Цель: обобщить знания об имени прилагательном как части речи; закрепить навык правописания родовых падежных окончаний имён прилагательных; развивать умение употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи; расширить словарный запас, кругозор учащихся; научить детей творчески мыслить.
1. Вступительная беседа
- Какое время года заканчивается? (Осень)
- Какие осенние месяцы знаете?
Посмотри на картинки.
- Какое время года изображено? (Осень)
- А почему три картинки? (Осень ранняя - сентябрь; золотая - октябрь, поздняя – ноябрь)
- Под какой картинкой можно подписать каждое из этих названий? При перечислении разновидностей осени, какую часть речи назвали три раза? (Имя прилагательное).
- Какая часть речи называется именем прилагательным?
- Какие признаки имён прилагательных знаете? (Цвет, вкус, форма, размер, качество).
- Какое из названий осени употреблено в переносном значении? Почему? (Золотая осень - желтые листья, а цвет золота тоже желтый).
2. Самодиктант
1. Придумать три имени существительных (трава, листья, мох).
2. Придумать 3 имени прилагательных (желтый, чахлый, красное).
На доске:
Портфель (какой?) новый
Швея (какая?) опытная
Небо (какое?) пасмурное
Осень (какая?) поздняя
Ветер (какой?) резкий
У детей
И.С. И.П. Мама вкусный Трава зеленый
- Сравните наши работы.
- Чем отличается самодиктант от моих примеров? (В моих – имена прилагательные уже согласованы с именами существительными в роде, числе, падеже).
Сейчас я покажу предметные картинки, а вы придумаете к ним имена прилагательные (записать 2 примера):
воробей (какой?) юркий, быстрый, серый;
сорока (какая?) белобокая, умная, длиннохвостая;
ворона (какая?) важная, гордая;
береза (какая?) стройная, белоствольная.
На доске:
(В) край д.лёкий ул.тают птицы.
- Читаем хором. В какое время это бывает? Что написано на доске? (Предложение). Докажи. (Предложение начинается с большой буквы, в конце ставится точка, выражена основная мысль).
- Работаем над орфограммами.
- Дайте характеристику предложения (простое, распространённое, повествовательное, невосклицательное).
- Разобрать по членам предложения и частям речи.
- Найдите имя прилагательное (далекий).
- Подберите к нему слова, близкие по смыслу (дальний, отдаленный, удаленный).
- Как называются эти слова? (Синонимы)
3. Творческое списывание с подбором синонимов
- Списать предложения, заменив прилагательное “сильный” синонимами:
На доске:
Сильный (порывистый, быстрый) ветер срывал листья с деревьев. Луга покрылись сильным (густым, сплошным) туманом. Осенью тяжело грести против сильного (быстрого, стремительного) течения.
То, что написано в скобках, пишется отдельно, в стороне.
Проверка (3 уч.) Красивый получился текст? Почему?
- Кто помнит, как называются красочные имена прилагательные?
- Кто их использует при описании? (Поэты, писатели).
Послушайте, как описывает осень писатель Василий Песков: “Это и в правду было, как в сказке. Кленовые листья повисли на нитках осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы. Световые зайчики играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее и накрыл плащом. Получилась мягкая постель”.
- О каких зайчиках говорится? (Солнечные отсветы)
- Какое еще значение имеет слово “зайчик”. (Животное)
- Чем богато это время года? Ответы дайте так: я показываю предмет, а вы называете его признаки, которые ему свойственны. Вопрос называем все вместе:
Пшеница - добрая; грибы - осенние, вкусные; арбуз - сочный, сладкий; яблоко - красное, спелое; морковь - оранжевая, сладкая.
4. Выборочная работа (письменно).
Я прочитаю 2 четверостишия из стихотворения Ф.Тютчева, а вы должны отгадать его название (“Сентябрь”).
На доске:
В осени (какой?) первоначальной (п.п., ед.ч., ж.р.).
Задание.
- Найти и выписать имена существительные с именами прилагательными.
- Определить падеж, число, род имен прилагательных.
- Как проверить безударные окончания? (По вопросу) 1 четверостишие - письменно, 2 - устно.
- Разбор по составу слова “первоначальной”:
“Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь -
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Пора (какая?) короткая, дивная - им. пр., ед. ч., ж. р.
День (какой) хрустальный (И.п., ед.ч., м.р.)
Вечера (какие?) лучезарные - И.п., мн.ч.
Бурь (каких?) первых, зимних - Р.п., мн. ч.
Лазурь (какая?) чистая, теплая - И.п., ед. ч., ж. р.
5. Творческая работа
- Выбери столбик, в котором последовательно расположенные окончания соответствуют окончаниям имён прилагательных.
На доске: син… пальто - им.п., ср.р.; любим.. подругу - в.п., ж. р.; сред.. полоса – им. п., ж. р.; у хорош… друга – р. п., м. р.
Читаем задание. Вы называете нужные цифры: 3, 3, 1, 2.
6. Физминутка
7. Работа с перфокартами. Самостоятельная работа
- Вставить падежные окончания имён прилагательных. Можно пользоваться сигнальными картами, опорой.
- Взаимопроверка. Меняются карточками. Оценку получают в журнал за самостоятельную работу.
8. Игра “Какой ряд лучше?”
1 ряд - называю словосочетания из двух имён существительных. Надо назвать словосочетание, чтобы второе существительное стало именем прилагательным: голоса птиц – (чьи?) - птичьи; лапа лисы – (чья?); берлога медведя (чья?) – медвежья; ухо оленя - (чье?) - оленье.
- Что пишем в середине слова? (Ь).
- Как называются эти имена прилагательные? (Притяжательные).
- Почему? (Отвечают на вопросы чей?, чья? и подчеркивают принадлежность к кому-нибудь или чему-нибудь.
2 ряд. Подобрать антонимы к словам: старый (молодой); белый (черный); сухой (мокрый); светлый (темный).
9. Решение кроссворда
По горизонтали:
1. Назвать часть речи, которая отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?, чей?, чья?, чьё, чьи? и обозначает признаки предмета (имя прилагательное).
- Почему так называется? (Согласуется с именем существительным в роде, числе, падеже).
- Какие признаки имени прилагательного знаете? (Цвет, форма, вкус, размер, качество).
По вертикали:
1. На какой вопрос отвечают имена прилагательные ж.р. в дательном, родительном, творительном, предложном падежах (какой?).
3. Каким членом предложения чаще всего являются имена прилагательные в предложении? (Определением).
4. Назовите окончание имён прилагательных ж. р. в начальной форме? (-ая)
5. Назовите окончания имён прилагательных м. р. и ср. р. в р. п.? (-ого, -его).
6. Назовите окончания имён прилагательных м.р. и ср. р. в д.п. (-ому, -ему).
7. Назовите окончания имён прилагательных м. р. и ср. р. в т. п. (-им, ым).
8. Назовите окончание притяжательных ж.р. в им. п. (-ья); ср.р., в им. п. (-ье).
10. Работа по учебнику: стр. 79, упр. 206.
- Читаем задание.
- Прочитайте про себя текст.
- Какова тема текста? (Ягода костяника).
- Какова основная мысль? (Состоит из косточки, это ценное растение).
- Вид текста - небольшое описание в виде рассказа.
- Как надо рассуждать при проверке безударных окончаний имён прилагательных? (По окончаниям вопросов).
- Разбор 1 предложения.
Дополнительно.
- Составь предложения, ориентируясь на цифры.
Чл. пр-я | Сущ. | Глаг. | И.п. м.р. | И.п. ж.р. | И.п. ср.р. |
Подл. | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сказ. | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Втор./чл. | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
7, 15, 1 - Светит осеннее солнце.
7, 13, 1 - Выпал первый снег.
7, 14, 1 - Облетела сухая листва.
15, 1, 7, 11 - Осенний морозец коснулся щеки.
11. Итог урока
- Чем занимались на уроке?
- Какой вид работы понравился?
- Достигли цели?
12. Выставление оценок за урок
13. Награждение детей за отгадывание кроссворда и выполнение дополнительного задания