Эколого-эстетический подход в преподавании курса "Атлас природы России"

Разделы: Биология, Экология


Биология является одной из основных естественных наук, с которой связан процесс формирования единого знания. В действующих программах по предметам, в том числе и по биологии, включен раздел “Требования к знаниям и умениям учащихся”. Однако практика показала, что учителя далеко не в полной мере реализуют эти требования, уделяя основное внимание формированию у учащихся знаний, а не умений. И происходит это не всегда потому, что не хотим, а потому, что не знаем или не догадываемся, что важнее: знать или уметь? Связь между знаниями и умениями можно охарактеризовать так:

“Умения – это знания в действии”. Без знаний нет умений, но сами знания не могут быть усвоены и сохранены без умений. Часто к конкретному результату ученик подводится посредством выполнения требований учителя: думай, спрашивай, повторяй. А как думать? Как смотреть? От ученика скрыты действия и порядок их выполнения. Это осуществимо при введении в качестве обязательного элемента учебного процесса организацию и проведение экскурсий в природу. Но между тем этот вид учебной деятельности большинство учителей используют крайне редко и неохотно. Поэтому даже те немногие экскурсии в природу (всего 14 за 6 лет обучения, что предложены в программе курса биологии за 6-11-е классы) часто не проводятся. Использование во внеклассной работе учителем биологии и экологии программ, позволяющих организовать комплексные – по ботанике, зоологии и экологии экскурсии в природу и реализуют задачу воспитать ученика – исследователя, что открывает широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия. Только в поиске, в ходе самостоятельных исследований развивается мышление ребенка, знания и умения добываются в результате его собственного познавательного труда.

Реализация эколого-эстетического подхода в преподавании факультативного курса: “Атлас природы России” в 6-7-м классе, состоит не только в том, чтобы сформировать и закрепить определенный объем знаний и умений по предмету, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества, культуры и природы. Решение поставленной задачи положило начало корректировке содержания программы авторского курса “Атлас природы России” по интеграции биологии, экологии с изобразительным искусством, музыкой, литературой. Адаптация и усовершенствование собственной методики преподавания позволяет выстраивать личностно-ориентированный подход в обучении, учитывать психические и эмоциональные особенности учащихся, способствует активизации ассоциативного мышления, развитию интеллектуальной сферы обучающихся через углубленное изучение отдельных тем курса биологии и экологии, через проектное обучение.

Программа курса знакомит учащихся с природой России, с уникальными её памятниками.

Знакомство с объектами природы реализуется в наглядной форме конкретных примеров, способствует активизации мышления школьников, помогает уяснению теоретических положений и связи их с жизнью, а подчеркивает эту связь представления о системе взаимодействия наук и искусства с окружающей природой. Программа предусматривает выраженный деятельностный характер занятий, ориентирована на развитие личности обучающихся, путем внедрения различных видов деятельности по изучению объектов природы, поиску информации. Результаты своей деятельности школьники фиксируют в виде описаний, схем, учебного рисунка, подготовки художественных выставок, праздников, конференций, написание сочинений, что пробуждает у учащихся интерес к природе, и ёё познанию. Эстетическая направленность занятий, опыт положительных эмоций способствует формированию нравственной отзывчивости на красоту природы родного края. Работа на основе наблюдения, знакомство с правилами и методами работы в природе является важнейшим условием успешного закрепления учащимися программного материала. Творческое отношение учителя к работе имеет принципиальное значение. Игровые технологии не самоцель, а способ повышения интереса к предмету, развитие творческих и интеллектуальных способностей ребенка.

В предлагаемой программе выделены разделы, в рамках которых планируется реализация эколого-эстетического подхода по расширению и структурированию знаний учащихся. Разделы могут изучаться параллельно основному курсу биологии и экологии, но возможен и другой вариант, когда идет чередование, таким образом, дополнительный курс выполняет не только развивающую функцию, но и закрепляет и конкретизирует полученную ранее информацию на уроке.

Основные формы занятий – практические и лабораторные работы, экскурсии, выступления по итогам наблюдения и исследований. Ведущей является технология педагогического проектирования. Формы обратной связи разнообразны - тестовые занятия, решение познавательных задач, презентации проектов и социально значимых акций, практические работы в микрорайоне, оформление выставок.

Курс рассчитан на 35(70) часов в 6-м и 7-м классах средней школы. Логика изучения природных объектов выстраивается в соответствии с сезонами года.