Экспериментальное определение плотности вещества (жидкости). 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Тип урока: урок комплексного применения знаний

Цель: Организовать самостоятельную деятельность учащихся для постановки целей урока, организовать планирование хода урока по получению знаний в предметной области и развивать самооценку деятельности на уроке.

Класс: 7.

Предмет: Физика.

Модуль (тема): Плотность вещества.

Тема урока: “Экспериментальное определение плотности вещества (жидкости)”.

Целеполагание для ученика (ЗУН – что надо знать, что уметь после 45 минут урока). Целеполагание для учителя (в управленческих формах: организовать, научить, помочь осознать и т.д.).
1. Знать: формулу зависимости плотности от объема и массы, применение этой формулы не только для твердых тел, но и для жидких, алгоритм выполнения лабораторной работы.

2. Уметь (делать):
– самостоятельно определить цель урока;
– по составленному алгоритму выполнить лабораторную работу

  1. Определить цену деления приборов.
  2. Оформить протокол лабораторной работы.
  3. Дать оценку своей практической деятельности (написать вывод).
  4. Скорректировать свой вывод (Рефлексия).
1. Предметные цели:

– Продолжить формирование экспериментальных навыков при выполнении лабораторных работ;
– закрепить знание физических величин, характеризующих плотность вещества.
– Закрепить знание формулы ρ = m/V (для определения плотности жидкости)
– помочь осознать, что плотность можно определять не только у твердых тел, но и у жидких тоже.
– закрепить навыки перевода единиц измерения физических величин m, V, ρ в систему СИ (новые условия);
– закрепить умение определять цену деления приборов;
– помочь осознать сходство выполнения всех экспериментальных заданий, лабораторных работ;
– помочь составить общий алгоритм выполнения лабораторной работы;

2. Цели, отражающие развитие ОУУН
– организовать работу учащихся для постановки цели урока
– организовать учащихся для планирования собственной деятельности (составление алгоритма при выполнении любой лабораторной работы);
– организовать учащихся для самостоятельного выполнения лабораторной работы (мотивация их к самостоятельной работе по получению знаний);
– развивать самостоятельность при выполнении лабораторной работы,
– уметь анализировать полученный результат,
– уметь сравнивать табличное и экспериментальное значение физической величины;
– развивать самооценку при выполнении лабораторной работы (написание вывода);
– помочь учащимся осознать достигнута ли ими цель урока.

Опорные понятия, учебные действия. Формируемые понятия, учебные действия
Масса, объем, плотность вещества, цена деления приборов, умение определять массу и объем твердого тела. Продолжить формирование понятия плотности вещества (жидкости), углубить умение выполнять лабораторную работу по описанию и составленному алгоритму, оформлять протокол лабораторной работы, уметь давать самооценку своей работе (написание вывода).
Диагностические задания (по запланированным целям, как учебный результат ученикам).
  1. Определение плотности жидкости по описанию и составленному алгоритму;
  2. Задание по карточке на проверку усвоения алгоритма выполнения любой лабораторной работы.

 

Этапы урока Методический инструментарий Обратная связь
Организационный момент (тема, содержание урока, план). 1. Демонстрация устройства, где в одной части частицы тонут, а в другой, наоборот, всплывают. (Вопрос – проблема.)

Можно продемонстрировать подсолнечное масло на поверхности воды.

2. Наглядное отображение изучаемого раздела на интерактивной доске. Приложение 1 (Слайд 1)

1. Учащиеся приходят к выводу, что плотность есть не только у твердых тел, но еще и у жидких.
Подготовка к основному этапу занятий; актуализация опорных знаний и умений
  1. Слайд 2. На экране с вопросом на определение плотности вещества;
  2.  Слайд 3. Мнемонический треугольник.
  3.  Слайд 4. Наглядное отображение темы урока.
  4.  Слайд 5. Наглядное отображение темы урока и цели урока.
  5.  Слайд 6. – Задачи урока.
  6.  Слайд 7. Сравнение с эталоном.
  1. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, они вспоминают формулы для определения физических величин m, V, ρ
  2. .
  3. Учащихся используют мнемонический треугольник для определения формул.
  4. Цели урока, предложенные учащимися, отражаются на Слайде 5.
  5. Задачи урока предлагает учитель, учащиеся принимают эти задачи и приступают к составлению алгоритма выполнения любой лабораторной работы.
  6. Учащиеся активно сравнивают составленный ими алгоритм с эталоном.

(Приложение 3)

Закрепление знаний и способов действий.
  1. Слайд 8 Наглядно показывает, какой этап работы предстоит.
  2. Учащиеся получают описание лабораторной работы.
  3. Учащиеся получают комплект лабораторного оборудования (один-на двоих)
  4. На экране – алгоритм выполнения лабораторной работы. (Слайд 7)
  1. Самостоятельно учащиеся знакомятся с описанием лабораторной работы (Приложение 2) и получают лабораторное оборудование.
  2. Самостоятельно (по алгоритму) выполняют лабораторную работу в парах; (ограничены по времени 15–20 минут).
  3. Зачитывают один готовый вывод, обсуждение его, сравнение экспериментально полученной плотности воды с табличным ее значением, определяем критерии достоверности полученного результата и самостоятельно корректируют вывод (оценка учащимися своей деятельности и достижений по выполнению лабораторной работы).
Подведение итогов урока; рефлексия
  1. Карточка на проверку усвоения алгоритма выполнения лабораторной работы (рефлексия) с взаимопроверкой
  2. Карточка с алгоритмом для каждого ученика (вклеить в тетрадь Приложение 3)
Оценка учащимися своей деятельности и достижений в ходе урока по планированию своей деятельности.

Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников в 2011 году по физике.

Код раздела Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ. МЕХАНИКА.
1 1.2.3 Масса тела.
1.2.4 Плотность вещества.

Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому ЕГЭ.

Код требования Элементы содержания, проверяемые заданиями КИМ. МЕХАНИКА.
1 (Знать/Понимать) 1.1 Смысл физических понятий: физическая величина ,физический закон ρ=m/V, вещество.
1.2 Смысл физических величин : масса, плотность.
1.3 Смысл физических законов, принципов, постулатов; формирование научного мировоззрения.
2 (Уметь) 2.5.1 Делать выводы на основе экспериментальных данных.
2.5.2 Приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий.
2.5.3 Измерять: расстояния, промежутки времени.
2.6 Применять полученные знания для решения физических задач.
3 3.2 Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.

Литература.

  1. З. В. Александрова и др. Уроки физики с применением информационных технологий 7–11 классы. Методическое пособие с электронным приложением. Москва. Издательство “Глобус”, 2009 г.
  2. Г.И. Скворцова, к.п.н., МЦКО, Анализ урока в логике деятельностно-компетентностного подхода. Презентация.
  3. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по ФИЗИКЕ. Кодификатор составлен на базе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике (приказ Минобразования России “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования” от 05.03.2004 г. № 1089).