Занятие по ИЗО по теме "Использование техники городецкой росписи в художественном творчестве"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели

1. Приобщение детей к народной самобытной культуре и традиционным ремеслам.

2. Дать целостное представление о городецкой росписи и о последовательности её выполнения, показать основные технологические приёмы.

Задачи

1. Познакомить с декоративно-прикладным творчеством - уникальной городецкой росписью по дереву.

2. Развить воображение, внимание, наблюдательность, фантазию.

3. Познакомить с технологическими приемами городецкой росписи: свободный кистевой мазок, подмалевок, “разживка”.

4. Научить приемам кистевого исполнения на примере традиционных композиций: “Городецкая роза”, “Птица – Глухарь”, “Конь” с элементами цветочной росписи.

5. Воспитать чувство любви к народной культуре и к традиционным прикладным искусствам.

План занятия

  1. Встреча детей. Начало занятия.
  2. Введение в историю городецкого промысла.
  3. Мультимедийная презентация “Городецкая роспись”.
  4. Практическая работа.
  5. Итоги занятия.

Информационно-методическое обеспечение

Наглядно – демонстрационные:

1. Мультимедийная презентация

2. Схемы поэтапной работы.

3. Демонстрационные экспонаты: разделочные доски, чаши.

Инструменты и материалы

  1. Кисти беличьи, колонковые №3,№5.
  2. Банка для воды.
  3. Палитра.
  4. Краска – гуашь.

Мотивация: делаем работы для выставки по народным искусствам. Аккуратность в работе. Взаимопомощь друг друга.

Ход занятия

Слайд 1. Встреча детей. Начало занятия.

Слайд 2. Знакомство с темой занятия.

Слайд 3.

Не в лесу и не в поле,
Не в лугах, не на воле
Распустились цветы
Столь земной красоты,
А на те цветы да на ягоды
Летит птица – перепелица.
Хочет птица на ветку сесть
Да ягодку красную съесть
Птица та не простая
Сказочная, расписная,
Разживками белильными украшена,
Завитками да точками наряжена.

Слайд 4. История городецкого ремесла. На левом берегу Волги чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное ещё в 12 веке. Места по берегам Волги были выгодные для развития торговли – рядом Макарьевская, крупнейшая в России, ярмарка.

Слайд5. Городецкая роспись возникла на базе старинного промысла, объединившего жителей нижегородских деревень, расположенных на реке Узоле. Изготовляемые изделия мастера украшали скобчатой резьбой, инкрустацией. Роспись появилась здесь в 60-х годах 19 века и положила начало новому городецкому стилю – росписи яркими красками. Наивысшего расцвета промысел достиг в 80-е годы 19века.

Слайд 6. Узольские народные мастера вырабатывали подставки для прядильного гребня и игрушки с росписью красным, жёлтым, зелёным и чёрным цветами сюжетами из крестьянского и городского быта, изображением сказочных птиц, котов, коней.

Материалом для изделий служила древесина лиственных и хвойных пород.

Роспись выполняют масляными красками по текстуре древесины и по цветному фону изделий.

При окончательной отделке изделия покрывают плотной и прочной плёнкой лака.

Характерная особенность городецкого промысла - исполнение рисунка на цветных фонах: жёлтом, зелёном, голубом, синем, красном.

Яркие краски и роспись по принципу размещения крупных красочных пятен.

Типичными сюжетами для городецких изделий, как и в старину, остаются изображения коней, птиц, цветов купавки, ромашки, роз, винограда, зелёной листвы, сцен из народной жизни.

Городецкие мастера изготовляют утилитарные изделия – детскую мебель, игрушки, предметы бытового назначения, предметы декоративного характера.

Техника городецкой росписи

Слайд 7. Роспись выполнялась прямо на деревянной основе. Основа грунтуется жёлтым, красным, чёрным цветами. Изображения сохраняют плоскостной характер. Вместо светотени – переходные оттенки и оживки. Меткость и гибкость линии, тонкость штриха, уверенность и лёгкость мазка порой граничат с виртуозностью. Перед росписью заготовка проходила сложный, подготовительный этап, который заключался в грунтовке её мелом и промазывания клеем.

Способ росписи – прокладка основных цветов с последующей линейной разработкой. Композиции городецкой росписи можно разделить на 3 вида: цветочная роспись, цветочная роспись с включением мотива: “птица”, “кот”, “конь”, сюжетная роспись.

Роспись дополнялась “оживкой” - тонкой разделкой орнаментальных форм белилами, которые наносились на однотонные силуэты, что придавало им некоторую объёмность. Орнаменты решались в два – три приёма.

Наложит основной цвет мастер одним мазком, рядом положит другой оттеняющий или контрастный, а поверх нанесёт “оживку”. И зацветут на тоненьких стебельках цветы – розы, купавки ромашки. Пройдёт по работе ещё один раз, и лягут везде гибкие листья, дополняя яркие городецкие цветы.

Интересное решение сюжетных тем, образов людей. Все лица писались однотипно: сначала наносился белый кружок, на котором быстрыми движениями кисти рисовались тонкие дуги – брови, чёрточки – глаза, дуги – губы.

Слайд8. Последовательность изображения цветов и листьев. Процесс выполнения городецкой росписи делится на три этапа: 1).подмалёвок, 2).оттенки, 3) оживка. Подмалёвок в городецкой росписи важнейший этап. От того, как будут распределены цветовые пятна и формы, зависит внешний вид работы в целом. Подмалёвок выполняется без предварительного нанесения контуров карандашом, сразу кистью, поэтому важно закрепить последовательность выполнения мазков.

Слайд 9. Последовательность изображения цветка – купавки. Купавка - традиционный городецкий цветок.

Выполнение росписи: 1) мазком выполняем кружок – яблочко 2) в верхней части кружка пишем малиновый кружок меньшего размера 3) в середине яблочка пишем малиновый серпик. 4) по краю яблочка выполняем малиновые скобочки с нажимом. 5) оживка белилами : малиновый кружок в центре заполняем тонкой белильной спиралькой, от центра к краям пишем тонкие белильные лепестки.

Слайд10. Последовательность изображения цветка – розы. Городецкая роза.

Выполнение росписи: 1) выполняем красный кружок-яблочко 2) приписываем к кружку красные лепестки – скобочки с нажимом. 3) внутри каждой скобочки – лепестка красным цветом выполняем тонкую штриховку. 4) в середине розы пишем малиновый кружок и серпик, затем узор белилами, состоящий из тычинок, мелких скобочек и “жемчужинок” - мелких точек.

Слайд11. Последовательность изображения птицы– глухаря. Птица “Глухарь”

Птица в городецкой росписи может быть композиционным центром. Приёмы написания птицы:

1. Мазок выполняется без отрыва от клюва птицы, затем переходит к шее и груди. Движением кисти единым мазком выполняется голова, шея, спина, начиная с тонкой линии клюва, и постепенно утолщается при написании шеи и груди.

2. Следующий мазок утолщается, как бы обегает крыло. Также единым мазком выполняется крыло птицы, которое закрашивается зелёным, синим или каким-нибудь другим цветом.

3. Хвост выполняется движением мазка снизу-вверх от крыла до уровня головы птицы, плавно переходя от тонкой линии к толстой, и заканчивается снова тонкой линией, после чего закрашивается.

4. Выполнение лап птицы. К тельцу приписываются верхние части лапок, похожие на листики, а затем тонкой чёрной кистью - нижние части с коготками. К голове приписывают гребешок. Красный хвост-веер дополняется тёмно-красными перьями.

Слайд12. Завершающий этап - “оживка”. Белилами пишут глаз, пёрышки на грудке, изящной спиралькой и штриховкой украшают крылышко. Между тёмно-красными перьями появляются широкие мягкие перья белого цвета.

Слайд13. Росписи с изображением городецких птиц.

Слайд14.. Последовательность изображения коня. Городецкий конь- это воплощение красоты и безошибочной точности руки мастера, виртуозная работа кистью без предварительного рисунка.

1. Кистью, насыщенной чёрной краской пишем мазок, подобный тому, каким пишем шейку и грудь птицы. Движением сверху - вниз единым мазком выполняем шею, грудь коня (как у птицы).

2. К этому мазку приписываем ещё один, образующий вместе с первым изогнутую каплевидную форму, в которой уже угадывается шея и грудь коня.

3. Оставляем место для седла и единым мазком выполняем округлый круп коня и заднюю ногу до колена, продолжаем линию живота.

4. К изогнутой шее приписываем небольшую продолговатую голову, а к ней –треугольные ушки.

5. К туловищу дописываем верхние части ног, при этом передняя по традиции пишется поднятой. К верхним частям ног приписываем их нижние части от колена до копыта. Тщательно выполняем копытца коня, иногда похожие на чёрные остроконечные листики.

6. Пышный струящийся хвост выполняем свободными плавными движениями кисти. Яркими нарядными цветами пишем седло и уздечку коня.

7. Завершающий этап – белильная “оживка”. Белилами пишем круглый глаз, параллельными тонкими штрихами обозначаем его гриву и украшаем хвост, мелкими белыми мазочками оттеняем копытца, нарядно украшаем его сбрую. Кони разных мастей: вороные, белые, каурые, гнедые хорошо вписываются в общий радостный строй городецкой росписи.

Слайд15. Росписи с изображением городецкого коня

Слайд16-23. Заключительные.

Сегодня мы закрепляем наши знания о городецкой росписи, рисуем, прорабатываем и запоминаем основные элементы городецкой росписи — цветы, птицу и коня, цветовые сочетания и колорит, техники написания. Используя эти умения и навыки, вы сами попробуете создать свою собственную композицию из элементов городецкой росписи и по своим эскизам расписать в технике городецкой росписи деревянную разделочную доску, шкатулку, чашу и многие другие предметы. Приятной работы, приобретения мастерства и творческих успехов.