Цель праздника: Ознакомление с жизнью и научной деятельностью М.В. Ломоносова.
Задачи мероприятия:
- Образовательные – формирование положительной мотивации к изучению математики; развитие умения применять полученные знания на практике.
- Развивающие – расширение общекультурных знаний учащихся; развитие познавательных и творческих способностей учащихся; развитие логического мышления, развитие коммуникативных навыков, развитие навыков коллективной работы.
- Воспитательные – воспитание чувство ответственности перед одноклассниками, умение использовать свои знания для достижения общей цели.
Оборудование и материалы:
- мультимедийная проекционная система
- презентация (Приложение 1)
- экран или интерактивная доска.
- карточки с заданиями по конкурсам.
- две магнитные доски, ватман.
- бланки для оценивания результатов конкурсов для жюри, грамоты.
- Организация начала праздника.
- Ход праздника.
- Заключительная часть.
Звучит студенческий гимн “De brevitate vitae” (Gaudeamus).
Ведущий.
Мы рады приветствовать всех собравшихся.
Приветствуем наших любознательных, талантливых учеников, наших не менее талантливых учителей, дорогих гостей, которых мы всегда рады видеть в стенах нашей школы.
Почему торжественно вокруг? Слышите, как быстро смолкла речь? О великом человеке поведем сегодня с вами речь.
Сегодня в нашей школе проводится математическая игра, посвященная 300-летию со дня рождения выдающегося российского ученого М.В. Ломоносова (слайд 1).
Ломоносов – уникальный ученый. Он знал едва ли не все науки своего времени. Вы все прочитали газеты, которые выпустили старшеклассники к юбилею ученого.
А теперь ответьте на вопрос. Какими науками
занимался Ломоносов?
(ответы учащихся.)
Многие из этих наук вам еще не знакомы, вам еще только предстоит их изучить. Но одну науку, которую изучал Ломоносов, уже изучаете и вы. И наука эта – МАТЕМАТИКА.
1 конкурс. Представления команд.
Ведущий.
В нашей игре участвуют 4 команды 5а,5б,6а,6б классов. И, конечно в игре без жюри не обойтись. Поприветствуем членов нашего многоуважаемого жюри.
Чтоб нам игры не нарушить порядок – приветствия ваши мы выслушать рады.
Команды говорят название, приветствие соперникам:
Наша команда: “Плюсики” Приветствие соперникам: Успехов мы желаем вам, а победы только нам!
Команда “Треугольники”. Приветствие соперникам: Мы желаем всем играть, быстро, весело считать!
Команда “Корень удачи”. Приветствие соперникам: Даже бедой не спеши пренебречь. Жизнь– как решение задачи. Из неудачи сумей ты извлечь корень удачи!
Команда “Минус”. Приветствие соперникам: Успехов, удачи, отличного счета! Смелей за работу, дружней за работу!
Ведущий.
Спасибо командам. Жюри оценивает приветствие каждой команды.
2 конкурс. Математика – ум в порядок приводит.
Зачем мы изучаем математику? Зачем человеку нужна математика?
(ответы учащихся: чтобы хорошо считать, чтобы быть умным…)
Давайте узнаем, как ответил на этот вопрос Ломоносов.
Вам даны примеры. Надо решить примеры, ответы к каждому примеру разложить в кармашки в порядке возрастания. Правильное решение предполагает автоматическую запись поговорки “Математика – ум в порядок приводит”.
46 + 22 |
60 – 46 |
90 – 45 |
82 – 14 |
46 + 18 |
98 – 59 |
: 2 |
• 2 |
: 15 |
: 4 |
: 16 |
: 3 |
– 16 |
+ 14 |
• 17 |
• 5 |
+ 77 |
+ 17 |
• 3 |
: 3 |
+ 49 |
+ 25 |
: 3 |
• 3 |
Представитель каждой команды читает
получившийся ответ (слайд 4).
Кармашки сдаются жюри на проверку. Оценивается
быстрота решения примеров.
3 конкурс. Дорога в Москву.
Ведущий.
300 лет назад в рыбацкой деревушке на севере России родился Михайло Ломоносов (слайды 6-8).
Любил Михайло свой край. Простор кругом, река широкая. Рыбу любил ловить. Любил шторм на море, когда кажется, что корабль разнесет по щепочкам. А приложат они с отцом силу, глядишь, и выбрались из беды. Но была у Михаила Ломоносова заветная мечта, которую он боялся высказать отцу.
СЦЕНКА. Василий Дорофеевич и Михайло. “ Не хочу жениться, а хочу учиться!”
Ведущий.
Упрям отец, но не меньше упрям и сын, быть рыбаком хорошо, но желание учиться все затмевает, да и жениться еще рано.
Прошло несколько дней. В студеную зимнюю ночь Михайло тайно покинул отчий дом и с рыбным обозом отправился в Москву.
Давайте сосчитаем, сколько дней потратил
Ломоносов на дорогу в Москву.
(слайды 9-11).
Задача.
М.В.Ломоносов шел пешком 72 км, проходя за 1 день 24 км.
Ехал на санях 1440 км, проезжая за 1 день 80 км.
Сколько дней Ломоносов добирался до Москвы?
Учащиеся решают задачу, записывают и читают полный ответ.
4 конкурс. Анаграмма.
Ведущий.
Труден был путь Михайло в Москву, нелегко ему было и в учебе.
Сценка. Михайло Ломоносов в школе. “Такой большой, а только начал учиться!”.
Во сколько лет идут дети в первый класс? ( ответы учащихся.)
Теперь узнаем, сколько лет было Ломоносову, когда он пошел в школу.
Сложите слово из букв, приклейте его на лист бумаги, прочитайте ответ.(ответ учащихся.) (слайд 13).
У Михаила Ломоносова было много упорства, старания и способностей. Он быстро догнал и перегнал остальных. Сейчас вы узнаете, сколько иностранных языков он выучил. Откройте второй конверт , сложите слово, прочитайте его.(ответ учащихся) (слайд 14).
Физминутка.
Михайло так хорошо и старательно учился, что его послали в Германию. Сейчас мы с вами немного подвигаемся и станцуем старинный немецкий танец.
5 конкурс. Смальта.
Ведущий.
Ломоносов возродил в России витражное искусство (слайды 15-19).
На магнитной доске расположены геометрические фигуры четырё цветов. Каждого цвета 5 фигур. На обратной стороне – пример. Один представитель команды должен взять фигуру своего цвета, вся команда дружно должна выполнить действие, затем – взять следующую фигуру.
64 + 3084 + 562
5 + 240: 8
125 • 8
34 • 21
9998 + 71838 • 0
6 конкурс. Конкурс чтецов.
Ведущий.
Математика и литература не так далеки друг от друга, как многие думают. Искусство и наука требуют фантазии, творческой смелости. Поэт должен видеть то, чего не видят другие, видеть глубже других. И это должен математик. Ещё А. С. Пушкин говорил, что в математике есть своя красота, как в поэзии. И сейчас объявляется конкурс на лучшего чтеца. ( Ученики читают стихотворение Н.А. Некрасова “Школьник”, оду Ломоносова, стихотворения о математике) (слайды 21-25).
7 конкурс. Ребусы
Отгадывание ребусов, составленных учениками (слайды 27-32).
8 конкурс. Мозаика.
Ведущий.
Каждый математик должен быть художником. Следующее задание: через 10 минут вы должны представить картину, которую вам помогли выполнить геометрические фигуры. Вам нужно использовать как можно больше фигур Учащиеся должны кратко представить свою работу (слайд 34).
Заключительное слово о Ломоносове произносят представители из каждой команды:
В рыбацкой деревушке на севере России, близь города Холмогоры, рос здоровый и крепкий мальчик. Звали его Михайло Ломоносов...
Ломоносов знал несколько языков.
Сочинил множество стихов.
Преподавал в Академии наук русский язык, историю, физику, химию и другие предметы.
Написал первую русскую грамматику, учебник русской истории. Первым объяснил русским людям, откуда берётся тепло и дожди, что такое планеты и кометы, от чего происходит северное сияние.
Ведущий.
Вот закончилась игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился,
И сегодня отличился?
Слово предоставляется жюри, учащиеся награждаются грамотами и призами.
Звучит песня “Мы желаем счастья вам…” на муз. Стаса Намина (слайды 36-40).
Использованная литература:
- С.Акимова. Нескучный учебник, Санкт-Петербург, 1997
- Н.А.Некрасов. “Школьник”
- http://www.lomonosov300.ru/
- http://www.lomonosow.org.ru/