Технологическая карта для учащихся к уроку "Кислоты: состав и общие свойства"

Разделы: Химия


Каждый учитель задумывается над тем, как сделать урок познавательным, интересным, как вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса?

Одним из решений данной задачи является использование на уроке технологических карт для учащихся. Технологическая карта - это сценарий урока, описание процессов в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий учащихся. Технологические карты содержат задания для самостоятельной работы, дают возможность для организации различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, парной, групповой). Технологические карты позволяют превратить ученика из пассивного слушателя монолога учителя в активного участника процесса познания. Технологические карты – одно из средств формирования универсальных учебных действий.

В качестве примера предлагаю технологическую карту урока в 8-м классе по теме “Кислоты”. Наглядным сопровождением данного урока является презентация на интерактивной доске.

Сегодня на уроке:

-ты познакомишься с составом кислот, отработаешь умение определять принадлежность веществ к классу кислот;

-ты узнаешь о физических свойствах кислот;

-ты начнешь изучение общих химических свойств кислот.

Из повседневной жизни вам уже известны некоторые кислоты:

  • Для приготовления маринадов используют _________________________ кислоту.
  • Сок лимона и апельсина содержит _______________________________ кислоту.
  • В щавеле содержится _________________________________кислота.
  • Когда мы заболеваем, принимаем ацетилсалициловую кислоту (или аспирин).
  • Витамин С – это __________________________кислота.

Перечисленные кислоты относятся к органическим . Сегодня познакомимся с составом и свойствами некоторых неорганических (или минеральных) кислот.

Это интересно……

В кратере вулкана Малый Семячик (Камчатка) на глубине 170 м находится необычное кислое озеро. Температура этого непрозрачного озера колеблется от +27 0С до +42 0С, а уровень минерализации соответствует раствору серной H2SO4 и соляной HCl кислот средней концентрации. Поражают размеры озера: ширина около полукилометра, а глубина — до 140м.

Знатокам биологии:

Какая кислота входит в состав желудочного сока?

  • Состав кислот.

При получении водорода мы использовали серную и соляную кислоты. Их химические формулы:

H2SO4

серная

HCl

соляная

Вы видите, что в состав кислот обязательно входят атомы _______________.

Атомы водорода соединены с атомами или группой атомов неметаллов. Это – кислотный остаток. Обведи кружком кислотные остатки в формулах соляной и серной кислот.

Обсуди с соседом па парте: что называют кислотами и дополни определение:

Кислоты – это _____________________ (простые или сложные) вещества, состоящие из атомов _______________________ и _____________________________ _______________________________.

Задание 1.

Поиграй в игру “крестики- нолики”. Выигрышный путь составляют формулы кислот.

CuSO4 NaOH H2O
CO2 H2S NaCl
HCl HNO3 H2SO4

В дальнейшем нам придется составлять формулы солей, в состав которых входят кислотные остатки. А для этого необходимо уметь определять валентность кислотного остатка. В таблице 1 записаны валентности кислотных остатков некоторых кислот.

Какую закономерность вы отмечаете, анализируя данную таблицу?

Валентность кислотных остатков равна _________________________________ ______________________________________________________________________ .

Заполни самостоятельно пустые строки таблицы 1:

Таблица 1.

Название кислот

Химическая формула

Валентность кислотного остатка

Серная

H2SO4

II

Сернистая

H2SO3

 
Сероводородная

H2S

 
Азотная

HNO3

 
Фосфорная

H3PO4

III

Угольная

H2CO3

 
Кремниевая

H2SIO3

 
Соляная (хлороводородная)

HCl

I
Бромоводородная

HBr

 
Фтороводородная

HF

 

Задание 2. Ученые, исследовавшие состав и структуру волос Наполеона, пришли к выводу, что его отравили соединениями мышьяка (As- мышьяк). Использовалась для этого мышьяковистая кислота. Составь формулу этой кислоты, имеющей трехвалентный кислотный остаток AsO3. Если задание вызывает затруднения, обратись к определению “кислота” и к таблице 1.

Формула мышьяковистой кислоты ___________________ .

  • Общие физические свойства кислот
    1. Агрегатное состояние. Кислоты – жидкости (за исключением фосфорной кислоты – ___________, которая является твердым веществом).
    2. Цвет. Большинство неорганических кислот бесцветны.
    3. Вкус. Многие кислоты имеют кислый вкус. Существуют сладкие по вкусу кислоты (например, салициловая) и горькие (например, никотиновая кислота).
    4. Запах. Некоторые кислоты , например, соляная __________и азотная __________-имеют своеобразный запах.

5.) Растворимость в воде. Кислоты хорошо растворяются в воде (исключение – кремниевая кислота _________).

Демонстрационный опыт.

Растворение серной кислоты в воде.

Наблюдения: При растворении кислоты в воде температура увеличивается до __________0.

Вывод: При растворении кислот в воде выделяется________________________________ .

Поэтому, растворяя кислоты в воде, нужно кислоту наливать в воду, а не наоборот. Если не выполнять этого правила, то вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо, руки, попасть в глаза.

Запомни:

“Чтоб не произошла беда,
Сначала вода,
А потом – кислота!”

. Концентрированные кислоты разъедают кожу, бумагу, ткани, древесину.

Растворы кислот требуют осторожного обращения!

  • Общие химические свойства кислот.

Сегодня мы познакомимся с одним из самых важных химических свойств кислот.

  1. Взаимодействие с индикаторами

Из истории химии. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Бойль провел серию опытов с цветами других растений. Оказалось, что и васильки, и роза изменяли свою окраску под действием кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей – синим. После некоторых раздумий Бойль назвал настой лишайника ИНДИКАТОРОМ, что в переводе с латинского означает указатель.

Индикаторами называют вещества, которые ______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________.

Обсудите в парах:

Какие известные вам отвары, соки и настои изменяют окраску?

при добавлении лимонного сока? ___________________________

при добавлении уксуса (уксусной кислоты)? __________________________

Не только сок свеклы и настой чайного листа изменяют свою окраску при добавлении кислот. Некоторые примеры растительных индикаторов представлены в таблице:

Сырье для приготовления индикаторов

Естественный цвет индикатора

Изменение цвета от кислоты

Плоды крушины

Фиолетовый

Kрасно-фиолетовый

Плоды черемухи

Kрасно-фиолетовый Kрасный

Ягоды черники

Светло-фиолетовый Фиолетовый
Венчики цветов василька Желтый Розовый

В лабораториях редко применяют растительные индикаторы.

Также изменяют окраску в кислотах индикаторы –

ЛАКМУС (в переводе с голландского “растительная краска”)

и

МЕТИЛОРАНЖ (или метиловый оранжевый)

Проведем лабораторные опыты.

Лабораторный опыт 1. Налей в две пробирки по 2 мл раствора лакмуса в воде. Запомни: водный раствор – это нейтральная среда раствора. Обрати внимание на окраску лакмуса. В одну пробирку добавь 2 мл раствора серной кислоты (H2SO4) , а в другую – 2 мл соляной кислоты (HCl).

Результаты исследований занеси в таблицу 2.

Лабораторный опыт 2. Налей в две пробирки по 2 мл раствора метилоранжа в воде. Обрати внимание на окраску метилоранжа. Добавь 2 мл раствора серной кислоты (H2SO4) и соляной кислоты (HCl) . Результаты испытаний запиши в таблицу 2.

Таблица 2.

Название индикатора Окраска в нейтральной среде (водной) Окраска в кислой среде
(т.е. при добавлении кислоты)

ЛАКМУС

   

МЕТИЛОРАНЖ

   

Домашние задания по теме: Кислоты классифицируют по разным признакам. Одна из классификаций – по наличию атомов кислорода в молекуле кислоты. Из таблицы 1 выпиши:

Кислородсодержащие кислоты: _____________________________________

_________________________________________________________________

Бескислородные кислоты:__________________________________________

_________________________________________________________________

  • Поиграй в игру “Пятый лишний”:
  • СrO3 H2S CO2 CaO SO2
    HCl H2CO3 H2O HI HNO3
    H2S H2SO3 H2CO3 H2SiO3 H2SO4