Из опыта работы над словами с непроверяемой безударной гласной на уроках чтения

Разделы: Начальная школа


Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Связь уроков грамматики, правописания и развития речи с уроками чтения — важнейший принцип преподавания в начальной школе. Одним из принципов обучения правописанию является связь занятий по орфографии со словарной работой. Особенно большие возможности для реализации этого принципа имеются на уроках чтения.

Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением.

Работа над словами с непроверяемой гласной продолжается на уроках чтения. В текстах произведений, изучаемых в начальной школе, много слов с данной орфограммой. Словарно-орфографическая работа при изучении этих текстов, с одной стороны, способствует обогащению словаря учащихся и глубокому усвоению изучаемых произведений, с другой – служить средством обучения непроверяемым написаниям. В текстах “Родной речи” встречаются слова, значения которых учащимся неизвестно. Необходимо:

  • раскрыть значение слова,
  • научить произношению и правописанию,
  • выработать навыки использования слова в устной и письменной речи.

Для раскрытия лексического значения слова в начальной школе используются:

1) показ соответствующего предмета или его изображения (1 класс);

2) замена слова синонимом. Это наиболее рациональный прием выяснения значения слова. Путем подбора синонимов могут быть объяснены, например, такие слова:

проворный — быстрый, торопливый;

восторг — восхищение, подъем радостных чувств;

вероятный — возможный;

благословлять — одобрять, разрешать, посылать;

почтительный — уважительный, вежливый, обходительный;

прихотливый — капризный, причудливый;

оборона — защита;

сварливая — ворчливая, склонная к ссорам;

благовонный — душистый, ароматный.

Если необходимо объяснить слова-термины, следует использовать описательный оборот, например:

гарнизон — войсковые части, расположенные в городе;

панорама — вид местности, открывающийся с возвышенности;

фантазия — творческое воображение;

пелена — сплошной покров;

ковыль — степная трава;

бархат — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким ворсом;

караулы – воинские подразделения, несущие охрану кого-нибудь или чего-нибудь.

Для закрепления правописания непроверяемой безударной гласной и обогащения словаря учащихся могут быть использованы упражнения, указанные в нашей статье “Из опыта работы над безударными гласными, не проверяемыми ударением”.

Приведем примеры словарной работы на уроках чтения на основе рассказов Л.Н. Толстого.

Из рассказа Л.Н. Толстого “Прыжок” выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне в два столбика: в первый столбик слова с безударной гласной “а”, во второй с “о”. Подчеркните безударные гласные.

Учащиеся выписывают:

О А
корабль народ
вокруг капитан
погода матрос
обезьяна задор
  аршин
  каюта

Замените данные сочетания отдельными словами:

начальник судна

матрос

небольшая отдельная комната на корабле

капитан

служащий судовой команды

каюта

Из рассказа Л.Н. Толстого “Акула” выпишите слова с непроверяемой безударной гласной и подберите к ним однокоренные:

артиллерист (артиллерия, артиллерийский);

ящерица (ящерка, ящер, ящерный);

ропот (ропотный, роптать, роптание, ропщущий);

якорь (якорек, якорная (цепь)).

Устно объяснить значение данных слов, записать их и отметить безударные гласные; составить предложение с этими словами.

Подбери синонимы к словам:

колыхалось — качалось, колебалось;

задор — желание;

перекладина — брус, палка, жердь;

корабль — судно, парусник.

Аналогичные задания можно практиковать и при изучении других произведений. При этом одни и те же слова могут включаться в разные упражнения по несколько раз, чтобы учащиеся встречались с ними неоднократно, что обеспечит прочное усвоение этих слов.