Задачи.
- Развивать у учащихся умение наблюдать за произношением слов.
- Развивать умение распознавать твердые и мягкие согласные звуки и обозначать на письме мягкие согласные звуки в конце и в середине слова с помощью мягкого знака.
- Продолжить формирование знаний о правописании мягких согласных.
I. Орг. момент.
II. Минутка чистописания и словарная работа.
– Отгадайте загадки и запишите отгадки. Обозначьте ударение, отметьте гласный, который нужно запомнить.
1) Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)2). Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (Октябрь)
Поле черно – белым стало:
Падает то дождь. То снег.
А еще похолодало –
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи!.. (Ноябрь.)
– Как одним словом можно назвать эти слова? (Осенние месяцы.)
– Какое слово “лишнее”? Почему? (Ноябрь, так как количество букв и звуков одинаковое)
– Что можно сказать о количестве букв и звуков в остальных словах? (Букв больше, чем звуков.) Почему?
– Что общего во всех этих словах? (ь на конце.)
– Роль ь в этих словах? (Обозначает мягкость предыдущего согласного.) Подчеркните согласный и мягкий знак.
- Новая тема.
1) – Послушайте и подумайте, о какой букве говорится.
Таинственная незнакомка
Кто-то позвонил. Дверь отворилась, и в нее выглянула пригожая, миловидная буква (не скажу – какая, догадайтесь сами).
– Здесь живет какая – то буква?
– Да.
– Не могли бы вы сейчас поработать?
– А как?
– Постоять в начале слова. Слово – то, понимаете, начинается, и надо значит, в самом его начале постоять, посмотреть, чтобы предыдущее слово на него не наскочило…
– В начале слова не работаю.
– А тогда вот: место есть между согласной буквой и “а”, надо там поместиться и, значит…
– Простите, в таких местах не бываю.
– Вот оно как! А если две согласные буквы, между ними постоите? Чтобы они не ушиблись друг о друга?
– Какие это буквы, будьте добры?
– Первая – “н”, а за ней – “ч”…
– Нет, туда не пойду. Ничем вам помочь не могу.
Дверь захлопнулась.
Какая это была буква? (ь)
– Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Сегодня мы будем говорить об обозначении мягкости согласных ь на конце слов.)
2) – Запишите слова только с мягким звуком на конце.
День, сон, тень, сыр, сок, лось, лень, нос, нес, рыть, ныть, кон, конь, шум, шить.
– Прочитайте какие слова вы записали.
– Какой буквой обозначили мягкость последнего звука?
– Допишите еще три слова с этой орфограммой.
– Для чего в этих словах пишется мягкий знак? (Мягкий знак обозначает на письме мягкость согласного звука.)
IV. Физкультурная разминка.
– Я буду называть слова с мягким знаком в середине и на конце слов. Если вы услышите слово с мягким знаком в середине слова, то, как медведь, переваливайтесь с ноги на ногу. Если услышите слово с ь на конце, то, прыгайте как зайчики.
Пень, пеньки, уголь, угольки, день, деньки, коньки, конь, соль, солонка…
3) Письмо по памяти.
Целый день лежит тюлень,
И лежать ему не лень.
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья. Б. Заходер
– Где находится ь в этих словах?
– Что еще заметили? Какую еще функцию выполняет мягкий знак? (Разделяет написание согласной и гласной.)
– Вам понравилось стихотворение? Запишем это стихотворение по памяти. В тетрадях мы должны писать красиво и грамотно. Я помогу это вам сделать.
– Сколько строк в стихотворении? (4)
– Прочитайте первую строку (хором). Сколько слов в строке? (4)
– Прочитайте вторую строку (хором). Сколько слов? (5)
– Прочитайте третью строку (хором). Сколько слов? (3)
– Прочитайте четвертую строку. Сколько слов в строке? (4)
-Что особенного в написании? (Столбик, заглавная буква)
– Какие знаки препинания есть в стихотворении? (Точки и запятые)
-Прочтите первое предложение. (Целый день лежит тюлень, и лежать ему не лень.)
-Прочитайте второе предложение. (Жаль, тюленье прилежанье не пример для подражанья.)
– Найдем в словах опасные места. Начнем с первого слова
В схему совместно вставляются все неизвестные детям орфограммы и пунктограммы.
– Прочитайте текст еще раз молча. Запомните его. Прочтем стихотворение по схеме хором.
– Теперь не просто напишем в тетрадь, а на время. Минутка – час бережет. По моему сигналу все положите ручки.
– Поднимите руку, кто выполнил задание полностью.
– Поднимите руку, кто не успел дописать? Не страшно, в следующий раз постараемся писать быстрее.
– Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные буквы. Сравните, с написанным в тетради. Если встретилась ошибка, исправьте ее.
– В каких словах записали мягкий знак? Что он обозначает в каждом слове?
4). Выборочное списывание.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак.
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.Вместо “шесть” получим “шест”.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
– Какие слова отличаются только одним звуком?
– Что такое шест?
– Что обозначает слово “шесть”?
– Запишите все однозначные числа с мягким знаком на конце.
– Слова, какой части речи мы записали?
На доске появляется запись...
V. Работа по учебнику. Упражнение 112. Самостоятельно.
VI. Итог урока.
– Какую роль играет ь в словах? Где он может находиться в слове?
VII. Домашнее задание.
Выписать из нашего словаря все словарные слова с мягким знаком.