Овладеть технологией личностно ориентированного обучения, значит, научиться так строить учебный процесс, чтобы на каждом его этапе проявлялись важнейшие функции личности: выбор ценностей, рефлексирование смысла своей деятельности, реализация своих способностей и задатков. Личность развивается тогда, когда оказывается востребованной соответствующими условиями жизнедеятельности.
Цель личностно ориентированного обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности с учётом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.
За годы работы в школе (7 лет) я понял, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Всё начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья – он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения я ставлю во главу своей системы работы? Это:
- Дифференцированный подход – необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно лёгким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нём страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным.
- Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения – дедуктивность (сначала рассматриваются общие вопросы, затем – частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.
- Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:
- Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет увеличить время на самостоятельную работу учащихся;
- Использование в работе взаимо- и самоконтроля;
- Организация индивидуальной работы с отдельными учащимися на фоне самостоятельно работающего класса или групп;
- Индивидуализация домашнего задания;
- Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;
- Организация исследовательского эксперимента;
- Использование проектных технологий;
- Постановка проблемы и поиск её решения;
- Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.
Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся.
Использование групповой работы, которая помогает формированию коммуникативных навыков общения, общего достижения решения проблемы. В такой работе учитывается не только вклад каждого ученика в общее дело, но и происходит взаимообучение, что очень важно. Однако, организуя работу в группах, учителю надо следить сразу за всеми учениками, оказать помощь тем, кто в ней особенно нуждается.
Основная проблема, возникающая при работе в группах – сколько унесёт ученик с урока. Только ли тот “кусочек”, который был набран в его группе, или даже лично им? Не будут ли тогда его знания односторонними, поверхностными? Одним из путей разрешения этой ситуации в организации урока – постепенное перетекание работы одной группы в работу другой. Затем происходит дополнение её, обобщение, уточнение. На протяжении всей работы ученики заинтересованы во взаимообогащении знаниями.
Чтобы добиться высокого результата в обучении,
а этого хочет каждый учитель. необходимо научить
детей мыслить, находить и решать проблемы,
используя для этой цели знания из разных
областей, информационно-коммуникационные
технологии. Второй год я использую в своей работе
исследовательскую технологию. Что это даёт?
Повышение уровня активности на уроке;
На протяжении всех лет моей работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы. Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребёнка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения.
На мой взгляд, наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию. Вопросы, на которые учащимся предстоит ответить в ходе урока, формулирую таким образом, чтобы они позволяли создавать ситуации неожиданности, предположения, опровержения. Уверен в том, что каждый ответ ученика ценен тем, что это результат рождённой его собственной мысли. Нет беды в том, что ответ на какой-либо вопрос не найден сразу. Нерешённая задача будет постоянно побуждать к поиску решения, создавать дополнительную мотивацию к познанию.
Привожу 2 урока по одной той же теме “Кислоты” с использованием двух различных технологий: педагогических мастерских” и технологии “обучения младших школьников”. Последний урок приведен в приложении 1.
Применение технологии педагогических мастерских при изучении темы "Кислоты" 8 класс.
Цель урока:
Cформировать умения учащихся находить, анализировать и представлять – социализировать необходимую информацию;
Сформировать коммуникативные, исследовательские, валеологические компетенции.
Цель достигается при изучении конкретного вопроса: “Кислоты: состав, классификация, взаимодействие с металлами”.
В соответствии с темой можно выделить следующие учебные задачи:
Продолжить формирование понятий простое и сложное вещество на примере кислот.
Охарактеризовать состав, классификацию, физические свойства кислот.
Показать роль кислот в жизнедеятельности человека животных и растений.
Оборудование: учебник Рудзитис Г.Е., Ф.Г. Фельдман Химия 8; растворы серной, соляной, уксусной кислот, лимон (лимонная кислота); образцы металлов - магний, цинк; индикаторы; компьютер, презентация. Лепестки фиалок (или роз).
Ход мастерской
I. Индуктор
На слайде написаны незаконченные предложения:
“Содержатся в лимоне, апельсине, яблоке, столовом уксусе…
Выпадают из атмосферы вместе с дождем в крупных мегаполисах……..
Реагируют с металлами…”
Переваривание пищи в желудке у всех земных животных происходит в … среде. В этом проявляется удивительное сходство всех животных на планете.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, какой класс веществ может подходить под приведенное выше описание?
Учащиеся:……(называют элементы, вещества в т.ч. кислоты)
Учитель: Тема нашего урока “Кислоты”
II. Работа в группах
Учитель: Итак, кислоты содержатся в живых организмах (животных и растениях), могут “выливаться” нам на голову вместе с атмосферными осадками.
А что вы знаете о кислотах еще? Обсудите в группе (не более 4 человек), и через 2 минуты представьте наиболее важные, на ваш взгляд, сведения об этом классе веществ. Пользоваться можно только собственной памятью и эрудицией.
Учитель: В своих выступлениях вы не должны повторять сведения, представленные другими группами.
Учащиеся обсуждают.
Социализация №1. Группы выступают
III. Ситуация “разрыва”
Учитель: Молодцы, ребята! Вы многое знаете о кислотах. Но… вся ли информация сейчас прозвучала?
Учащиеся: ТОЧНО НЕТ!
Учитель: Совершенно верно! Мы ничего не сказали о том, как человек познакомился с кислотами, о их роли в природе и жизни живых организмов, о их физических и химических свойствах, да и физические свойства были не полностью описаны…А также в стороне остались способы получения, классификация и применения ……
Тема “Кислоты” изучается в курсе химии всех школ на земном шаре. Так уж получилось. История химии описывает забавный случай, произошедший в Голландии с одним из величайших ученых-физиков Нильсом Бором. Во время фашисткой оккупации Бор работал в своей лаборатории. И вдруг…пришли гитлеровцы с обыском, думая найти в лаборатории ценные металлы (золото, серебро, платина). У Бора были старинные золотые монеты и золотые медали. Не долго думая, Бор бросает эти золотые изделия в смесь азотной и серной кислот. К удивлению гитлеровцев от золота не осталось и следа, а полученные растворы Бор преспокойно поставил на полку. Хотя было известно, что ни с соляной ни с азотной кислотой по отдельности золото не реагирует!!!
А через 3 дня Бор уже выделил свое золото из растворов обратно.
Для того, чтобы не попасть “впросак”, и не быть обманутыми, мы должны воспользоваться научными знаниями о кислотах и их свойствах. Работа предстоит большая, поэтому мы распределим обязанности:
Подойдите, пожалуйста, к столу и выберите роль, которую вы будете играть.
Задания и роли
1. Историки
Расскажите о знакомстве человека с кислотами и роли кислот в животном и растительном мире. Где в природе встречаются кислоты?
2. Учёные
Расскажите об индикаторах. Что это такое и как ими пользоваться? Что получается при действии кислот на различные индикаторы (метилоранж, фенолфталеин и лакмус).
Для работы используем серную, соляную, уксусную и лимонную кислоты
3. Математики
1. Дайте определение кислот.
2. Расскажите о классификации кислот, запишите их формулы. Что такое кислотный остаток и как определяется его валентность? Запишите названия солей, которые образует каждая кислота. Заполните таблицу.
Название кислоты | Ф Формула кислоты | Кислотный остаток/его ва лентность | Н Название соли |
4. Физики
Расскажите о физических свойствах кислот и о правилах обращения с ними. Техника безопасности при работе с кислотами.
5. Химики
Расскажите о взаимодействии кислот с металлами. Проделайте следующие опыты:
Опыт№1. Взаимодействие цинка и магния с серной кислотой
Опыт №2. Взаимодействие меди и золота (кольцо учителя) с серной, соляной и уксусной кислотами.
Сделайте вывод, отчет оформите в виде таблицы (4 столбик НЕ ЗАПОЛНЯТЬ)
Металл | К Кислота | Н Наблюдение | Ур Уравнение реакции |
Капитаны групп выбирают роли (в произвольном порядке, кто какую вытянет) и получают задания.
Учитель: Работайте, пожалуйста, старательно, аккуратно с улыбкой на лице и не кисните от задания. Как говорил Шекспир “От кислых яблок сразу кисну”. Я надеюсь, что мы с Вами не начнем киснуть и от ваших выступлений.
Объединитесь в группы по ролям и начните выполнять задание. Условие: каждый член группы должен использовать один источник информации. Распределите сами, какой из источников выбрать. Можно использовать:
учебник авторов Гузей Л.С. и др. Химия 8 класс, - М. Дрофа, 2004 г.
учебник авторов Рудзитис Г.Е. и др. Химия 8 класс, М. Просвещение, 2008 г.
учебник Кузнецова Н.Е, Гара Н.Н Химия 8 кл, Вентана Граф 20010 г.
дополнительную литературу (Б.В. Мартыненко Химия: кислоты и основания).
На поиск, анализ и обсуждение информации дается 20 минут. Еще 15 мин. идет на подготовку общей информации группы на плакате (слайды презентации или листы А3) и защита.
Учащиеся работают с различными информационными источниками, обсуждают найденную информацию и готовят проекты к защите.
Социализация №2
Группы выступают. Учитель, по мере необходимости, помогает исправлять допущенные ошибки, обсуждая с учениками выступление каждой группы.
Учитель заполняет совместно с учениками таблицу, приводя и объясняя составление уравнений химических реакций (если успеваем).
IV. Обобщение
Учитель: Молодцы, ребята! Теперь мы многое узнали о кислороде. А вот, что писал знаменитый химик Роберт Бойль о свойствах кислот: Я пролил соляную кислоту на лепестки фиалки и они окрасились в красный цвет. Подобно лепестка фиалки окраску изменяли и лепестки роз, василька. Почему? И где это свойство лепестков можно применять?
Демонстрируем опыты с лепестками фиалки (или розы белой). Слушаем ответы учащихся.
Учитель (в зависимости от ответов): Молодцы, правильно, или сейчас скинем от ответов.
Теперь попробуйте составить свое мнение о новом классе веществ с которым мы сегодня начали знакомство. Для полного представления необходимо объединить усилия представителей разных групп. Объединитесь в 5 групп так, чтобы в каждой группе были: ученый, историк, физик, химик, математик.
Попробуйте объединить ваши знания и представить общее мнение о кислотах.
Учащиеся готовят проекты своей группы.
Социализация № 3.
Группы выступают.
V. Рефлексия
Учитель: Спасибо! Вы умные и талантливые дети!
А сейчас я попрошу вас, ребята, всех сесть в круг.
Учитель: Ответьте на вопросы: “Что нового вы сегодня узнали во время работы? Какие навыки вы использовали при работе в группах? Кого из ребят своей группы вы хотели бы похвалить за работу?”
Учитель: Всем спасибо за творчество и сотворчество! Выставление отметок за урок.
VI. Домашнее задание