Театр как универсальная образовательная модель

Разделы: Внеклассная работа


На протяжении многих лет педагоги, ученые, режиссеры, руководители образования говорят о широком контексте гуманизации образования, перехода от педагогики, ориентированной рационалистически, к педагогике как к искусству. Театральное искусство является наиболее успешным в своих воспитательных возможностях для развития ребёнка, как целостной личности. Театр формирует эмоциональную сферу, чувство ответственности, способность к общению, закладывает знания художественной и общей культуры и т.д.

Несколько лет назад одна из газет Вены опубликовала большую статью журналистки Хельде Хайдер о детском театре с подзаголовком “Мода или необходимость?”. Нет, интерес к театру для детей не мода. Мода, как известно, приходит и уходит. Необходимость же вносить в жизнь детей, даже маленьких, большое искусство “Его Величество Театр” - понятна всем тем, кто борется за прогресс. Дети наше будущее. Мы хотим, чтобы оно было лучше – светлым и справедливым, мирным, скрепленным дружбой между народами. Театр обращается к мыслям и сердцу юного поколения, с радостью и увлечением воспитывает.

Подлинное искусство обладает огромной воспитательной силой, педагог – театрал не только обогащает культуру и раскрывает перед детьми и подростками сокровища классики, но и создаёт спектакли о современном поколении, о них самих, о современности и мечтах, о будущем. Возможности театра беспредельны. Сцена обладает способностью переносить во все времена, во все страны, обогащать фантазией, говорить о реальных событиях, учить лучше понимать разные людские характеры, учит глубже понимать себя, лучше оценивать выбор своих намерений и решений.

Современная педагогика доказала, что формирование личности человека происходит, особенно активно, в первые годы его жизни. Поэтому я всегда предлагала и предлагаю начинать заниматься театральным творчеством уже в подготовительной группе детского сада.

Если в школах этот процесс более-менее развивается, через педагогику дополнительного образования, массовую работу завучей по УВР и интеграцию уроков, то в дошкольном образовании пока тихо. А я опять повторюсь – начинать нужно там. Именно там закладываются “зёрна” нравственной личности, личности творческой, уверенной в себе и культурной, уважающей старшее поколение и историю Родины.

Театр для детей по существу делится на три “театра”: для младших школьников 1-4 класс, для подростков 5-9 класс, для юношества 10-11 класс.

Искусство выбирать и создавать для них свой репертуар и свои постановочные приёмы – сложно.

Наталья Сац называла театр для малышей “наивным”, а театр для подростков “театром юношеских сомнений”. Я работаю педагогом дополнительного образования по своей авторской программе “Дети и театр”.

Моя программа, кроме всего прочего, помогает росту развития детей, логики их мышления. Очень тщательно подбираю репертуар. Театральный материал должен быть не лёгким, а посильно трудным: “не манная каша”, а “орех по зубам”. Ребенок должен достать “зерно”, которое даст ему радость проникновения в мир новых мыслей и впечатлений.

В 12, 13, 14, 15, 16 лет вопросы репертуара должны стоять остро и глубоко. У детей этого возраста целый ряд сомнений и говорить о них нужно с уважением, всерьёз, до конца вскрывая все противоречия и увлекая теми выводами, которые мы считаем наиболее правильными.

Самодеятельное театральное творчество – как залог ситуации успеха, ориентированного на снятие психофизических и эмоциональных зажимов, творческая самореализация и раскрытие творческого потенциала ребёнка.

Со времен античности театр представляет собой универсальную образовательную модель. И эта модель имеет такие специфические черты, которых нет в других видах искусства и творческой деятельности, где участие принимают дети:

а) погружение ребёнка в творческий процесс на занятиях театральным искусством, обращение к эмоционально-образной и эмоционально-чувственной сферам через переживания и рефлексию, что способствует активизации всех компонентов сознания, формирует потребность реализации творческого потенциала в разных областях деятельности;

б) интересный и обширный театральный репертуар;

в) обучающийся является не только объектом, но и субъектом учебного процесса, что предполагает активную самостоятельную деятельность воспитанника по “добыванию” знаний;

г) рассмотрение педагога и учащегося как равных партнеров, объединённых общим процессом творческого познания на основе продуктивного взаимодействия, где ведущая роль педагога не подавляет личностное начало воспитанника;

д) личностное ориентирование с акцентом не только на учащегося, как самостоятельную личность, но и на значимость личности педагога.

Дети на занятиях театральным творчеством:

а) естественно, без принуждения погружаются в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии;

б) рождается сотворчество, потому что театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы;

в) от каждого ребенка востребуются все его способности, заложенные от природы, даже те, о которых до поры до времени не подозревают ни он, ни его родители, ни учителя: театральное творчество многогранно само и требует много от участника;

г) дети учатся действием преображать словесные образы, поскольку именно этого требует сцена.

Словом идёт тонкая отделка глубоких человеческих качеств и умений.

Современные дети с большим интересом и пониманием всматриваются в окружающий их мир, им хочется играть про свою жизнь, про самих себя. Все это лежит на плечах руководителя. Руководитель театрального коллектива должен иметь специальное образование и желательно опыт работы. Как и любому педагогу, ему нелегко учесть требования и запросы растущей личности, творчески развивать ребёнка, да к тому же воспитывать его на высоких образцах искусства. Классический материал нужно современно прочитывать, знать и чувствовать архаизм сказок – в словах, лексике, понятиях. Нужно уметь сочинять стихи, писать прозу, компоновать по законам драматургии литературный материал, уметь писать инсценировки, сочинять миниатюры, репризы. Моя многолетняя сценарно-режиссёрская практика позволяет мне это делать.

Работаю по следующим принципам, которыми охотно делюсь:

1. Не заставляю детей играть на сцене материал, который им не интересен.

2. Привлекаю в театральную деятельность не только “звезд” школы или дополнительного образования, но и застенчивых, замкнутых ребят. У них появится шанс сбросить свои комплексы.

3. Стараюсь поставить каждого ребёнка, участвующего в сценической работе, в выгодные для него условия и любым путём обеспечить ему ситуацию успеха;

4. Вовлекаю ребят во все проблемы коллектива, начиная с технических и заканчивая художественно-творческими: поиск репертуара, внесение изменений в текст, подбор музыкального сопровождения;

5. Не оставляю без внимания ни одно творческое предложение, каждого ребенка, всячески поощряю и привлекаю внимание всех к его находкам и идеям.

Профессиональный режиссёр, который становится педагогом, становится в первую очередь воспитателем личности. Опыт работы, занятия открывают возможности для изучения и развития личности ребёнка. Работа над репертуарным планом помогает устанавливать межличностные связи, формирует коллектив, раскрывает таланты. Но никогда не следует забывать, что занятия сценическим искусством имеют творческую специфику и не должны превращаться в “служанку воспитания”. Следует держать баланс воспитательных и образовательных художественных задач.

За многие годы работы я определила несколько проблем:

1. Театральное образование должно быть “непрерывным” и начинаться с подготовительной группы детского сада.

2. Огромное влияние на работу оказывает контингент и внешний фактор или региональный компонент.

Каждое занятие театром - это уже занятие-спектакль, со своей режиссурой, драматургией и жанром, со своим основным конфликтом. По педагогическим задачам можно выделить следующие типы занятия: занятие-репетиция, занятие-бенефис, занятие-подарок, занятие-общение, занятие-спектакль, занятие-поиск.

В дополнительном образовании театр не должен превратиться в занятие театроведения. Хотя и нельзя отрицать, что знание основных терминов, основных законов развития жанра необходимы. На моих занятиях ребята и актёры, и зрители… Я, как педагог, всегда в поиске соратников.

Театр – вечен! И театральная педагогика всегда в поиске, в спорах и дискуссиях! Но каждый мудрый взрослый знает и понимает: театр – это Великое Искусство. И если оно или хоть маленькая его часть присутствует – это уже правильные шаги в воспитании свободной личности, гуманной личности, духовной личности, творческой личности, и просто в воспитание порядочного человека.

Список литературы

  1. А.Н. Афанасьев “Театр и время”. М., Молодая гвардия, 1995 г.
  2. В.Г. Блок “Диалектика театра”. М., ВТО, 1993 г.
  3. Н.П. Вербовая, В.В. Урнова “Искусство речи”. М., Искусство, 2007 г.
  4. С.В. Гиппиус “Гимнастика чувств”. М., Молодая гвардия, 1987 г.
  5. Б.Г. Голубовский “Пластика в искусстве актёрского мастерства” М., ВТО, 1996 г.
  6. П.М. Ершов “Режиссура как практическая педагогика”. М., Искусство”, 1992 г.
  7. Т.И. Запорожец “Логика сценической речи”. М., Искусство, 1997 г.
  8. В.Л. Климовский Мы идём за кулисы”. М., Дет. Литература, 1982 г.
  9. И.З. Кох “Основы сценического движения”. Л., Искусство, 1990 г.
  10. А.П. Петрова “Сценическая речь”. М., Искусство, 1991 г.
  11. В.А. Петров “Нулевой класс актёра”. М., 2005 г.,
  12. П.В. Симонов “Эмоции”. М., Искусство, 1996 г.,
  13. Н.И. Сац “На пути к прекрасному”. Л., Искусство, 1996 г.,
  14. В.П. Шильгаве “Начнем с игры”. М., ВТО, 1988 г.,
  15. М.Е. Хватцев “Логопедия”. М., Искусство 1996, “Недостатки речи у школьников”, 1998 г.