Тригонометрические формулы и уравнения. 10-й класс

Разделы: Математика

Класс: 10


Цель:

  • повторить тригонометрические формулы, допустимые значения букв, множество значений функций;

  • обобщить и систематизировать способы решения тригонометрических уравнений.

Оборудование: набор бумажных геометрических фигур разных цветов. (количество цветов должно быть кратно количеству команд).

Класс перед входом в кабинет делится на 2 команды: каждый вытаскивает из конверта одну бумажную геометрическую фигуру. Учитель предлагает учащимся, выбравшим геометрические фигуры двух определенных цветов, составить первую команду. Те, у кого геометрические фигуры двух других цветов, составляют вторую команду. Команды выбирают капитана. Капитаны по жребию определяют, какая команда начинает играть первой.

В начале урока учитель сообщает учащимся о целях урока и о том, что достижение этих целей будет осуществляться в форме деловой игры.

Ход урока

I тур.

Актуализация знаний.

Учитель задает вопросы по очереди обеим командам. Если команда дает неверный ответ, то может ответить другая команда. За каждый верный ответ ответившая команда получает 1 балл.

Вопросы:

  1. В каждой четверти лежит угол , если выполняется условие
  2. ? (II четв).

  3. Определите значение ?
  4. Вычислите ? (0).
  5. В какой четверти лежит угол , если и (III четв.)
  6. Может ли быть верным равенство ? (нет).
  7. Что больше или ? ( ).
  8. Вычислите . (2).
  9. Какие значения может принимать ? ().
  10. Решите уравнения (, ).
  11. Если , то можно ли утверждать, что , а ? (нет).
  12. Решите уравнение . (решений нет).
  13. Какова область определения функции ? (х0)

II тур

(10 минут)

В этом туре необходимо решить тригонометрические уравнения.

Участвуют по 3 человека от каждой команды. Каждый из них берет карточку с заданием одного из трех цветов 3-х цветов: красная, желтая, синяя и решает это задание на доске.

Остальные участники команды решают эти же уравнения на своих местах. Каждый может помочь решающим у доски, если быстрее решит уравнение и предъявит решение учителю.

Красные карточки: .

.

Жёлтые карточки:

.

Синие карточки: .

.

Решение:

1)

или

Ответ:

2)

Ответ:

3)

Ответ:

4)

Ответ:

5)

6)

Ответ:

III тур

Индивидуальное задание

5 минут

Каждая команда делится на 3 группы.

1-ая группа получает конверт с заданием “Найти”.

2-ая группа получает конверт с заданием “Упростить”.

3-ья группы получает конверт с заданием “Вычислить” .

В каждом конверте лежат карточки с заданиями. Каждый учащийся выполняет одно задание и сдаёт учителю на проверку. Количество баллов ? количество верных ответов.

  1. “Найти”.

.

II чет.

2. Найдите МЗФ .

 

3. Найдите наименьший положительный период функций

2. “Вычислите”.

  1. .

.

.

2. .

.

3. .

.

3. “Упростите”

  1. .

.

2. .

.

3. .

IV тур

Команды становятся друг напротив друга. Представитель первой команды задаёт вопрос на знание тригонометрических формул, простейших тригонометрических уравнений одному из представителей второй команды. Он же и оценивает ответ. Затем ответивший задает свой вопрос члену первой команды, который после своего ответа задает вопрос члену второй команды, и т.д.

За каждый верный ответ и правильную оценку начисляется по 1баллу. За неверный ответ и неправильную оценку снимается по 1 баллу. Начинает задавать вопрос команда, которая к началу IV тура набрала больше баллов.

V тур

Конкурс капитанов.

5 минут

Карточки с заданиями раскладываются на столе. Капитаны выбирают по одной карточке и готовят решения на доске.

Остальные участники команды решают эти же уравнения на своих местах. Каждый может помочь решающим у доски, если быстрее решит уравнение и предъявит решение учителю.

Докажите тождество.

Карточка № 1.

Карточка № 2

.

Карточка № 3

.

.

Карточка № 4

.

.

Итог урока: итоги игры, оценки команде победителей, оценки команде соперников по желанию с учетом участия и результатов II тура, индивидуального задания, конкурса капитанов (для капитана).