Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания. Связь уроков грамматики, правописания и развития речи с уроками чтения — важнейший принцип преподавания в начальной школе. Одним из принципов обучения правописанию является связь занятий по орфографии со словарной работой. Особенно большие возможности для реализации этого принципа имеются на уроках чтения.
Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Одной из трудных тем при изучении орфографии в начальной школе является тема по изучению слов с безударной гласной в корне слова, не проверяемой ударением.
Работа над словами с непроверяемой гласной продолжается на уроках чтения. В текстах произведений, изучаемых в начальной школе, много слов с данной орфограммой. Словарно-орфографическая работа при изучении этих текстов, с одной стороны, способствует обогащению словаря учащихся и глубокому усвоению изучаемых произведений, с другой – служить средством обучения непроверяемым написаниям. В текстах “Родной речи” встречаются слова, значения которых учащимся неизвестно. Необходимо:
- раскрыть значение слова,
- научить произношению и правописанию,
- выработать навыки использования слова в устной и письменной речи.
Для раскрытия лексического значения слова в начальной школе используются:
1) показ соответствующего предмета или его изображения (1 класс);
2) замена слова синонимом. Это наиболее рациональный прием выяснения значения слова. Путем подбора синонимов могут быть объяснены, например, такие слова:
проворный — быстрый, торопливый;
восторг — восхищение, подъем радостных чувств;
вероятный — возможный;
благословлять — одобрять, разрешать, посылать;
почтительный — уважительный, вежливый, обходительный;
прихотливый — капризный, причудливый;
оборона — защита;
сварливая — ворчливая, склонная к ссорам;
благовонный — душистый, ароматный.
Если необходимо объяснить слова-термины, следует использовать описательный оборот, например:
гарнизон — войсковые части, расположенные в городе;
панорама — вид местности, открывающийся с возвышенности;
фантазия — творческое воображение;
пелена — сплошной покров;
ковыль — степная трава;
бархат — плотная шелковая или хлопчатобумажная ткань с мягким гладким ворсом;
караулы – воинские подразделения, несущие охрану кого-нибудь или чего-нибудь.
Для закрепления правописания непроверяемой безударной гласной и обогащения словаря учащихся могут быть использованы упражнения, указанные в нашей статье “Из опыта работы над безударными гласными, не проверяемыми ударением”.
Приведем примеры словарной работы на уроках чтения на основе рассказов Л.Н. Толстого.
Из рассказа Л.Н. Толстого “Прыжок” выпишите слова с непроверяемыми безударными гласными в корне в два столбика: в первый столбик слова с безударной гласной “а”, во второй с “о”. Подчеркните безударные гласные.
Учащиеся выписывают:
О | А |
корабль | народ |
вокруг | капитан |
погода | матрос |
обезьяна | задор |
аршин | |
каюта |
Замените данные сочетания отдельными словами:
начальник судна |
матрос |
небольшая отдельная комната на корабле |
капитан |
служащий судовой команды |
каюта |
Из рассказа Л.Н. Толстого “Акула” выпишите слова с непроверяемой безударной гласной и подберите к ним однокоренные:
артиллерист (артиллерия, артиллерийский);
ящерица (ящерка, ящер, ящерный);
ропот (ропотный, роптать, роптание, ропщущий);
якорь (якорек, якорная (цепь)).
Устно объяснить значение данных слов, записать их и отметить безударные гласные; составить предложение с этими словами.
Подбери синонимы к словам:
колыхалось — качалось, колебалось;
задор — желание;
перекладина — брус, палка, жердь;
корабль — судно, парусник.
Аналогичные задания можно практиковать и при изучении других произведений. При этом одни и те же слова могут включаться в разные упражнения по несколько раз, чтобы учащиеся встречались с ними неоднократно, что обеспечит прочное усвоение этих слов.