Школьный кукольный театр "Петрушка" в формате дополнительного школьного образования ГОУ СОШ №1122 г. Москвы

Разделы: Начальная школа


  1. Вступление. Что значит для детей театральная кукла?

Если вы, дорогой читатель, давно уже не играете в куклы, то признайтесь, что с удовольствием смотрите спектакли кукольных театров. Вспомните своё детство. Какой театр Вы любили больше всего? Конечно кукольный, где происходят такие невероятные чудеса! Исчезновения, превращения… И заметьте, всегда – хороший конец.

Приключения, волшебные сказки, забавные и трогательные истории.. Невозможного для театра кукол нет. Удивительные существа-куклы – оживают и становятся для нас друзьями, учат добру, ведут серьёзный разговор даже с самыми маленькими зрителями.

2. Специфика и значение театрально-кукольного искусства.

Специфика театрального искусства, как искусство человековедения, где объектом исследования и изображения, а также исполнителем является сам ученик, выходящий на прямое непосредственное общение с другим учеником (партнёром, зрителем), создаёт особые предпосылки для формирования с помощью этого искусства социальной, активной, творческой личности, способной изменить мир.

Формирование такой личности является результатом творческого процесса, с непрерывным “выпрямлением” ребёнка, вырастанием индивида в Человека (с большой буквы) носителя всей сущности человечества.
Организация творческого процесса целиком и полностью лежит на плечах руководителей театра (педагога-режиссёра), который на всех его этапах является соавтором, сотоварищем ребёнка.
Формирование у ребёнка отношения к своему собственному созданию, как к произведению искусства, способному изменить мир, рождает подлинный результат, который на кого-то должен оказывать воздействие, который кому-то нужен, с которым связано сознание его возможной социальной ценности.
Включение ребёнка в систему “Человек-образ-спектакль” предполагает погружение его в разноликое пространство человеческой культуры, в котором детское творчество выступает, как неотъемлемая часть этой культуры и как условие его постижения.

Большое значение в воспитании и развитии учеников ГОУ СОШ № 1122 г. Москвы играет кукольный театр “Петрушка”, созданный в 1994 г., в формате дополнительного образования при библиотеке школы.

Создатель и руководитель этого театра, заведующая библиотекой школы, Бибик Валентина Васильевна, открыла детям волшебный мир кукол. Театр в 2012г. стал “совершеннолетним” - исполнилось 18 лет со дня образования.

  1. Тем, кто хочет создать свой небольшой кукольный театр.
  2. Если вы хотите создать свой небольшой театр кукол, то должны знать, что все куклы делятся на два основных вида – верховые и низовые. К верховым куклам относятся перчаточные, одевающиеся на руку актёра, как перчатка, и тростевые, туловище которых актёр держит в одной руке, а другой управляет специальными проволочными тростями, прикреплёнными к кистям рук куклы. Низовыми куклами управляет актёр, расположенный сверху по отношению к кукле. К низовым куклам относятся марионетки – куклы на ниточках и планшетные, работающие на столе или прямо на планшете сцены.
    Ключ к пониманию подхода актёра–кукольника к театральной кукле можно найти, освоив, прежде всего, перчаточную куклу, наиболее тесно связанную с исполнителем, так как туловище куклы надевается прямо на руку актёра.
    Обычно верховых кукол показывают из-за ширмы на 2/3 их роста (как бы до колена).

    Нужно всегда помнить, что кукла ходит по “воображаемому” полу. Рука должна быть мягкой, расслабленной, тогда она долго не будет уставать. Разговаривает кукла, если актёр в такт речи поворачивает её голову, выделяя при этом важные слова, движением корпуса куклы, жестами её рук.

  3. Выразительное чтение – одна из важнейших составляющих подготовки и показа спектакля.
  4. В театре прививаются навыки выразительного чтения на основе подражания, многократного прочитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией.

    Выразительное чтение - это первая и основная форма конкретного наглядного обучения в театре. Вся деятельность ребёнка должна быть ориентирована на образец. Поэтому руководитель театра обязан серьёзно принять роль участника всех действий. В процессе общения он своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли, стушевались, не поняли.

  5. Основы поведения и работы педагога – режиссера.
  6. Основы поведения взрослого: доброжелательность, терпимость, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.

    Реквизит – это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи.

    Руководителю театра следует быть терпимым к тому, как и в какой форме каждый ребёнок будет идти к освоению спектаклю через выразительное чтение. Застенчивых детей надо привлекать постепенно.

    Законом должно стать, что все дети могут успешно выступать перед зрителем, но путь у каждого свой.

    Помочь ребёнку стать “актёром” - должно стать профессиональное мастерство руководителя театра. Чувствовать, понимать, воссоздавать – путь освоения художественного произведения на основе подражания.

    Необходимо иметь в виду, что игра в театре приобщает ребёнка к культуре театра, как система разумного развивающего развлечения.

    Афиша, антракт, аплодисменты, анонс, репертуар – эти слова и способ поведения в театре постепенно осознаётся ребёнком. Такой жанр, как сказка, имеет динамический сюжет, стройную и определённую композицию, диалоги, в которых полно раскрываются характеры. Всё это позволяет школьникам справиться с задачей инсценирования.

    Научиться играть в спектаклях без дикционной чёткости, орфоэпической грамотности, логической ясности, эмоционально – образной выразительности.

  7. Подготовка спектаклей к показам зрителям.
  8. Возникновение каждого спектакля, его развитие и созревание – процесс весьма сложный, глубоко индивидуальный и каждый раз по-своему неповторимый. Поэтому, всегда встает трудная задача перед руководителем и актерами – школьниками в создании такого спектакля, который был бы способен взволновать зрителя, найти отклик в детской душе и вызвать не формальное, а подлинно живое человеческое чувство переживания.

    Все постановки кукольного театра “Петрушка” носят воспитательный характер; в основном, они заканчиваются счастливым финалом. В сказках, например, добро всегда побеждает зло. Дети, при этом, учатся тоньше чувствовать добро и не боятся сопротивляться злу.

    Прежде всего, под руководством заведующей школы, с помощью преподавателей ИЗО и учителей технологии ученики изготовили декорации, немалое количество кукол, сшили великолепный занавес, оригинальные костюмы и головные уборы к ним. Смастерили ширму и кулисы, двигающиеся автоматически. спек

    В театре ребята играют на металлофоне, синтезаторах, дудочках. В спектаклях используются спецэффекты, созданные в специальных программах. К каждому спектаклю, руками кукловодов, изготавливаются красивые афиши и пригласительные билеты для всех начальных классов и гостей школы.

    Афиши вывешиваются в холле школы и в библиотеке. Ученики на занятия в театр идут охотно, с удовольствием. В работе театра главное состоит в том, чтобы в коллективе всегда царило хорошее рабочее настроение, присутствовали взаимопомощь, дисциплина, ответственность.
    Здесь формируется отношение к спектаклям, как к произведению искусства.
    От удачно сыгранного спектакля у учеников – артистов присутствуют радость и удовлетворение.
    После каждого спектакля со зрителями проводятся музыкальные и литературные викторины, знакомство с книгами по теме спектакля, и в заключении награждаются наиболее активные победители – зрители.

  9. Участие театра в фестивалях и выставках.
  10. За время своего существования кукольным театром “Петрушка” было поставлено значительное количество представлений, репертуар которых включал в себя 17 детских спектаклей, направленных на расширение кругозора, культурное и нравственное воспитание школьников, привитие интереса к физкультуре и спорту, укрепление здоровья, негативного отношения к вредным привычкам, бережному отношению к природе, уважению к старшим.

    Театр неоднократно участвовал в различных фестивалях, СВАО г. Москвы, выставках театральных кукол города.

    В 2006г. руководитель театра Бибик В.В., на семинаре “Мотивация чтения – наша общая цель” для специалистов Департамента образования г. Москвы, МИОО, методистов, заведующих библиотек и библиотекарей выступила с докладом о работе театра, с показом кукол, декораций и др. Доклад получил высокую оценку. Каждый спектакль – это действительно мотивация чтения и желание стать читателем библиотеки.

    После каждого спектакля увеличивается число читателей в библиотеке школы. За участие в различных фестивалей в разные годы, школьный театр “Петрушка” трижды отмечен диплом лауреата конкурса, неоднократно награждён почётными грамотами СВАО г.Москвы, муниципалитета и Совета Ветеранов ОДС-6 округа города. Приглашая зрителей из детских садов театр способствует большему набору детей в первые классы школы. В 2007 году в рамках фестиваля “Свет моей Родины” театр выступил со своим спектаклем, который демонстрировался по кабельному телевидению. По этому поводу была опубликована статья о театре: “Юные кукловоды из “Петрушки” пригласили ветеранов” в местной газете “Мое Лианозово”.

  11. Награды и поощрения кукольного театра “Петрушка”

В 1994 г. Кукольный театр школы “Петрушка” принимал участие в гала-концерте детских любительских театров кукол СВАО г. Москвы.

В 1998 г. на окружном семинаре для учителей и методистов был представлен спектакль Д. Самойлова “Слонёнок – турист”.

В этом же году к новому году по книге М. Шуриновой был поставлен спектакль “Дед Мороз и Снегурочка”.

1 сентября 2001 г. в “День Знаний” в актовом зале школы был показан спектакль Д. Самойлова “Слонёнок пошел учиться” для первоклассников.

В 2003г. театр “Петрушка” представлял куклы на Международной выставке театральных кукол. В этом же году работа театра была отмечена грамотой Окружного Методического Центра Северо-Восточного Административного округа г. Москвы.

В 2004г. театр представил куклы на выставке, посвящённой “Неделе детской книги” в Московском городском Дворце детского (юношеского) творчества на Воробьёвых горах.

За спектакль С. Михалкова “Как медведь трубку нашёл” театр получил благодарственное письмо от района “Лианозово”.

Тема спектакля – о вреде курения. После показа зрители познакомились с книгами, журналами по этой теме и взяли почитать дома.

В 2006г. руководитель кукольного театра “Петрушка” заведующая библиотекой средней школы №1122 Бибик Валентина Васильевна на семинаре “Мотивация чтения – наша общая цель” для специалистов Департамента образования г. Москвы, МИОО, методистов, заведующих библиотеками, библиотекарей, выступила с докладом о работе кукольного театра, с показом кукол, декораций и т.д. Доклад получил высокую оценку. Каждый спектакль – это действительно мотивация чтения и желания стать читателем библиотеки.

В 2007 г. в рамках фестиваля “Свет моей Родины” театр принимал участие в конкурсе “Театральный вернисаж” со своим спектаклем “Лиса, Заяц и Петух”, который демонстрировался по кабельному телевидению. По этому поводу была опубликована статья о театре: “Юные кукловоды из “Петрушки” пригласили ветеранов” в местной газете “Моё Лианозово” №4 (123), февраль 2007г.

Этот спектакль отмечен Дипломом лауреата в номинации “Театральный вернисаж” за “Единство художественного образа” и за этот же спектакль, в этом же году, театр получил грамоту района “Лианозово”. Кукольный театр “Петрушка” стал одним из главных аспектов акции “Знакомство со школой” среди детских садов района.

Работа театра, в определённой степени, способствует большему набору детей в первые классы школы. И это же здорово!

В апреле 2007г. за спектакль “На зарядку становись” театр получил диплом и звание лауреата окружного фестиваля “Свет моей Родины. Москва, Северо-Восток”.

Работа кукольного театра отмечена в журнале Департамента образования г. Москвы “Дни Московского образования на ВВЦ”, 18-21 апреля 2011г. стр. 90

За участие в 2007 г. в районном фестивале художественного творчества ветеранов и их семей, посвящённому 860-летию г. Москвы, театр “Петрушка” получил грамоту, подписанную Руководителем муниципалитета и Председателем Совета ветеранов .

В 2008г. Совет ветеранов ОДС-6 СВАО г. Москвы наградил театр Почетной грамотой.

За победу в конкурсе окружного фестиваля “Свет моей Родины. Москва. Северо-Восток”, который проводился в 2009г. театр получил диплом лауреата.

Участвуя в окружном конкурсе “Театральный Вернисаж” в 2010г., театр также завоевал диплом лауреата.

В 2010г. на Окружном ХI фестивале “Юные таланты Московии” кукольный театр “Петрушка” стал дипломантом фестиваля.

В своей работе театр поставил различные спектакли, такие как:

    1. “Как Иван – дурак царство от беды спасал”. Охрана природы – экологическая сказка.
    2. “На зарядку взаимопомощи, о любви к школе, с. Многосерийный спектакль о дружбе, становись” (связанный со здоровым образом жизни)
    3. “Как медведь трубку нашел” С.Михалков
    4. Как Хрюша хотел стать взрослым. (О вреде курения).
    5. “Слонёнок-турист” Д.Самойлов
    6. “Слонёнок заболел” Д.Самойлов
    7. “Слонёнок пошел учиться” Д.Самойлов
    8. “У Слонёнка День Рождения” Д.Самойлов
    9. “Лисичка- сестричка”
    10. “Дед Мороз и Снегурочка” О встрече нового года.
    11. “Лиса, Заяц и Петух”
    12. “Заюшкина избушка”
    13. “Про козла”
    14. “Теремок”
    15. Русские народные сказки.

В дополнение к вышеизложенному, следует ещё раз подчеркнуть, что цель и задача таких кукольных театров состоит в развитии у учащихся, воображения, общения с аудиторией. С помощью театра детям прививаются такие важные черты характера, как любовь с своей Родине, своему краю, бережное отношение к природе, закаливание организма, проявление интереса к физкультуре и спорту. Немалую роль театр играет также в нравственном воспитании школьников.

См. приложение.