Цели:
- формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
- формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
- познакомить со словами он, она, оно, они и их ролью в речи;
- формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
- формируем умение анализировать текст.
Познавательные УУД:
- формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- формируем умение представлять информацию в виде схемы;
- формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
- формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
- формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
- формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
- формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД:
- формируем умение слушать и понимать других;
- формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
- формируем умение работать в паре.
Регулятивные УУД:
- формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
- формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
- формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Личностные УУД:
- формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Духовно-нравственное развитие и воспитание:
- воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- воспитание трудолюбия, способности к познанию;
- воспитание здорового образа жизни;
- экологическое воспитание;
- эстетическое воспитание.
Ход урока
I
– Ребята, посмотрите на доску. Наши буквы решили поиграть в прятки и спрятали часть своих элементов.
Помогите буквам, допишите недостающие элементы.
– Какие буквы у вас получились?
– Есть ли общие элементы у букв К и Н?
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ПАЛЬЧИКОВ
II
– Посмотрите на первую строчку на с. 24.
– Послушайте слово, повторите его вслух и, если в слове есть звуки [к], [к’], [н], [н’], обведите соответствующие буквы.
– Сколько написанных букв К получилось? (4)
– Сколько букв Н? (4)
– Запишите под диктовку слоги и буквосочетания:
ка ко кы ки; ын ан ни он
– Может ли слог превращаться в отдельное слово? Объясните.
III
Знакомство с местоимениями.
– Прочитайте слова на c. 24 и рассмотрите рисунки.
– Дорисуйте «человечкам» лица. Какие элементы добавите?
– Почему нет рисунка к последнему слову?
– Что бы вы предложили? (Привидение, чудище, солнце.)
IV
– Выполним задание устно: я называю слова – названия предметов, а вы заменяете их соответствующим словом: мальчик (он), мама, бабушка, женщина, мужчина, девочка, дети, цветок, люди, небо, солнце, ученики, лиса, медведь, мыши, Маша, Алексей, Саша.
– Вместо каких слов мы использовали эти слова? (Вместо названий предметов и имён, поэтому их и называют местоимениями.)
– Какова же тема нашего сегодняшнего урока? (Местоимения)
– Что мы с вами сейчас делали со словами? (Заменяли)
– Какова цель нашего урока? (Научиться заменять слова-названия местоимениями и наоборот, местоимения словами)
V
– Следующее задание вы будете выполнять в парах.
– Перед вами лежат листочки. Вам нужно обсудить и соединить схему, слово и местоимение.
– Работу прекращаем по сигналу.
Фронтальная проверка.
– Ко всем ли схемам подошли слова? Почему? (Нет слов со всеми мягкими согласными звуками)
– Поднимите руки те пары, которые справились с работой без ошибок.
ФИЗМИНУТКА: книга, солнце, печаль, глазик, туман, окно, радость, учение, доброта, воздух, земля, кино.
VI
Написание слов на с. 25.
– Прочитайте местоимения. Соедините рисунок и местоимение.
– Какие слова заменили местоимениями?
– Запишем слова в прописи: на первой строчке запишите слова, которые можно заменить словим он. На второй – словом они, на третьей – она. (Он – кит, кот, кран, рак; они – ноты; она – книга). Запись ведется под диктовку учащихся.
– Чем отличаются слова кот и кит? (Звуками [т] - [т,])
VII
Вернемся на с. 24. Прочитайте слова на третьей строке. Что они обозначают?
– Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Название реки и созвездия.)
– Сколько букв в слове Ока? Назовите их.
– Назовите звуки, которые слышим.
– Что заметили? (Обращаем внимание детей на расхождение произношения и написания – пропедевтика).
– Сколько букв в слове Орион?
– Назовите гласные звуки в этом слове.
– Что заметили?
Запишите слова рядом с образцом.
– Какими местоимениями можно заменить слова Ока и Орион. (Ока – она, Орион – он)
– Что любопытного заметили в слове Орион? (Слово он)
VIII
– Ребята, а как вы думаете, нужны ли в речи местоимения? Работа с текстом.
– Прочитайте текст, записанный на доске.
Филин питается грызунами, птицами, зайцами. Птенцов филин выводит прямо на земле. Филин – ночная птица.
– Правильно ли он составлен? Почему?
– Какое слово повторяется? Это звучит красиво?
– Возьмите листочки с текстами и замените повторяющееся слово.
– Каким местоимением заменим слово филин? (он)
Рассматривается несколько вариантов ответов.
– Действительно, чтобы наша речь была правильной, красивой, выразительной, нам нужно избегать повторений. А какие слова нам помогают избежать повторений? (Он, она, оно, они)
IX
Подведем итог нашего урока.
– Назовите предмет, который можно заменить словами он, она, оно, они.
– Какую цель мы ставили на уроке?
– Мы достигли цели?
– Докажите.
– Что мы делали на уроке?
– Что у вас получилось лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Как бы оценили своё настроение после урока?
– Оцените свою работу на уроке по двум шкалам: правильность, аккуратность.