Урок по русскому языку во 2-м классе по программе РО Л.В. Занкова. Тема: "Мягкий знак – показатель мягкости"

Разделы: Начальная школа


Задачи.

  1. Развивать у учащихся умение наблюдать за произношением слов.
  2. Развивать умение распознавать твердые и мягкие согласные звуки и обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и в середине слова с помощью мягкого знака.
  3. Продолжить формирование знаний о правописании мягких согласных.

I. Орг. момент.

II. Минутка чистописания и словарная работа.

– Отгадайте загадки и запишите отгадки. Обозначьте ударение, отметьте гласный, который нужно запомнить.

1) Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

2). Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

Поле черно – белым стало:
Падает то дождь. То снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи!.. (Ноябрь.)

– Как одним словом можно назвать эти слова? (Осенние месяцы.)

– Какое слово “лишнее”? Почему? (Ноябрь, так как количество букв и звуков одинаковое)

– Что можно сказать о количестве букв и звуков в остальных словах? (Букв больше, чем звуков.) Почему?

– Что общего во всех этих словах? (ь на конце.)

– Роль ь в этих словах? (Обозначает мягкость предыдущего согласного.) Подчеркните согласный и мягкий знак.

  1. Новая тема.

1) – Послушайте и подумайте, о какой букве говорится.

Таинственная незнакомка

Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу – какая, догадайтесь сами).

– Здесь живет какая – то буква?

– Да.

– Не могли бы вы сейчас поработать?

– А как?

– Постоять в начале слова. Слово – то, понимаете, начинается, и надо значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило…

– В начале слова не работаю.

– А тогда вот: место есть между согласной буквой и “а”, надо там поместиться и, значит…

– Простите, в таких местах не бываю.

– Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?

– Какие это буквы, будьте добры?

– Первая – “н”, а за ней – “ч”…

– Нет, туда не пойду. Ничем вам помочь не могу.

Дверь захлопнулась.

Какая это была буква? (ь)

– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Сегодня мы будем говорить об обозначении мягкости согласных ь на конце слов.)

2) – Запишите слова только с мягким звуком на конце.

День, сон, тень, сыр, сок, лось, лень, нос, нес, рыть, ныть, кон, конь, шум, шить.

– Прочитайте какие слова вы записали.

– Какой буквой обозначили мягкость последнего звука?

– Допишите еще три слова с этой орфограммой.

– Для чего в этих словах пишется мягкий знак? (Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного звука.)

IV. Физкультурная разминка.

– Я буду называть слова с мягким знаком в середине и на конце слов. Если вы услышите слово с мягким знаком в середине слова, то, как медведь, переваливайтесь с ноги на ногу. Если услышите слово с ь на конце, то, прыгайте как зайчики.

Пень, пеньки, уголь, угольки, день, деньки, коньки, конь, соль, солонка…

3) Письмо по памяти.

Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья. Б. Заходер

– Где находится ь в этих словах?

– Что еще заметили? Какую еще функцию выполняет мягкий знак? (Разделяет написание согласной и гласной.)

– Вам понравилось стихотворение? Запишем это стихотворение по памяти. В тетрадях мы должны писать красиво и грамотно. Я помогу это вам сделать.

– Сколько строк в стихотворении? (4)

– Прочитайте первую строку (хором). Сколько слов в строке? (4)

– Прочитайте вторую строку (хором). Сколько слов? (5)

– Прочитайте третью строку (хором). Сколько слов? (3)

– Прочитайте четвертую строку. Сколько слов в строке? (4)

-Что особенного в написании? (Столбик, заглавная буква)

– Какие знаки препинания есть в стихотворении? (Точки и запятые)

-Прочтите первое предложение. (Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.)

-Прочитайте второе предложение. (Жаль, тюленье прилежанье не пример для подражанья.)

– Найдем в словах опасные места. Начнем с первого слова

В схему совместно вставляются все неизвестные детям орфограммы и пунктограммы.

– Прочитайте текст еще раз молча. Запомните его. Прочтем стихотворение по схеме хором.

– Теперь не просто напишем в тетрадь, а на время. Минутка – час бережет. По моему сигналу все положите ручки.

– Поднимите руку, кто выполнил задание полностью.

– Поднимите руку, кто не успел дописать? Не страшно, в следующий раз постараемся писать быстрее.

– Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные буквы. Сравните, с написанным в тетради. Если встретилась ошибка, исправьте ее.

– В каких словах записали мягкий знак? Что он обозначает в каждом слове?

4). Выборочное списывание.

Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.

Вместо “шесть” получим “шест”.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.

– Какие слова отличаются только одним звуком?

– Что такое шест?

– Что обозначает слово “шесть”?

– Запишите все однозначные числа с мягким знаком на конце.

– Слова, какой части речи мы записали?

На доске появляется запись...

V. Работа по учебнику. Упражнение 112. Самостоятельно.

VI. Итог урока.

– Какую роль играет ь в словах? Где он может находиться в слове?

VII. Домашнее задание.

Выписать из нашего словаря все словарные слова с мягким знаком.