различных птиц связывалось с благопожеланиями. Считалось, что они приносят здоровье и удачу.

Утка, утушка – ещё один из популярных образцов в народной игрушке. Образ этой птицы был связан с водой. Вероятнее всего, в древнеславянских сельскохозяйственных культах она символизирует «влагу небесную». Это предположение подтверждается и особенностями декорирования игрушечных уточек: волнистые линии, ромбы с точками на боках и крыльях, соединённые в причудливые композиции, являются древними символами засеянного поля, небесной влаги, ниспадающей на землю.

Зайчик, кот в игрушке – это олицетворение солнечного бега, движения, вечного света. С ним связывают ещё и представление о плодовитости. Как персонаж, способствующий деторождению, он часто использовался в свадебном обряде. Наиболее архаичными по форме являются зайчики из глины рязанских и плешковских мастеров.

Олень – один из самых любимых образов у мастеров глиняной игрушки. По древнейшим представлениям славян, олень – жертвенное животное, приносимое с целью сохранения и увеличения урожая. Во времена язычества жертва приносилась солнечному божеству в середине июля, перед уборочной страдой. После принятия христианства на севере это действо трансформировалось в обычай устраивать угощение для прихожан в День Петра и Павла. В разных регионах России в приданиях оленя заменял лось, козёл, баран, бык. Все эти образы, прежде всего, связаны с сельскохозяйственными культами и являются связующим звеном человека с солнечными божествами. Не случайно рожки у глиняных игрушечных животных бронзированные, посеребрённые, окрашенные красной и жёлтой краской.

Несколько особняком стоит образ коровы. Также как и другие «рогатые» животные, она связывается с плодородием, но в отличие от них, корова не являлась жертвенным животным. Вероятнее всего, корова, по славянским представлениям ассоциировалась с хозяйкой, хранительницей домашнего очага. Не случайно головной убор замужней женщины «кика рогатая» назывался на севере «коровушкой». Наиболее наглядны глиняные коровы выполненные в Липецкой, Нижегородской, Пензенской и Рязанской областях. В их пластическом решении удачно сочетается монументальность и упрощенность форм, свойственная древнеславянским изображениям культовых животных, и яркая образность, позволяющая воспринимать эти персонажи в качестве игрушки.

Часто встречается изображение «свинки» в игрушке. Этот образ на Руси, согласно народным поверьям олицетворял плодородие, благополучие, иногда удачный брак. В игрушке символика плодородия нашла отражение в изображении свинки с несколькими поросятами, соединёнными в единую скульптурную композицию. Для фольклора характерна иная трактовка образа свиньи – как представительницы сил тьмы и злого начала.

Медведь – один из самых любимых «игрушечных» образов. По народным представлениям, медведь – хозяин леса, символ пробуждения природы от зимнего сна. Известна связь медведя с древнеславянским богом Велесом – покровителем домашнего скота. Существовало поверье о связи медведя с плодородием женщины. В старинных сказаниях встречается упоминание о том, что от связи медведя и женщины рождались богатыри. Почти повсеместно существовало поверье, что медведь, поделившись своей недюжинной силой, может помочь больному. Игрушечных медведей делали практически повсеместно из дерева и глины.

Достаточно редко встречаются в игрушке образы собаки и волка. В сказках собака – друг, помощник, вещун. Поэтому и волка и собаку нередко изображают с добычей в зубах. Волк – с одной стороны, олицетворение зла, двуличности, а с другой – персонаж добрый и мудрый. Такая трактовка свойственна русским сказкам.

Особое место в игрушке занимают космогонические символы: модели мира. Классическим примером этих символов могут служить так называемые «древа жизни» – один из часто встречающихся сюжетов в хлудневской глиняной игрушке. Они представляют собой сложные многофигурные композиции, где крона с птицами – небесный мир, ствол, вокруг которого располагаются иногда животные, иногда люди, – земной, а корни – подземный.

Говоря о смысловом содержании игрушки, необходимо отметить роль звука в игрушке. Многочисленные свистульки, погремушки выполняли не только функцию забавы, но и служили оберегом, По представлениям древних свист и шум отгонял злых духов.

Женская фигурка – Барыня, Девица, Матрона, Нянька занимает особое место в системе народной глиняной игрушки.

Отголоски древнего культа женского божества очень чётко прослеживаются в глиняных женских фигурках из различных регионов России. Глиняная игрушка в большей степени сохранила архаичные формы. В наши дни наиболее древние формы свойственны глиняной игрушке из окрестностей города Каргополя, Архангельской области. Каргопольские «бабы» в пластическом и орнаментальном отношении сохраняют черты, присущие изображениям женского божества древних славян, Фигурки отличает статичная форма, чётко очерченная грудь, юбка колоколом. Чаще всего в руках кольцеобразной формы – каравай (наиболее древний символ изобилия), блюдо с пирогами, птицы. Встречаются также фигурки матерей, кормящих грудью младенца, фигурки с руками, воздетыми к небу. Они не только сохраняют атрибуты плодородия, для них характерен древний декор: в орнаментах на юбках баб прослеживаются знаки засеянного поля, знаки дождя, иногда солярные знаки.

Примеры орнаментов

Источник – музей глиняной игрушки «Возрождённое ремесло», Центр ремёсел «Берегиня», г. Каргополь

Ромб – пожелание счаствливой охоты;
повторяющиеся ромбы – плодородие,
изобилие, пожелание блага, добра

Засеянное поле

Земля
Вода

Небо
Луна

Земля, пропитанная водой

Знаки дождя

Растительные знаки

Вечное движение небесного светила

Знаки солнца, огня

Роспись каргопольской игрушки

Роспись филимоновской игрушки

Так же, как в каргопольских игрушках, черты, характерные для изображения древнего женского божества, встречаются и в глиняной игрушке центральных районов России: в Тульской, Калужской, Рязанской областях.

Все эти бытовые, мифологические и фольклорные образы, наполненные глубоким и многозначительным смыслом, входили в цельный и неразрывный комплекс народных представлений о жизни, укоренялись в сознании, передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.