На протяжении многих лет педагоги, ученые, режиссеры, руководители образования говорят о широком контексте гуманизации образования, перехода от педагогики, ориентированной рационалистически, к педагогике как к искусству. Театральное искусство является наиболее успешным в своих воспитательных возможностях для развития ребёнка, как целостной личности. Театр формирует эмоциональную сферу, чувство ответственности, способность к общению, закладывает знания художественной и общей культуры и т.д.
Несколько лет назад одна из газет Вены опубликовала большую статью журналистки Хельде Хайдер о детском театре с подзаголовком “Мода или необходимость?”. Нет, интерес к театру для детей не мода. Мода, как известно, приходит и уходит. Необходимость же вносить в жизнь детей, даже маленьких, большое искусство “Его Величество Театр” - понятна всем тем, кто борется за прогресс. Дети наше будущее. Мы хотим, чтобы оно было лучше – светлым и справедливым, мирным, скрепленным дружбой между народами. Театр обращается к мыслям и сердцу юного поколения, с радостью и увлечением воспитывает.
Подлинное искусство обладает огромной воспитательной силой, педагог – театрал не только обогащает культуру и раскрывает перед детьми и подростками сокровища классики, но и создаёт спектакли о современном поколении, о них самих, о современности и мечтах, о будущем. Возможности театра беспредельны. Сцена обладает способностью переносить во все времена, во все страны, обогащать фантазией, говорить о реальных событиях, учить лучше понимать разные людские характеры, учит глубже понимать себя, лучше оценивать выбор своих намерений и решений.
Современная педагогика доказала, что формирование личности человека происходит, особенно активно, в первые годы его жизни. Поэтому я всегда предлагала и предлагаю начинать заниматься театральным творчеством уже в подготовительной группе детского сада.
Если в школах этот процесс более-менее развивается, через педагогику дополнительного образования, массовую работу завучей по УВР и интеграцию уроков, то в дошкольном образовании пока тихо. А я опять повторюсь – начинать нужно там. Именно там закладываются “зёрна” нравственной личности, личности творческой, уверенной в себе и культурной, уважающей старшее поколение и историю Родины.
Театр для детей по существу делится на три “театра”: для младших школьников 1-4 класс, для подростков 5-9 класс, для юношества 10-11 класс.
Искусство выбирать и создавать для них свой репертуар и свои постановочные приёмы – сложно.
Наталья Сац называла театр для малышей “наивным”, а театр для подростков “театром юношеских сомнений”. Я работаю педагогом дополнительного образования по своей авторской программе “Дети и театр”.
Моя программа, кроме всего прочего, помогает росту развития детей, логики их мышления. Очень тщательно подбираю репертуар. Театральный материал должен быть не лёгким, а посильно трудным: “не манная каша”, а “орех по зубам”. Ребенок должен достать “зерно”, которое даст ему радость проникновения в мир новых мыслей и впечатлений.
В 12, 13, 14, 15, 16 лет вопросы репертуара должны стоять остро и глубоко. У детей этого возраста целый ряд сомнений и говорить о них нужно с уважением, всерьёз, до конца вскрывая все противоречия и увлекая теми выводами, которые мы считаем наиболее правильными.
Самодеятельное театральное творчество – как залог ситуации успеха, ориентированного на снятие психофизических и эмоциональных зажимов, творческая самореализация и раскрытие творческого потенциала ребёнка.
Со времен античности театр представляет собой универсальную образовательную модель. И эта модель имеет такие специфические черты, которых нет в других видах искусства и творческой деятельности, где участие принимают дети:
а) погружение ребёнка в творческий процесс на занятиях театральным искусством, обращение к эмоционально-образной и эмоционально-чувственной сферам через переживания и рефлексию, что способствует активизации всех компонентов сознания, формирует потребность реализации творческого потенциала в разных областях деятельности;
б) интересный и обширный театральный репертуар;
в) обучающийся является не только объектом, но и субъектом учебного процесса, что предполагает активную самостоятельную деятельность воспитанника по “добыванию” знаний;
г) рассмотрение педагога и учащегося как равных партнеров, объединённых общим процессом творческого познания на основе продуктивного взаимодействия, где ведущая роль педагога не подавляет личностное начало воспитанника;
д) личностное ориентирование с акцентом не только на учащегося, как самостоятельную личность, но и на значимость личности педагога.
Дети на занятиях театральным творчеством:
а) естественно, без принуждения погружаются в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии;
б) рождается сотворчество, потому что театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы;
в) от каждого ребенка востребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых до поры до времени не подозревают ни он, ни его родители, ни учителя: театральное творчество многогранно само и требует много от участника;
г) дети учатся действием преображать словесные образы, поскольку именно этого требует сцена.
Словом идёт тонкая отделка глубоких человеческих качеств и умений.
Современные дети с большим интересом и пониманием всматриваются в окружающий их мир, им хочется играть про свою жизнь, про самих себя. Все это лежит на плечах руководителя. Руководитель театрального коллектива должен иметь специальное образование и желательно опыт работы. Как и любому педагогу, ему нелегко учесть требования и запросы растущей личности, творчески развивать ребёнка, да к тому же воспитывать его на высоких образцах искусства. Классический материал нужно современно прочитывать, знать и чувствовать архаизм сказок – в словах, лексике, понятиях. Нужно уметь сочинять стихи, писать прозу, компоновать по законам драматургии литературный материал, уметь писать инсценировки, сочинять миниатюры, репризы. Моя многолетняя сценарно-режиссёрская практика позволяет мне это делать.
Работаю по следующим принципам, которыми охотно делюсь:
1. Не заставляю детей играть на сцене материал, который им не интересен.
2. Привлекаю в театральную деятельность не только “звезд” школы или дополнительного образования, но и застенчивых, замкнутых ребят. У них появится шанс сбросить свои комплексы.
3. Стараюсь поставить каждого ребёнка, участвующего в сценической работе, в выгодные для него условия и любым путём обеспечить ему ситуацию успеха;
4. Вовлекаю ребят во все проблемы коллектива, начиная с технических и заканчивая художественно-творческими: поиск репертуара, внесение изменений в текст, подбор музыкального сопровождения;
5. Не оставляю без внимания ни одно творческое предложение, каждого ребенка, всячески поощряю и привлекаю внимание всех к его находкам и идеям.
Профессиональный режиссёр, который становится педагогом, становится в первую очередь воспитателем личности. Опыт работы, занятия открывают возможности для изучения и развития личности ребёнка. Работа над репертуарным планом помогает устанавливать межличностные связи, формирует коллектив, раскрывает таланты. Но никогда не следует забывать, что занятия сценическим искусством имеют творческую специфику и не должны превращаться в “служанку воспитания”. Следует держать баланс воспитательных и образовательных художественных задач.
За многие годы работы я определила несколько проблем:
1. Театральное образование должно быть “непрерывным” и начинаться с подготовительной группы детского сада.
2. Огромное влияние на работу оказывает контингент и внешний фактор или региональный компонент.
Каждое занятие театром - это уже занятие-спектакль, со своей режиссурой, драматургией и жанром, со своим основным конфликтом. По педагогическим задачам можно выделить следующие типы занятия: занятие-репетиция, занятие-бенефис, занятие-подарок, занятие-общение, занятие-спектакль, занятие-поиск.
В дополнительном образовании театр не должен превратиться в занятие театроведения. Хотя и нельзя отрицать, что знание основных терминов, основных законов развития жанра необходимы. На моих занятиях ребята и актёры, и зрители… Я, как педагог, всегда в поиске соратников.
Театр – вечен! И театральная педагогика всегда в поиске, в спорах и дискуссиях! Но каждый мудрый взрослый знает и понимает: театр – это Великое Искусство. И если оно или хоть маленькая его часть присутствует – это уже правильные шаги в воспитании свободной личности, гуманной личности, духовной личности, творческой личности, и просто в воспитание порядочного человека.
Список литературы
- А.Н. Афанасьев “Театр и время”. М., Молодая гвардия, 1995 г.
- В.Г. Блок “Диалектика театра”. М., ВТО, 1993 г.
- Н.П. Вербовая, В.В. Урнова “Искусство речи”. М., Искусство, 2007 г.
- С.В. Гиппиус “Гимнастика чувств”. М., Молодая гвардия, 1987 г.
- Б.Г. Голубовский “Пластика в искусстве актёрского мастерства” М., ВТО, 1996 г.
- П.М. Ершов “Режиссура как практическая педагогика”. М., Искусство”, 1992 г.
- Т.И. Запорожец “Логика сценической речи”. М., Искусство, 1997 г.
- В.Л. Климовский Мы идём за кулисы”. М., Дет. Литература, 1982 г.
- И.З. Кох “Основы сценического движения”. Л., Искусство, 1990 г.
- А.П. Петрова “Сценическая речь”. М., Искусство, 1991 г.
- В.А. Петров “Нулевой класс актёра”. М., 2005 г.,
- П.В. Симонов “Эмоции”. М., Искусство, 1996 г.,
- Н.И. Сац “На пути к прекрасному”. Л., Искусство, 1996 г.,
- В.П. Шильгаве “Начнем с игры”. М., ВТО, 1988 г.,
- М.Е. Хватцев “Логопедия”. М., Искусство 1996, “Недостатки речи у школьников”, 1998 г.