Знакомство с местоимениями. Их роль в речи. Написание слогов и слов

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
  • формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
  • познакомить со словами он, она, оно, они и их ролью в речи;
  • формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
  • формируем умение анализировать текст.

Познавательные УУД:

  1. формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  3. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  4. формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  5. формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
  6. формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
  7. формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

  1. формируем умение слушать и понимать других;
  2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  3. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  4. формируем умение работать в паре.

Регулятивные УУД:

  1. формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
  2. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  3. формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
  4. формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  1. формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  2. формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  3. формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

  1. воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
  2. гражданско-патриотическое воспитание;
  3. воспитание трудолюбия, способности к познанию;
  4. воспитание здорового образа жизни;
  5. экологическое воспитание;
  6. эстетическое воспитание.

Ход урока

I

– Ребята, посмотрите на доску. Наши буквы решили поиграть в прятки и спрятали часть своих элементов.

Помогите буквам, допишите недостающие элементы.

– Какие буквы у вас получились?

– Есть ли общие элементы у букв К и Н?

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ

II

– Посмотрите на первую строчку на с. 24.

– Послушайте слово, повторите его вслух и, если в слове есть звуки [к], [к’], [н], [н’], обведите соответствующие буквы.

– Сколько написанных букв К получилось? (4)

– Сколько букв Н? (4)

– Запишите под диктовку слоги и буквосочетания:

ка ко кы ки; ын ан ни он

– Может ли слог превращаться в отдельное слово? Объясните.

III

Знакомство с местоимениями.

– Прочитайте слова на c. 24 и рассмотрите рисунки.

– Дорисуйте «человечкам» лица. Какие элементы добавите?

– Почему нет рисунка к последнему слову?

– Что бы вы предложили? (Привидение, чудище, солнце.)

IV

– Выполним задание устно: я называю слова – названия предметов, а вы заменяете их соответствующим словом: мальчик (он), мама, бабушка, женщина, мужчина, девочка, дети, цветок, люди, небо, солнце, ученики, лиса, медведь, мыши, Маша, Алексей, Саша.

– Вместо каких слов мы использовали эти слова? (Вместо названий предметов и имён, поэтому их и называют местоимениями.)

– Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Местоимения)

– Что мы с вами сейчас делали со словами? (Заменяли)

Какова цель нашего урока? (Научиться заменять слова-названия местоимениями и наоборот, местоимения словами)

V

– Следующее задание вы будете выполнять в парах.

– Перед вами лежат листочки. Вам нужно обсудить и соединить схему, слово и местоимение.

– Работу прекращаем по сигналу.

Фронтальная проверка.

– Ко всем ли схемам подошли слова? Почему? (Нет слов со всеми мягкими согласными звуками)

– Поднимите руки те пары, которые справились с работой без ошибок.

ФИЗМИНУТКА: книга, солнце, печаль, глазик, туман, окно, радость, учение, доброта, воздух, земля, кино.

VI

Написание слов на с. 25.

– Прочитайте местоимения. Соедините рисунок и местоимение.

– Какие слова заменили местоимениями?

– Запишем слова в прописи: на первой строчке запишите слова, которые можно заменить словим он. На второй – словом они, на третьей – она. (Он – кит, кот, кран, рак; они – ноты; она – книга). Запись ведется под диктовку учащихся.

– Чем отличаются слова кот и кит? (Звуками [т] - [т,])

VII

Вернемся на с. 24. Прочитайте слова на третьей строке. Что они обозначают?

– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Название реки и созвездия.)

– Сколько букв в слове Ока? Назовите их.

Назовите звуки, которые слышим.

– Что заметили? (Обращаем внимание детей на расхождение произношения и написания пропедевтика).

– Сколько букв в слове Орион?

– Назовите гласные звуки в этом слове.

– Что заметили?

Запишите слова рядом с образцом.

– Какими местоимениями можно заменить слова Ока и Орион. (Ока – она, Орион – он)

– Что любопытного заметили в слове Орион? (Слово он)

VIII

– Ребята, а как вы думаете, нужны ли в речи местоимения? Работа с текстом.

– Прочитайте текст, записанный на доске.

Филин питается грызунами, птицами, зайцами. Птенцов филин выводит прямо на земле. Филин – ночная птица.

– Правильно ли он составлен? Почему?

– Какое слово повторяется? Это звучит красиво?

– Возьмите листочки с текстами и замените повторяющееся слово.

– Каким местоимением заменим слово филин? (он)

Рассматривается несколько вариантов ответов.

– Действительно, чтобы наша речь была правильной, красивой, выразительной, нам нужно избегать повторений. А какие слова нам помогают избежать повторений? (Он, она, оно, они)

IX

Подведем итог нашего урока.

– Назовите предмет, который можно заменить словами он, она, оно, они.

– Какую цель мы ставили на уроке?

– Мы достигли цели?

– Докажите.

– Что мы делали на уроке?

– Что у вас получилось лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Как бы оценили своё настроение после урока?

– Оцените свою работу на уроке по двум шкалам: правильность, аккуратность.