Элективный курс “Человек и его здоровье” разработан с целью формирования поведенческой мотивации к практическому применению здоровьесберегающих технологий учащимися старшей школы. Были выработаны задачи: раскрыть понятие “здоровье” в концепции ортобиотики; сформировать ценностную ориентацию на самосбережение здоровья; обобщить знания по вопросам физического и психического здоровья школьников; выработать практические умения самоанализа и самооценки здоровья.
Предлагаемый курс относится к межпредметно – ориентационным и выполняет развивающую функцию в предпрофильной подготовке учащихся 9 класса, а также включает предложения по интеграции здоровьесберегающей тематике в содержание предмета “Биология. Человек и его здоровье”, преподаваемого в основной общеобразовательной школе. Приоритетным направлением данного курса является активное участие ребят в процессе обучения, сотрудничество с учителем и одноклассниками, что обуславливает успешность и комфортность обучения. Содержание занятий не только расширяет кругозор и эрудицию учащих, но и дает возможность познать собственный организм, вооружает их необходимыми навыками для формирования осмысленного отношения к поддержанию, укреплению и развитию физического и психического здоровья, готовит к выбору профессий, относящихся к биологии, медицине, ветеринарии, психологии.
В ходе выполнения практических заданий отрабатываются навыки исследовательской деятельности как универсального способа познания действительности, активизации личностной позиции в сохранении и укреплении здоровья. Ребятам прививается интерес к самопознанию и самовоспитанию, осваиваются методики анализа индивидуального здоровья, как основы успешного обучения, формирование целостных представлений о здоровом образе жизни.
Программа курса поделена на три тематических раздела, общее количество часов восемнадцать. Лекционные занятия раздела I “Здоровье в концепции ортобиотики” имеет важное значение в формировании учащихся мотивации к изучению данного курса. Начать его целесообразно с беседы, в ходе которой следует выяснить, как учащиеся понимают сущность категорий “здоровье”, “заболевание; знают ли, какие факторы оказывают влияние на здоровье человека; понимают ли ценность здоровья. Затем следует познакомить ребят с изменением сущности понятия здоровья в историческом аспекте. Говоря о здоровье, мы будем рассматривать его в концепции ортобиоза, которая отталкивается от единства трех составляющих: здоровье физическое, психическое и духовное. Задачи по обучению основам ортобиоза выстраиваются следующим образом – это знакомство учащихся с теоретическими основами ортобиотики, а на практическом уровне воспитаннику необходимо овладеть навыками рекреации, релаксации и катарсиса. В конце занятий следует предложить оформить результаты своего исследования в виде реферата или проекта.
Практическая часть курса реализуется в занятиях раздела II “Здоровье как состояние организма”, которые помогут выяснить, по каким показателям (биологическим, физиологическим, психофизиологическим, социальным) можно судить об индивидуальном здоровье; охарактеризовать аспекты функционирования организма здорового человека. В заключение работы над темой необходимо подвести учащихся к выводу о чрезвычайной важности сохранения здоровья, определив место желания по сохранению здоровья в пирамиде потребностей человека.
Организация лабораторно-практических занятий может быть проиллюстрирована на примере изучения тем: рациональное питание и здоровье школьника; оценка индивидуального физического здоровья, которые могут быть организованы в форме обзорных лекций, круглых столов, семинаров, презентаций. Вопросы должны быть направлены на актуализацию знаний, полученных при изучении школьного курса биологии, психологии, ОБЖ, физической культуры, а также способствовать установлению взаимосвязей между изученным и новым материалом, осознанию учащимися роли различных факторов в формировании и сохранении здоровья. Организация работы в малых группах (по3-4 человека) предполагает следующие этапы: введение в понятие; постановка проблемы; работа над проблемой; обсуждение и оценивание результатов работы; защита исследовательских проектов.
Для организации работы группы учителю необходимо сформулировать конкретные вопросы, а ответить на которые помогут информационные материалы.
В качестве примера может быть предложен к решению проблемный вопрос: “Живот, всему голова?” в рамках проведения практической работы “Рациональное питание и здоровье школьника”. Исследовательское задание позволяет сформировать умение составлять пищевой рацион с учетом правил рационального питания. Такая форма организации занятия предполагает предварительную самостоятельную работу учащихся над темой, результаты которой оформляются в виде сообщения, характеризующего её. Учитель заблаговременно предлагает задания, указывает источники, с которыми они смогут работать в ходе подготовки к семинару. В начале семинара учитель обозначает проблему, учащиеся выступают с собственными сообщениями, характеризующими её отдельные аспекты, которые обсуждают в ходе дискуссии, направленной на оценку и поиск путей решения. Заканчивается семинар формулировкой общих выводов, обсуждаются наблюдаемые несоответствия, что обусловлено неправильным и не упорядоченным приемом пищи, употреблением несовместимых продуктов, а недостаток витаминов приводит к авитаминозу, повышенной утомляемости и подверженности простудным заболеваниям.
Лабораторно-практические занятия могут быть использованы при изучении темы “Оценка индивидуального физического здоровья”. Вводная беседа должна быть направлена на понимание учащимися под физическим здоровьем совокупности функциональных и морфологических показателей, характеризующих состояние организма. Выполнение практических заданий позволяет научиться оценивать с помощью измерений и формул, а также освоить правила и технику исследования физического развития. По результатам исследования был оформлен проект “Сколько весят знания?”, который позволяет охарактеризовать осанку учащихся и дать рекомендации по выбору портфеля для разных возрастных групп учащихся. Подведением итогов заканчивается работа каждой группы. Ребята указывают на прямую связь между здоровьем и правильной осанкой, так как значительную роль при нарушении осанки играет вес портфеля.
Проведение уроков тренингов, коммуникативных практикумов реализуется в разделе III “Здоровьесберегающие технологии в профилактике стресса”, который знакомит учащихся с понятием и последствиями стресса: физиологического, психологического, учебного, а также
с техникой по его нейтрализации. Структура занятий поможет школьнику в реализации базовых потребностей в процессе обучения, научит обрабатывать информацию быстрее и качественнее, чтобы, став взрослым, он также смог воспользоваться полученными навыками и быть успешным в профессии, личной жизни, своих духовных исканиях.
Для решения задачи по созданию у учащихся мотивационной установки на изучение элективного курса необходимо, чтобы его содержание и организация носила ярко выраженную эмоциональную окраску и ставила перед учащимися проблему: как организовать свою жизнедеятельность таким образом, чтобы сохранить собственное здоровье. Программа курса предоставляет возможность учителю использовать различные формы организации учебного процесса: сочетание занятий лекционного типа с дискуссиями, обсуждение сообщений учащихся, проведение психотехнических игр и упражнений.
Одним из приобретений учащихся в освоении здоровьесберегающих технологий является компетентность – фактор, порождающий умения устанавливать связи между знаниями и обнаруживать проблему и решать ее; навыки познавать самого себя, формировать эмоционально – личностное отношение к основам здорового образа жизни.
Элективный курс “Человек и его здоровье” призван создавать целостное представление о возможностях применения на практике здоровьесберегающих технологий. Итогом исследований, проводимых учащимися, станет “ Дневник здоровья”. Используя его, ученик с помощью учителя и врача сможет составить представление о том, как он должен изменить образ жизни, чтобы откорректировать имеющиеся у него проблемы здоровья.
См. презентацию.
См. приложение.