В учебном процессе для оценки и проверки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы по любому предмету можно использовать технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов) в ОС “Школа 2100” Д.Д.Данилова.
Особенностями системы оценки являются:
- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
- уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
- использование накопительной системы оценивания, характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений (Портфель достижений или иные формы);
- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.
Формы и методы оценки
Приоритетными в диагностике (контрольные работы и т.п.) становятся: - продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика познавательных, регулятивных и коммуникативных действий;
диагностика результатов личностного развития, которая проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдений и т.д.). Диагностика предполагает проявления учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Таблицы, в которых собираются данные, показывают результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Привычная форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как:
целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
портфель достижений (портфолио) становится главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика.
Все эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов. Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.
Традиционную оценочно-отметочную шкалу (так называемую “пятибалльную”) необходимо принципиально переосмыслить и изменить. В настоящее время она построена по принципу “вычитания”. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке. Вместо этого необходимо переосмыслить шкалу по принципу “прибавления” и “уровнего подхода” – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Описание системы оценки результатов
1-е правило. ЧТО ОЦЕНИВАЕМ? Оцениваем результаты - предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе). Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
2-е правило. КТО ОЦЕНИВАЕТ? Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по “Алгоритму самооценки” и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. |
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
Алгоритм самооценки (основные вопросы после выполнения задания)
1. Какова была цель задания (задачи)?
2. Удалось получить результат (решение, ответ)?
3. Правильно или с ошибкой?
4. Самостоятельно или с чьей-то помощью?
3-е правило. СКОЛЬКО СТАВИТЬ ОТМЕТОК? По числу решённых задач.
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
4-е правило. ГДЕ НАКАПЛИВАТЬ ОЦЕНКИ И ОТМЕТКИ? В таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в “Портфеле достижений”.
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:
1.таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
2.таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
3.таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
- за метапредметные и личностные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
“Портфель достижений ученика” – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы “Портфеля достижений”:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять “Портфель достижений” и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном - обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: “нормально”, “хорошо”, “почти отлично”, “отлично”, “превосходно”.
5-е правило. КОГДА СТАВИТЬ ОТМЕТКИ? Текущие – по желанию, за тематические проверочные работы - обязательно. За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
6-е правило. ПО КАКИМ КРИТЕРИЯМ ОЦЕНИВАТЬ? По признакам трёх уровней успешности.
Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия (раздел “Ученик научится” примерной программы) и усвоенные знания, (входящие в опорную систему знаний предмета в примерной программе). Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки - “хорошо, но не отлично” или “нормально” (решение задачи с недочётами).
Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
либо действие в новой, непривычной ситуации (в том числе действия из раздела “Ученик может научиться” примерной программы);
либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня. Качественные оценки: “отлично” или “почти отлично” (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕобязательный) - решение не изучавшейся в классе “сверхзадачи”, для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка - “превосходно”.
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по 5-балльной шкале с некоторой доработкой.
Сопоставимость качественной и количественной оценок
Основная проблема-составление методически грамотного составления рейтинга.
Прежде всего необходимо:
1. разделить материал на структурно-логические самостоятельные модули (или логические блоки). Модулем может быть:
- отдельная тема или раздел (например, в 10 классе тема “Углеводороды”);
- - самостоятельный цикл лабораторных работ (например, в 8 классе по теме “Основные классы неорганических соединений”);
- - индивидуальные домашние задания;
- - индивидуальная самостоятельная работа по выбору ученика (работа с карточками, подготовка сообщения, выполнение демонстрационного эксперимента);
- - разделы, выделенные для самостоятельного изучения.
2.определить нормативные баллы на все задания и задачи учебного предмета (или правила начисления баллов);
3.установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать ученик в ходе обучения;
4.составить свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание – рейтинговый регламент;
5.на основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов;
6.в конце четверти (полугодия) выставить общую оценку за работу, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули (темы)
Теперь рассмотрим пример построения рейтинговой системы для оценочной шкалы.
В данной системе можно использовать 10-ти бальное оценивание.
Для каждого учащегося можно разработать таблицу успешности, в которую заносятся его баллы по пройденным темам.
Критерии оценивания знаний учащихся
Основные критерии |
Баллы |
Уровни успешности (качественная оценка) |
Даты уроков | ||||
Отсутствие на уроке | 0 | ||||||
Готовность к уроку | 0,5 | ||||||
Слушал, переписывал с доски | 1,0-1,4 | Очень слабо |
|||||
Выполнял задания по алгоритму или образцу (без объяснений) | 1,5-2,0 | Слабо |
|||||
Частично знаю материал, но применить и объяснить не могу | 2,1-3,0 | Посредственно |
|||||
Задание выполняю с помощью учителя или с подсказкой одноклассников | 3,1-4,0 | Нормально |
|||||
Объясню и могу выполнить большую часть задания самостоятельно | 4,1-5,0 | Недостаточно хорошо |
|||||
Могу объяснить свои ошибки и устранить их с помощью учителя | 5,1-6,0 | Хорошо |
|||||
Хорошо знаю теоретический материал, могу связать теорию с практикой | 6,1-7,0 | Очень хорошо (почти отлично) |
|||||
Сам могу устранить свои ошибки, могу выполнить творческую работу с помощью учителя | 7,1-8,0 | Отлично |
|||||
Прекрасно усвоил теорию, работу выполняю аккуратно и точно | 8,1-9,0 | Прекрасно |
|||||
Оригинально, не стандартно могу применить знания на практике, могу дать объяснения | 9,0-10,0 | Идеально |
|||||
Суммарный балл за занятие |
Критерии оценивания письменных контрольных и самостоятельных работ
Объем правильно выполненных заданий (в % от общего объема работы) | БАЛЛЫ | |
Стандартная работа | Повышенный уровень (профильный) | |
Не превышает 25% | 1,0 – 2,0 | 1,0 – 3,0 |
Не превышает 50% | 2,1 – 4,0 | 3,1 – 5,0 |
Не превышает 75% | 4,1 – 5,0 | 5,1 – 7,0 |
Превышает 75% | 5,1 – 7,0 | 7,1 – 10,0 |
Штрафные баллы начисляются в следующих случаях:
- прогул урока без уважительной причины (баллы возвращаются при отработке пропущенного материала) (минус 1 балл);
- отсутствие домашнего задания (минус 1 балл);
- плохое поведение на уроке (минус 1 балл);
- неготовность к уроку (минус 1 балл);
- опоздание более чем на 7 минут без уважительной причины (минус 1 балл).
Итоги рейтинга
Можно разделить все действия учеников на основные (оценочные) и дополнительные. Тогда при подведении итогов учитывать оценочные баллы и дополнительные, но ввести при этом коэффициент соответствия. Например, при выставлении итоговой отметки добавлять к оценочным 10% дополнительных баллов, т.е. коэффициент соответствия равен 0,1. Важно, чтобы при использовании рейтинговой шкалы, фиксировалось всё, что делают ученики, чтобы избежать недоразумений.
Перевод рейтинга в баллы осуществлялся по формулам:
Отметка "3" = 0,5·F(max),
Отметка "4" = 0,6·F(max),
Отметка "5" = 0,75·F(max),
Перевод в “5” балльную шкалу
Отношение набранной суммы баллов к максимально возможной |
Оценка по дисциплине по 5 балльной шкале |
90% и более |
5 |
80-89% |
4 |
75-79% |
4 |
65-74% |
3 |
60-64% |
3 |
Хотя бы один из модулей оценен на "2" |
2 |
Чтобы активизировать учеников, определяется минимальное рейтинговое число, от 30 до 50% максимального значения и если к концу четверти ученик наберет сумму, меньшую этого числа, он считается не освоившим этот предмет (тему, курс).