Актуальность программы.
Театр – это всегда игра… Вымысел, становящийся реальностью… Так что же такое игра с точки зрения педагогики и воспитания?
Игра выступает в качестве механизма познания окружающего мира и методом развития психической и интеллектуальной деятельности ребенка.
По единодушному мнению психологов, игра – ведущая деятельность ребенка и основа всего последующего его развития, ибо именно в игре он первоначально обретает опыт для жизни в обществе и развивает все те физические и духовные силы и способности, которые ему для этого необходимы. Игровая деятельность выступает своего рода полигоном, на котором ребенок, “будущий взрослый”, осваивает все многообразие форм человеческой деятельности. Подражая родителям, ребенок копирует поведение взрослых таким образом усваивая весь спектр сложных социальных ролей. С течением времени игровая деятельность ребенка все более усложняется, от простого копирования он переходит к пониманию внутренних связей между ролями. К младшему школьному возрасту ребенок способен самостоятельно задавать сюжеты, правила и выступать во множестве ролей. По тому, как играет ребенок, можно судить о его задатках и способностях, таким образом можно говорит о диагностической и развивающих функциях игры. Важность игры также заключается в том, что она выступает для ребенка в качестве универсального средства познания действительности.
Детская игра – своеобразный театр, в котором ребенок выступает нередко одновременно и как “актер”, играющий какую-то роль, будь то роль мамы или доктора, воспитательницы или пожарника, и как “режиссер”, организующий действия своих сверстников (“Я буду доктор, а ты – больной”) и участвующих в игре вещей, и как “драматург”, импровизирующий сюжетное действие и словесный текст за себя и за куклу. Ребенок является одновременно и организатором игрового “спектакля” и его зрителем, ибо при всей увлеченности игровым действием он не теряет из виду реальности, из материала которой и по образцу которой он строит реальность игровую.
В своей статье “Детская игра” Макаренко выделил три типа игрушки, где третьим типом явилась игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюды, дерева, бумаги, растения, проволока, гвозди. Игрушки третьего сорта – различные материалы – представляют самый дешевый и самый благодарный игровой элемент. Эти игрушки ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру. Если ребенок умеет играть с такими игрушками, это значит, что у него уже есть высокая культура игры и зарождается Высокая культура деятельности. В игрушке-материале есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор и для фантазии, не простого воображения, а большой творческой рабочей фантазии. Если есть кусочки стекла или слюды, из них можно сделать окна, а для этого нужно придумать рамы, следовательно, возбуждается вопрос о постройке дома. Если есть глина и стебли растений, возникает вопрос о саде.
Художественная же деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития. Программа предусматривает развитие у обучающихся восприятия, памяти и мышления, которые приобретают произвольность и управляемость. Ребенок овладевает способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него формируются начальные формы волевого управления поведением.
Социально-педагогическая направленность программы.
Все сказочные сюжеты можно рассказать, нарисовать…или воплотить в материальной форме. Героя можно создать из любого подручного материала, стул станет ширмой, ковер – зрительным залом, а ребенок – артистом и режиссером.
Когда ребенок сам мастерит куклу и сам проигрывает с ее помощью свою сказку, происходит множество мелких, но очень важных для его личностного развития вещей. Через куклу ребенок выражает эмоции и состояния, которые порой нельзя проявлять в обычной жизни (агрессия, гнев, страх и т. п.). Работа с куклой (включая ее создание) развивает художественные способности, мелкую моторику рук и произвольное внимание ребенка, учит его нести ответственность за движения и “жизнь” куклы. Создавая куклу, ребенок “создает” актера, создает живой художественный образ. Проигрывая свои сказки вместе с другими, каждый ребенок учится общению, совершенствует свои коммуникативные навыки и культуру. Причем это происходит в виде игры, и ребенок не воспринимает “урок сказок” как обучение.
Таким образом, программа направлена на социализацию, адаптацию человека в обществе, выражающуюся в ответственности за себя и за других, умение общаться, умение воплощать свои творческие идеи через материально-художественные образы, подготавливая ребенка к реализации себя в профессиональной деятельности.
Программа способствует развитию коллективной работы и в то же время нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей, будущих взрослых граждан, способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой иной, чем художественное творчество, жизненной ситуации, в любой сфере деятельности, распространяя ее и на отношения с людьми, с окружающим миром.
Цель данной программы – создание условий для самореализации в индивидуальном и коллективном творчестве.
Через развитие способности к игре осуществить психологическую подготовку к трудовой деятельности.
Помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной , прикладной и конструкторской деятельности.
Задачи:
Обучающие:
– закреплять и расширять знания, полученные на уроках трудового обучения,
изобразительного искусства, математики, природоведения, литературы и т. д., и
способствовать их систематизации;
– научить ребенка работать руками под контролем сознания;
– продолжать формировать образное, пространственное, мышление и умение выразить
свою мысль с помощью конструктивных объемных форм;
– совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и
приспособлениями при обработке бумаги и других материалов;
– приобретение навыков коллективной работы.
Воспитательные:
– воспитывать в детях интерес к изучению культуры разных стран;
– добиться максимальной самостоятельности детского творчества. -формирование
культуры труда.
Развивающие:
– пробуждать любознательность в области театрального, народного,
декоративно-прикладного искусства;
– развивать смекалку, изобретательность, конструктивное мышление и устойчивый
интерес к творчеству художника, театрального художника, дизайнера;
– формирование творческих способностей, духовной культуры и эмоционального
отношения к действительности;
– развитие мелкой моторики рук, точных движений пальцев, развитие глазомера.
– стимулирует развитие памяти (разучивание и воспроизведение ролей);
– развитие навыка “анализа-синтеза”, который стоит в основе любой мыслительной
операции.
Учебно-методический план.
№ п/п | Наименование и содержание темы | Количество часов | |||
теория | практика | всего | |||
1. | Вводные занятия | 4 | 6 | 10 | |
2. | Бумагопластика или объемное конструирование | 8 | 33 | 41 | |
пальчиковые и наручные куклы | 2 | 7 | 9 | ||
ширмы и декорации | 3 | 11 | 14 | ||
объемные бумажные куклы | 1 | 6 | 7 | ||
маски и полумаски | 2 | 9 | 11 | ||
3. | Театр теней | 2 | 12 | 14 | |
4. | Куклы из различных доступных материалов | 1 | 6 | 7 | |
куклы из текстиля | 3 | 3 | |||
куклы из пробок | 3 | 3 | |||
5. | Выставки, постановки, праздники | 6 | 6 | ||
15 | 63 | 78 |
Содержание учебных тем:
- Вводное занятие
Характеристика ожидаемых результатов
В результате обучения в кружке в течение полного учебного года
предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения:
– получат базовые, основные представления о традициях создания кукольного
представления;
– получат знания о создании теневого театра;
– овладеют приемами работы с различными материалами и техниками обработки этих
материалов;
– овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание,
вырезание, гофрирование, склеивание;
– научатся последовательно вести работу (замысел, выбор материала и способов
изготовления, готовое изделие);
– научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
– познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами,
аппликация, объемное конструирование);
– научатся сознательно использовать знания и умения, полученных на занятиях для
воплощения собственного замысла при помощи различных материалов.
Кроме того, учащиеся получат дополнительные сведения о месте и роли театрального и декоративно-прикладного искусства в жизни человека, о некоторых народных традициях и промыслах, об истории их возникновения и развития.
Условия реализации программы.
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия в группе проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа. Содержание занятий, предлагаемых здесь, подобраны с учетом особенностей развития детей данного возраста (9–11 лет).
Основной формой работы являются кружковые занятие. Это могут быть и занятия – вариации, занятия –экскурсии, импровизации, занятия – образы по сценарию со специальной подготовкой детей, занятия – праздники, занятия – эксперименты.
Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, спектаклей и инсценировок.
Программа доступна для выполнения в рамках занятий в неспециализированной начальной или средней школе. Оборудование, необходимое для дальнейшей постановки спектаклей с использованием созданных на занятиях кукол, может быть подготовлено как преподавателем, так и при помощи родителей.
Для успешной реализации данной программы необходимо выполнение следующих
условий:
– учебное помещение, соответствующее требованиям САНПиН для количества учащихся,
занимающихся по данной программе одновременно;
– учебные столы (парты) и стулья, соответствующие росту обучающихся;
– достаточная освещенность рабочих мест учащихся;
– осветительные приборы типа настольной лампы, с подвижной арматурой, имеющие
сертификацию;
– наглядные и методические пособия;
– материалы для практической деятельности (см. пункт ниже)
Материалы (инструменты и дидактические).
– Бумага различных размеров, фактур, текстур и цветов;
– ножницы канцелярские детские, ножницы с фигурными лезвиями;
– клей ПВА, кисть для клея, клеящий карандаш для детей;
– шило, резак, скальпель (только для работы педагога!);
– спицы вязальные (завитки, пружинки, спиральки);
– проволока;
– краски, кисти;
– поролон;
– скотч простой и скотч двусторонний;
– картон (простой, гофрированный, белый, цветной)
– лоскуты различной по фактуре и размеру ткани;
– ленты, тесьма, бусины, бисер, пайетки, пряжа;
– иголка, нитки, пуговицы;
– пробки;
– деревянные рейки и палочки.
Литература.
- Анистратова А.А., Гришина Н.И. “Поделки из ткани, ниток и пуговиц”. -2-е изд.-М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2010. (Развиваем творческие способности.)
- Анистратова А.А., Гришина Н.И. “Поделки из бумаги”. -3-е изд.-М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Издательство Оникс, 2010. (Развиваем творческие способности.)
- С.В.Игнатова, Н.В.Илларионова “Театр теней своими руками”-М.: Айрис-пресс, 2008. (Внимание: дети!).
- С. Кабаченко “Бумажные человечки: веселое творчество для всей семьи”.-М.: Эксмо, 2010. (Азбука рукоделия.)
- В.Шультце “Зверушки из пробок”-М.: Арт-родник, 2007.
- Джун Джексон. Поделки из бумаги. – “Росмэн”, М., 1996.
- Надежда Васина. Бумажная симфония. – “Айрис-пресс”, М., 2009.