Каждый учитель задумывается над тем, как сделать урок познавательным, интересным, как вовлечь в активную деятельность всех учащихся класса?
Одним из решений данной задачи является использование на уроке технологических карт для учащихся. Технологическая карта - это сценарий урока, описание процессов в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий учащихся. Технологические карты содержат задания для самостоятельной работы, дают возможность для организации различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, парной, групповой). Технологические карты позволяют превратить ученика из пассивного слушателя монолога учителя в активного участника процесса познания. Технологические карты – одно из средств формирования универсальных учебных действий.
В качестве примера предлагаю технологическую карту урока в 8-м классе по теме “Кислоты”. Наглядным сопровождением данного урока является презентация на интерактивной доске.
Сегодня на уроке:
-ты познакомишься с составом кислот, отработаешь умение определять принадлежность веществ к классу кислот;
-ты узнаешь о физических свойствах кислот;
-ты начнешь изучение общих химических свойств кислот.
Из повседневной жизни вам уже известны некоторые кислоты:
- Для приготовления маринадов используют _________________________ кислоту.
- Сок лимона и апельсина содержит _______________________________ кислоту.
- В щавеле содержится _________________________________кислота.
- Когда мы заболеваем, принимаем ацетилсалициловую кислоту (или аспирин).
- Витамин С – это __________________________кислота.
Перечисленные кислоты относятся к органическим . Сегодня познакомимся с составом и свойствами некоторых неорганических (или минеральных) кислот.
Это интересно……
В кратере вулкана Малый Семячик (Камчатка) на глубине 170 м находится необычное кислое озеро. Температура этого непрозрачного озера колеблется от +27 0С до +42 0С, а уровень минерализации соответствует раствору серной H2SO4 и соляной HCl кислот средней концентрации. Поражают размеры озера: ширина около полукилометра, а глубина — до 140м.
Знатокам биологии:
Какая кислота входит в состав желудочного сока?
- Состав кислот.
При получении водорода мы использовали серную и соляную кислоты. Их химические формулы:
H2SO4
серная
HCl
соляная
Вы видите, что в состав кислот обязательно входят атомы _______________.
Атомы водорода соединены с атомами или группой атомов неметаллов. Это – кислотный остаток. Обведи кружком кислотные остатки в формулах соляной и серной кислот.
Обсуди с соседом па парте: что называют кислотами и дополни определение:
Кислоты – это _____________________ (простые или сложные) вещества, состоящие из атомов _______________________ и _____________________________ _______________________________.
Задание 1.
Поиграй в игру “крестики- нолики”. Выигрышный путь составляют формулы кислот.
CuSO4 | NaOH | H2O |
CO2 | H2S | NaCl |
HCl | HNO3 | H2SO4 |
В дальнейшем нам придется составлять формулы солей, в состав которых входят кислотные остатки. А для этого необходимо уметь определять валентность кислотного остатка. В таблице 1 записаны валентности кислотных остатков некоторых кислот.
Какую закономерность вы отмечаете, анализируя данную таблицу?
Валентность кислотных остатков равна _________________________________ ______________________________________________________________________ .
Заполни самостоятельно пустые строки таблицы 1:
Таблица 1.
Название кислот |
Химическая формула |
Валентность кислотного остатка |
Серная | H2SO4 |
II |
Сернистая | H2SO3 |
|
Сероводородная | H2S |
|
Азотная | HNO3 |
|
Фосфорная | H3PO4 |
III |
Угольная | H2CO3 |
|
Кремниевая | H2SIO3 |
|
Соляная (хлороводородная) | HCl |
I |
Бромоводородная | HBr |
|
Фтороводородная | HF |
Задание 2. Ученые, исследовавшие состав и структуру волос Наполеона, пришли к выводу, что его отравили соединениями мышьяка (As- мышьяк). Использовалась для этого мышьяковистая кислота. Составь формулу этой кислоты, имеющей трехвалентный кислотный остаток AsO3. Если задание вызывает затруднения, обратись к определению “кислота” и к таблице 1.
Формула мышьяковистой кислоты ___________________ .
- Общие физические свойства кислот
- Агрегатное состояние. Кислоты – жидкости (за исключением фосфорной кислоты – ___________, которая является твердым веществом).
- Цвет. Большинство неорганических кислот бесцветны.
- Вкус. Многие кислоты имеют кислый вкус. Существуют сладкие по вкусу кислоты (например, салициловая) и горькие (например, никотиновая кислота).
- Запах. Некоторые кислоты , например, соляная __________и азотная __________-имеют своеобразный запах.
5.) Растворимость в воде. Кислоты хорошо растворяются в воде (исключение – кремниевая кислота _________).
Демонстрационный опыт.
Растворение серной кислоты в воде.
Наблюдения: При растворении кислоты в воде температура увеличивается до __________0.
Вывод: При растворении кислот в воде выделяется________________________________ .
Поэтому, растворяя кислоты в воде, нужно кислоту наливать в воду, а не наоборот. Если не выполнять этого правила, то вода, имеющая меньшую плотность, оказывается на поверхности, закипает, и ее брызги вместе с кислотой могут обжечь лицо, руки, попасть в глаза.
Запомни:
“Чтоб не произошла беда,
Сначала вода,
А потом – кислота!”
. Концентрированные кислоты разъедают кожу, бумагу, ткани, древесину.
Растворы кислот требуют осторожного обращения!
- Общие химические свойства кислот.
Сегодня мы познакомимся с одним из самых важных химических свойств кислот.
- Взаимодействие с индикаторами
Из истории химии. Однажды английский химик Роберт Бойль, изучая свойства соляной кислоты, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Бойль провел серию опытов с цветами других растений. Оказалось, что и васильки, и роза изменяли свою окраску под действием кислот. Особенно интересным оказался фиолетовый настой лишайника. В растворах кислот он становился красным, а в растворах щелочей – синим. После некоторых раздумий Бойль назвал настой лишайника ИНДИКАТОРОМ, что в переводе с латинского означает “указатель”.
Индикаторами называют вещества, которые ______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________.
Обсудите в парах:
Какие известные вам отвары, соки и настои изменяют окраску?
при добавлении лимонного сока? ___________________________
при добавлении уксуса (уксусной кислоты)? __________________________
Не только сок свеклы и настой чайного листа изменяют свою окраску при добавлении кислот. Некоторые примеры растительных индикаторов представлены в таблице:
Сырье для приготовления индикаторов |
Естественный цвет индикатора |
Изменение цвета от кислоты |
Плоды крушины | Фиолетовый |
Kрасно-фиолетовый |
Плоды черемухи |
Kрасно-фиолетовый | Kрасный |
Ягоды черники |
Светло-фиолетовый | Фиолетовый |
Венчики цветов василька | Желтый | Розовый |
В лабораториях редко применяют растительные индикаторы.
Также изменяют окраску в кислотах индикаторы –
ЛАКМУС (в переводе с голландского “растительная краска”)
и
МЕТИЛОРАНЖ (или метиловый оранжевый)
Проведем лабораторные опыты.
Лабораторный опыт 1. Налей в две пробирки по 2 мл раствора лакмуса в воде. Запомни: водный раствор – это нейтральная среда раствора. Обрати внимание на окраску лакмуса. В одну пробирку добавь 2 мл раствора серной кислоты (H2SO4) , а в другую – 2 мл соляной кислоты (HCl).
Результаты исследований занеси в таблицу 2.
Лабораторный опыт 2. Налей в две пробирки по 2 мл раствора метилоранжа в воде. Обрати внимание на окраску метилоранжа. Добавь 2 мл раствора серной кислоты (H2SO4) и соляной кислоты (HCl) . Результаты испытаний запиши в таблицу 2.
Таблица 2.
Название индикатора | Окраска в нейтральной среде (водной) | Окраска в кислой среде (т.е. при добавлении кислоты) |
ЛАКМУС |
||
МЕТИЛОРАНЖ |
Домашние задания по теме: Кислоты классифицируют по разным признакам. Одна из классификаций – по наличию атомов кислорода в молекуле кислоты. Из таблицы 1 выпиши:
Кислородсодержащие кислоты: _____________________________________
_________________________________________________________________
Бескислородные кислоты:__________________________________________
_________________________________________________________________
- Поиграй в игру “Пятый лишний”:
СrO3 | H2S | CO2 | CaO | SO2 |
HCl | H2CO3 | H2O | HI | HNO3 |
H2S | H2SO3 | H2CO3 | H2SiO3 | H2SO4 |