Вечер, посвященный творчеству Габдуллы Тукая "Путь в бессмертие"

Разделы: Внеклассная работа


Цель. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Развитие познавательной активности и ценностного отношения учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.

Оборудование. Портрет Г.Тукая, выставка его книг, фотографии.

Дидактическое пространство. Компьютерная презентация «Г.Тукай – великий татарский поэт».

Подготовительная работа.

  • I группа под руководством учителя обсуждает главные проблемные вопросы, которые необходимо раскрыть на уроке, изучает биографию поэта.
  • II группа учит стихотворения поэта наизусть.
  • III группа готовит к уроку наглядность.

Ход мероприятия

1-й ученик. Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс. Один из его современников и близких друзей, известный писатель Ф. Амирхан писал: «Даже личные враги Тукая не могли отрицать народного духа, народной гармонии, народной музыки в его стихотворениях, ибо это выглядело бы просто нарочитым упрямством: народ признал его своим, знал его стихи наизусть».

2-й ученик. 125 лет тому назад в Заказанье, в семье рядового деревенского муллы родился мальчик. Отец дал ему имя Габдулладжан. Этот ребенок в свои неполные четыре года остался круглым сиротой. Пожалуй, не было ни одного поэта, которому уже с малых лет довелось бы называть «мамой» одну за другой семерых, а возможно и восьмерых чужих женщин, в чьих семьях он оказывался приёмышем.

3-й ученик. А однажды был такой трагикомический случай: в Казани, на Сенном базаре, ямщик ходил в толпе и выкрикивал: «Отдаю мальчика на усыновление! Бери, кому надо!» Подошёл из толпы мужчина – он увёл мальчика к себе. Так ремесленник из Новотатарской слободы Мухамметвали с его женой Газизой обрели себе сына. Это уже пятый дом, куда ступил Габдулла. Года два прожил он в этой семье, но… Вдруг он опять оказывается лишним. Оба в раз захворали приемные родители: «На чьих же руках останется малыш, если мы вдруг помрём… Вернём-ка его лучше обратно в деревню…» – проводили они его обратно в Училе. Семья же деда опять избавлялась от Габдуллы, отправили его в деревню Кырлай к Сагди-абзы, где судьба отнеслась к мальчику благосклоннее. Он начал учиться в медресе. Здесь жизнь дала ему обилие таких впечатлений, которые позже питали его творчество и где в маленьком Габдулле зародился великий Тукай, самый любимый поэт татарского народа.

4-й ученик.

Я постиг, что все священно: и овин твой и ручей,
И гумно твое, и степи, и дороги средь полей,
И весна твоя, и осень, лето знойное, зима,
Белые чулки, да лапти, да онучи, да сума.
И собаки, и бараны – вся родная сторона.
Любо мне и то, что плохо, даже то, чем ты бедна.

– так писал Тукай об этих местах, наведавшись в Заказанье после долгого пребывания в Уральске.

5-й ученик. Родные места поэта – Заказанье. Здесь нет ни больших рек, ни бескрайних лугов, ни скалистых гор. Красота Заказанья – в его дремучих лесах с их сказочным хозяином – Шурале; а в тихих прудах с нависающими над водой густыми ивами, лунными ночами расчесывает свои мокрые волосы Водяная.

В 1894 году Габдулла был отправлен в далекий город Уральск для учебы в медресе. Среди учеников этого медресе был силен интерес к литературе, поэзии. Жадный до знаний Габдулла одновременно посещает и трехгодичный русский класс. Отлично усвоивший арабский, персидский и турецкий языки, он вскоре открывает для себя богатейший мир русской и западноевропейской литератур.

6-й ученик. Тукаю было 19 лет, когда до Уральска докатилась волна революции 1905 года. Уже в сентябре 1905 появляются первые его стихи. Вскоре он становится редактором журнала «Новый век». Журналистика становится для него родной стихией.

7-й ученик. О свободе

Куда цензуры делся гнет,
Гоненья, рабства и разброд?
Как далеко за этот год
Все унеслись невзгоды!

Татарин, русский ли – взгляни:
Теперь права у всех одни;
Зипун и фартук в наши дни
Узнали вкус свободы.

Закрыт цензурный комитет,
Чернилам красным сбыта нет,
И обанкротились вослед
Чернильные заводы.

Немало в стычках боевых,
Джигитов гибло молодых,
Запомнит мир, что кровью их
Политы воли всходы.

Студенты – львы родной земли -
За вас на виселицы шли,
Навечно силу обрели,
Сражаясь в эти годы.

Шли гордо, жертвуя собой.
Не плачем – песней боевой
В час оглашались роковой
Их казематов своды.

Уже не надо нам молчать -
Ведь с наших уст снята печать,
И соловьев своих опять
Услышали народы.

Свободны перья и умы.
Всем павшим благодарны мы,
Восставшим против зла и тьмы
Борцам стальной породы.

Мир благородным душам их!
Ценой великих мук земных
Они для нас – для всех живых
Зажгли зарю свободы.

8-й ученик. Но его давно тянуло в родные края и осенью 1907 года по улицам, устланным палой листвой, Тукай на извозчике въезжает в Казань.

В 20 лет Г.Тукай, деревенский юноша, дерзнул сформулировать и задать самому Всевышнему несколько таких вопросов, которые могут поставить в тупик самых высокообразованных философов современности:

Почему ты, боже, столь разными создал людей?
Почему я ничтожный ничтожнейшей твари Твоей,
Иль во мне и начало, и устье потока скорбей?
Иль таит в себе ад эта жалкая связка костей.
Слышишь, господи? Я вопрошаю, ответь мне скорей!
Ибо разум мой тёмен, не может он справиться с ней,
Не в моей ли недоле злосчастного мира исток?
Не родиться бы вовсе – так было б, пожалуй, умней.

9-й ученик. В стихотворении «Ваксынмыйм» (“Не стану мелочиться”) Тукай не только задаёт вопросы, даже предлагает себя Всевышнему в качестве помощника:

Это солнце пусть погаснет,
Я взойду ему взамен.
Люди пусть по мне сверяют
Быстротечность всех времен.

1-й ученик. «Надежды народа в связи с великим юбилеем»

На русской земле проложили мы след,
Мы – чистое зеркало прожитых лет.
С народом России мы песни певали,
Есть общее в нашем быту и морали,
Один за другим проходили года, –
Шутили, трудились мы вместе всегда.
Вовеки нельзя нашу дружбу разбить,
Нанизаны мы на единую нить.
Как тигры, воюем, нам бремя не бремя,
Как кони, работаем в мирное время.
Мы верные дети единой страны,
Ужели бесправными быть мы должны?

2-й ученик. О годы! Как преобразили они Габдуллу. Он вернулся на родину признанным поэтом, публицистом и общественным деятелем.

С осени 1907 года в жизни поэта начинается новый – казанский, наиболее плодотворный период. В течение пяти с половиной лет он вдохновенно служит своему народу, своей Родине. Ныне мы отмечаем 125-летие со дня рождения Тукая. А его путь, путь к бессмертию и славе продолжается.

3-й ученик. РОДНОЙ ЯЗЫК

Родной язык – святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!

Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.

Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.

Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца:
– О боже, мать прости, прости меня, прости отца.

4-й ученик. Многие сегодня задают себе вопрос: кем является для татарского народа Габдулла Тукай? Не утратил ли он своего былого значения и величия в наши дни?

Ответ один: нет! Тукай является путеводной звездой. Именно в наши дни раскрылась подлинная сущность поэта, его величие и роль истинного провидца. Даже едкие сатирические стихотворения поэта, считавшиеся при советском строе утратившими свою актуальность, сегодня звучат еще злободневнее.

5-й ученик. «Иду своим путём»

Ты хочешь в меру сил своих добро творить народу,
Но душат грязною уздой твой ум, твою свободу:
«Что делать, дескать, век такой, такое время ныне!
Уж ты по-нашему живи, смири свою гордыню!»
Я презираю бренный мир и век его мгновенный.
Смириться – это тяжкий грех перед душой нетленной.
Я устремляюсь в высоту, в безмерность, в бесконечность,
К бессмертной, вечной красоте, в сияющую вечность!
Я вечно юным быть хочу, рождая радость всюду.
Пусть гаснет солнце в небесах, я новым солнцем буду!
Теченье времени по мне привыкнут люди мерить.
Любой из них свои часы по мне сумеет сверить.

6-й ученик. Тукай умер очень молодым, в 27 лет, от туберкулёза лёгких. Невольно вспоминаются строки великого поэта Востока – азербайджанца Низами Гянджеви о пророческой миссии поэтов, художников, исторических личностей:

В двадцать семь, как пророк, покидая наш дол,
Он пожитки скитанья сложил и ушёл.

Литературные интересы Тукая были чрезвычайно широки. Будучи поэтом большого общественного и эстетического диапазона, он вбирал опыт всюду: на Западе и Востоке. Огромное воздействие на творчество татарского поэта оказала русская литература с её гуманистическим и обличительным пафосом. Богатый художественный опыт русского классического реализма и романтизма помог Тукаю глубже обнажить общественно-политические и социальные противоречия и откликнуться на самые злободневные духовные запросы татарской действительности.

7-й ученик. Первое знакомство Тукая с произведениями русской литературы происходит в городе Уральске. Под руководством учителя Ахметши в нём воспитывается любовь к русской литературе. Его интересовало творчество многих русских поэтов: В.А.Жуковский, И.И.Дмитриев, А.Е.Измайлов, А.Н.Майков, А.Н.Плещеев, И.С.Никитин, Н.А.Некрасов, Н.И.Поздняков, К.Д.Бальмонт и др.

В 1902–1904 годах, ещё до появления своих печатных произведений, Тукай переводит прозой, создаёт татарские версии 77 басен И.А.Крылова. Показательным является и то, что первым печатным произведением Тукая является «Сон мужика» (1905) – вольное переложение стихотворения А.В.Кольцова о горькой крестьянской доле «Что ты спишь, мужичок».

8-й ученик. Через всю свою короткую жизнь пронёс благоговейную любовь к гениям русской литературы Пушкину и Лермонтову. «В медресе, – писал друг поэта, впоследствии известный артист, основоположник татарского театра Габдулла Кариев, – у Тукая всегда видел две толстые книги – избранные произведения Пушкина и Лермонтова».

9-й ученик. Тукай мечтал видеть татарскую литературу развитой, высокохудожественной, защищающей духовные ценности нации. В статье «Национальные чувства» (1906) он писал, что «и наша нация нуждается в Пушкиных, Лермонтовых, Толстых. Словом, наша нация нуждается в настоящих писателях, художниках…». Знаменательным является тот факт, что по божественному ли начертанию, волею ли судьбы эту историко-литературную миссию «национального Пушкина» Тукаю пришлось принять на себя. «Беру пример с Пушкина и Лермонтова, постепенно поднимаюсь на поэтические высоты», – писал он в стихотворении «Размышления одного татарского поэта» (1907). За неделю до смерти он ещё раз осознаёт преемственность собственного творчества с традициями пушкинской и лермонтовской музы.

Пушкин, Лермонтов – два солнца – высоко вознесены,
Я же свет их отражаю наподобие Луны.

Будучи поэтом чутким ко всему национальному, Тукай ясно представлял своё место в истории татарской литературы. Отвечая недругам, обвиняющим его в увлечении подражаниями и вольными переложениями – из творчества Пушкина и Лермонтова, он писал:

Поэзия Лермонтова и Пушкина – это великий чистый океан,
Их высочество – Пушкин и Лермонтов, Тукай – три звезды.
(«Ответ», 1908.)

1-й ученик. У Тукая имеется немало переводов из лирики Пушкина.

В примечании к знаменитой поэме «Шурале» Тукай пишет, что при написании её «он учёл опыт Пушкина и Лермонтова, обрабатывавших сюжеты народных преданий, широкораспространённых в сельской местности.

Пушкин и Тукай – два великих таланта сопоставимы по историческому значению, основоположники национальных литератур и русского и татарского народов. По миропониманию и мироощущению Тукаю был близок художественный опыт Лермонтова.

2-й ученик. ПУШКИНУ

Моя душа сходна с тобой, о Пушкин вдохновенный,
Неподражаемый поэт, единый во вселенной!

Деревья, камни, как меня,
твой стих привел в движенье.
Дарить восторг – не таково ль поэта назначенье?

Могу ли я не ликовать, твоим подвластный чарам?
Лишь тот поэт, кто жизнь творит,
владея божьим даром.
Как солнце освещает мир, его моря и сушу,
Так всю, до дна, своим стихом
ты озарил мне душу.

Я мудрость книг твоих постиг, познал источник сил я,
Вступил я в щедрый твой цветник, твоих плодов
вкусил я.

Бродил я по садам твоим, стоя пред каждым древом,
Внимал я соловьям твоим, бессмертным их напевам.

Нисходит в душу чистый свет, свет правды непоборной.
Да, памятник ты заслужил – живой, нерукотворный!

Стихи и повести твои влекут меня, сверкая.
Мне дела нет, что у тебя религия другая.

Моя душа сходна с твоей, но силы несравнимы.
О, как мне мощь твоя нужна, певец неповторимый!

3-й ученик. А.С.Пушкин и Г.Тукай – великие поэты, великие личности. В истории двух народов нет людей более возвышенных и гениальных. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений.

Пушкин не может повториться вновь. Для этого надо родиться Пушкиным. И Тукай не может повториться вновь. Если говорить о писателях, которые, мало прожив, успели многое сделать, то одним из них, несомненно, является Пушкин, а другим – Тукай… и каждый из них за короткий срок успел сложить десятки тысяч стихотворных строк, которые находят отклик в сердцах тысяч почитателей истинной поэзии.

После Тукая возросли вес и значение национальной татарской литературы в глазах других народов.

Талантливый поэт из Казани Михаил Скороходов написал:

Прими как дар, прекраснейшие строки,
Храни в душе, любимой вслух читай.
Учители, волшебники, пророки –
У русских Пушкин, у татар Тукай.

Есть две страны – Кырлай и Лукоморье,
Они чудес и сладких тайн полны.
О, как нам любы – до сердечной боли! –
Навеянные гениями сны.

В ночной тиши приходит кот учёный,
Златая цепь звенит в прозрачной мгле.
Шумит, шумит кырлайский бор зелёный,
И бродит по урману шурале.

Свои святыни, гордость поколений.
Народ народу преподносит в дар:
Становятся всё ближе, все роднее

4-й ученик. 26 апреля в Москве, на Новокузнецкой улице открылся памятник великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Этого события московские татары ждали давно, и оно стало в столице ключевым в рамках мероприятий, посвященных 125-летию со дня рождения поэта. Монумент был передан в дар российской столице Правительством Республики Татарстан согласно Распоряжению Правительства Москвы. Автор монумента – заслуженный художник России Салават Щербаков.

5-й ученик. Имя Тукая означает целую эпоху в духовном развитии татарского народа, в становлении его литературы, искусства, культуры в целом. Поэт навсегда останется жить в благодарной памяти народа.

Творчество Тукая давно перешагнуло национальные границы и стало явлением интернациональным. Его произведения переведены на многие языки и широко известны в нашей стране и за рубежом. Решением ЮНЕСКО 1986 год, год 100-летия поэта, был объявлен годом Габдуллы Тукая, и отмечался во всех странах мира. В том же году в Казани был открыт Литературный музей поэта и установлен памятник.

Февральским указом Президента РТ Рустама Минниханова 2011 год был объявлен годом Габдуллы Тукая в Татарстане.

6-й ученик. Значение Габдуллы Тукая для татарского народа огромно. Он выполнил в своей культуре ту же историческую миссию, что и Пушкин в русской культуре, Шевченко в украинской, Абай в казахской. Произведения Тукая большими тиражами издаются на русском и многих других национальных языках страны. Поэт продолжает жить вместе со своим народом, вместе с народами всей многонациональной России.

Его путь, путь к бессмертию и славе продолжается…