Урок математики по теме "Пересечение геометрических фигур"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13 МБ)


Цели:

  • Сформировать представление о пересечении геометрических фигур (прямых, лучей)
  • Закрепить нумерацию, сложение и вычитание трёхзначных чисел.
  • Развивать логическое мышление, математическую речь.

Литература: Учебник Л.Г. Петерсон «Математика» 2 (1-4) с.76-77, мет. пособия: Л.Г. Петерсон «Математика во 2 классе» с. 87-88.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, карточки с индивидуальными заданиями, инвентарь для фокусов, краски.

По типу урок введения нового знания.

Применяются фронтальная, индивидуальная, самостоятельная формы организации познавательной деятельности учащихся:

Форму урока составляют традиционные структурные компоненты.

Организационный момент имеет мобилизующий характер, реализуется в стихотворной форме. Он же обозначает в уроке сюжетную линию.

Устный счет включал в себя разноплановые задания:

  • нахождение соседей числа, определение предыдущих и последующих чисел – направлены на усвоение последовательности чисел натурального ряда;
  • уменьшение, увеличение числа на несколько единиц.

Работа с геометрическим материалом реализуется в виде индивидуальной самостоятельной формы работы.

Отработка вычислительных навыков проходит в форме самостоятельной работы одновременно на индивидуальных карточках и у доски. Поэтапное нажатие правильных ответов на интерактивной доске приводит к раскрашиванию изображенной лошадки.

Данный тип урока предполагает закрепление умения решать задачу на сравнение.

Электронные физкультминутки были специально разработаны для данного урока и использованы с целью здоровьесбережения учащихся, раскрепощения.

Включение фокусов, подводящих к выполнению определенного задания не только помогают поддержать сюжетную линию, но и позволяют включить в урок сведения, способствовавшие познавательной активности детей, развитию кругозора, снятию эмоционального напряжения.

Интеграцией в данный урок является цветовая диагностика с использованием техники фотокопии. Это позволяет детям выразить чувства на символическом уровне и выявить благоприятное воздействие происходящих на уроке событий. Ведь восприятие цвета меняется в зависимости от состояния и настроения.

Ход урока

I. Организационный момент.

На партах билеты с номерами занятых мест, звучит цирковой марш.

Мы в цирк идём,
Займём места
Согласно вашему билету.
Нам интересно будет здесь,
Ведь здесь чудес у нас не счесть
И вы увидите все это!

II. Этап положительного самоопределения в учебной деятельности.

Упомянуть о клоуне Фоке (стих приветствие, проверка готовности, настрой на урок)

Вот первый гость,
Он клоун – Фока.
Умеет всё,
Он в деле дока.
И настроенье у него – Во… (показать…)
Всегда отличное.
А у вас какое?

(Цветовая диагностика настроения)

– У кого сегодня хорошее настроение? Раскрасьте карандашом бантик у клоуна Фоки в зеленый цвет, если настроение хорошее, в синий – если не очень хорошее, в красный – если плохое.

– Постараемся с хорошим настроением поработать на уроке.

Устный счёт:

Ребята, мы с Фокой приглашаем сюда счастливого обладателя билета под номером 420! (выходит ребёнок) За смелость примите конфету!

– Нам нужны ещё смельчаки.

– Назовите предыдущее от 420 число (419).

– Назовите число, следующее за 699 (700).

– Назовите число, состоящее из 4 сотен, 5 единиц. (405).

– Назовите число, состоящее из 3 сотен, 4 десятков, 2 единиц (342).

– Какое число увеличили на 117 и получили 247 (130).

– Какое число в этом примере является самым маленьким (832-30+25=827)? (25).

– Какое в этом примере самое большое однозначное число (16-6-2=8)? (8).

– Обладатели билетов с номерами 2 и 366.

– Какой цирк без ФОКУСОВ?

Цирк без фокусов не цирк –
Это знает каждый.
Если скажем: «Але-апп!»
И перевернём вдруг карты,
То получим слово мы.
Ну, готовы, раз, два, три. (Але-апп!)

– Получилось слово? (Слово – ПЕРЕСЕЧЕНИЕ) (Слайд)

– Как вы понимаете слово пересечение?

– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

Тема нашего урока «Пересечение геометрических фигур»

Фокус с ниткой.
Фока, что это такое
У тебя на пиджаке?
Убери скорее нитку,
Спрячь её своей руке.

Бесконечная нитка

Фокусник замечает у себя на пиджаке, около лацкана, белую нитку, несколько раз пытается смахнуть ее. Но нитка не «смахивается». Фокусник берет ее конец и тянет вниз. Нитка начинает вытягиваться из пиджака. Чем больше она вытягивается, тем больше удивляется фокусник. А длина нитки — несколько десятков метров! Механика фокуса: белая нитка с катушки наматывается на короткий цветной карандаш (столько, сколько намотается), кладется в боковой внутренний карман и ее хвостик (1—2 см) протаскивается иголкой сквозь ткань пиджака наружу. Карандаш нужен для того, чтобы в кармане «не осталось следов», если кто-то из зрителей попросит фокусника показать карман; карандаш — не катушка, он не поможет разгадке этого фокуса.

На какую геометрическую фигуру похожа эта ниточка? (прямая, отрезок, луч) (Интернет-ресурс)

III. «Открытие» учащимися новых знаний.

1. Посмотрите на этот рисунок.

Кот в путь отправиться готов,
Но как ему пройти?
Ведь параллельные
Натянуты пути.

Что вы здесь видите? (геометрические фигуры)

– Назовите их. (точка, прямые параллельные и пересекающиеся,)

– Какие прямые на рисунке можно назвать параллельными?

– Какие могут пересекаться?

– Они могут пересекаться только в одной точке?

– Где в жизни мы можем встретить пересекающиеся прямые?(рамы на окне)

– А параллельные прямые?(рельсы, высоковольтные линии)

2. Работа на индивидуальных листочках.

Алгоритм: (Слайд)

Чтобы найти точки пересечения прямых, лучей и отрезков, нужно:

  • продолжить прямые в двух направлениях, а лучи в одном;
  • отметить общие точки фигур и при необходимости обозначить их буквами.

Начертить параллельные линии и пересекающиеся.

– Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. 

IV. Физминутка двигательная 

V. Самостоятельная работа с проверкой

Математический фокус с карандашами

Факир, волшебник он и маг
Всё отгадать ему пустяк.
Он вам карандаши припас.
А сколько? Ты узнай сейчас. 

ЗАДУМАННОЕ ЧИСЛО

Из коробки уберите часть карандашей. Предложите желающему из зрителей задумать любое число из второго десятка. Цифры этого числа пусть сложит между собой. Когда вам назовут результат, такое количество карандашей верните обратно в коробку.

Если теперь зритель пересчитает в коробке все карандаши, то их количество будет равно задуманному числу.

Секрет фокуса: В коробке нужно оставить девять карандашей — остальные убирать. Какое бы число ни задумали зрители, сумма его цифр (если к ней прибавить 9) будет равна задуманному числу. Например: задумали число 17. 1 + 7 = 8. Восемь карандашей верните обратно в коробку. 9 + 8 = 17.(Интернет-ресурс) 

Внимание, на арене нашего цирка благороднейшая маркиза по имени Алиса!

Вот лошадка без попоны,
Но скакать она готова.
Только помогите ей
И раскрасьте поскорей. 

При нажатии правильного ответа закрашивается определенная часть лошадки.

VI. Физминутка для глаз. 

VII. Закрепление изученного материала.

У нас в цирке есть ещё одна незаменимая артистка! И вы не поверите, это тоже крупнокопытное млекопитающее животное!

Загадка:

Выгоняли рога
Погулять на луга.
И рога вечерком
Прибрели с молочком.
(Ответ: Корова) (Слайд)

– Ребята, кто первым найдёт в учебнике задание о наших артистках, тому – приз! (задача № 8) (Слайд с этими животными)

VIII. Д/з.

с. 77 № 11

IХ. Подведение итогов урока.

(стих)

– Вот и окончено наше представление!

Чему учились? Что вы нового узнали?

Вам понравилось? И клоун Фока очень доволен вашими успехами!

Спасибо, Фока говорит.
Вас всех, ребята, хвалит
И на прощанье вам всем
Он свой портрет подарит.

Фока дарит вам свой портрет. Переверните карточки. Видите его счастливую мордочку? Нет? И не удивительно! Как же в цирке без фокусов? Этот фокус вы сделаете сами. Для того чтобы увидеть изображение Фоки, вы должны ярко закрасить лист цветом своего настроения. (Сквозь краску проявляется восковое изображение).

Литература:

  1. Математика. 2 класс. Методические рекомендации для учителя по курсу математики с элементами информатики.
    Козлова С.А., Рубин А.Г., Горячев А.В.
  2. Интернет ресурс goodmagic.ru/category/fokus-matematicheskie – Математические фокусы.