Учебно-воспитательный процесс на этапе предшкольного образования
Приоритетными задачами российского дошкольного образования является создание условий для обеспечения равного стартового уровня детей при поступлении в школу и повышение доступности образования. Предшкольное образование должно “представлять собой целенаправленный организованный процесс обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста, позволяющий контролировать физическое, психологическое, интеллектуальное состояние детей перед поступлением в школу”.
В Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), одобренной и утвержденной Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ 17.06.2003, особое внимание уделяется построению преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования, но, к сожалению, как показывает практика, пока не удается снять остроту проблемы выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс.
У родителей есть потребность в доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения и объединении усилий дошкольных образовательных учреждений и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 6-7 лет.
Основной целью введения предшкольного образования является создание условий для достижения единого старта детей дошкольного возраста при поступлении в первый класс. Выравнивание уровня развития, интеллектуальной и психологической готовности детей к поступлению в начальную школу - это важнейшая составляющая успешности их дальнейшего обучения, основа безболезненной адаптации к школьному детству.
Вторая, не менее важная цель предшкольного образования - это обеспечение преемственности дошкольного и начального образования, проблемы, которая уже не один десяток лет настоятельно требует своего разрешения. Грамотно выстроенные, научно обоснованные, психологически безупречные организация и содержание предшкольного образования позволят перейти от дублирования предметного содержания начальной школы в детском саду к развитию индивидуальных качеств ребенка, которые обеспечивают успешный переход к обучению в школе.
В-третьих, введение предшкольного образования, особенно для “домашних” детей, позволит своевременно выявить и скорректировать незначительные отклонения в физическом, интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии детей старшего дошкольного возраста и, таким образом, способствовать сохранению их психического и физического здоровья.
Особенность модели дошкольного образования заключается в вариативности форм предшкольного образования. Мы выбрали форму 1, это группа полнодневного пребывания детей в школьных образовательных учреждениях реализующих комплексные образовательные программы.
В качестве основной образовательной программы предшкольного образования используется программа обучения и развития детей 6 лет “Предшкольная пора” (“Вентана-Граф”, 2007), которая успешно внедряется в ряде регионов Российской Федерации. Данная программа по сравнению с аналогичными обладает рядом преимуществ:
- по целям - развитие тех качеств ребенка, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса, успешности обучения детей в школе;
- по содержанию - не дублирование программы первого класса, а подготовка к систематическому обучению в школе;
- по форме - опора на основной вид деятельности ребенка 6-7-летнего возраста - игру;
по системе принципов построения программы (учет возрастных особенностей, сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; развитие эрудиции, культуры).
Образовательный процесс организуется с использованием педагогических технологий, обеспечивающих индивидуальное, личностно-ориентированное развитие.
Содержание предшкольного образования должно быть гибким и не может быть направлено на принудительное обучение для ликвидации определенных пробелов в знаниях, умения и навыках.
Организация образовательного процесса регламентируется календарным планом, расписанием занятий, составленными в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.11.1249-03.
Конкурсный набор и тестирование при комплектовании групп не допускается.
Выбрав данную программу обучения и развития детей для подготовки их к школе, использую разработанные авторским коллективом дидактические пособия, входящие в учебно-методический комплект “Предшкольная пора”, проявляю творчество, вношу новые элементы знаний, применяю другие средства обучения, но пособия данного УМК остаются основными и ведущими.
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
В зоне особого внимания педагога должны быть учет психологических особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста, физическое и психическое состояние каждого ребенка. Это проявляется в следующем:
- Нельзя предъявлять детям требования, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка- отношения к учебной деятельности и, как следствие этого, успешности обучения.
- Нельзя “забегать вперед” и форсировать процесс усвоения тех знаний и умений, которые будут формироваться в школе. Педагог должен понимать, что в условиях фронтального обучения многие дети усваивают знания без понимания их смысла и поэтому не могут использовать их самостоятельно. Такие знания, накапливаясь, только загружают память и не могут положительно повлиять на развитие мыслительных операций, речи, воображения и др. Недопустимо применение типичных для школы форм и методов обучения (отметки, домашние задания, контрольные работы и пр.).
- Учитывая, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка является игровая, и поэтому именно игра стала приоритетной формой организации и методом обучения.
- Следует создать условия для возможно более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками - особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.
- Изучаю индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывю их в процессе обучения (темп деятельности, особенности внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления и т. п.). Проведение занятий с использованием разноуровневых заданий предусмотрено во всех книгах и рабочих тетрадях УМК “Предшкольная пора”.
Методическое обеспечение.
*Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе?
- Виноградова Н. Ф. Придумай и расскажи.
- Виноградова Н.Ф . Рассказы-загадки о природе.
- Журова Л.Е., Кузнецова, Л.И. Азбука для дошкольников. Играем и читаем вместе.
- Журова Л.Е., Кузнецова М.И . Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами.
*Златополъский Д. С. Удивительные превращения.
- Козлова С.А. Я и мои друзья.
- Козлова С.А. Я хочу в школу.
- Куликова Т.А. Что, где, почему?
- Куликова Т.А. Я и моя семья.
- Салмина Н.Г. Учимся думать.
- Салмина Н.Г., Глебова А. О. Учимся рисовать.
При подготовке конкретного занятия я старюсь:
- оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний-умений;
- предусмотреть разные организационные формы проведения занятий (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;
- учитывать необходимость возвращения (повторения) изученного в новых учебных (игровых) ситуациях;
- предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности.
В УМК “Предшколъная пора” игра выступает как приоритетный метод обучения на занятиях по всем указанным разделам программы. Авторы опираются на известное положение психологии об особом значении игровой деятельности для интеллектуального развития дошкольника и становления качеств личности, которые обеспечат развитие предпосылок ведущей для младшего школьника деятельности - учебной. Реализация такого подхода, по убеждению авторов, удовлетворит возрастную потребность дошкольников в игре и предупредит возможность превращения процесса обучения на ступени предшкольного образования в вариант более раннего школьного обучения. Это особенно важно при обучении грамоте и математике, так как игровая форма обучения способствует более легкому усвоению программного материала.
Мониторинг
С целью отслеживания уровня развития детей я использую диагностику под редакцией Журовой Л.Е.
Педагогическая диагностика готовности к школьному обучению заключается в проверке сформированности предпосылок к овладению грамотой и математикой. При этом не нужно выяснять умения читать, писать, считать, то есть проверять те предметные знания и умения, обучение по которым предусмотрено в 1 классе. Предлагаемые для определения готовности детей задания максимально учитывают особенности и возможности 6-летних детей, обеспечивают адекватное понимание детьми их содержания, опираются на имеющийся у низ реальный опыт, не зависят от уровня чтения и письма.
В ходе педагогической диагностики проверяется:
- состояние пространственного восприятия;
- состояние зрительного восприятия;
- состояние моторики и зрительно-моторных координаций;
- умение проводить классификацию и выделять признаки, по которым она произведена;
- наличие интуитивных дочисловых представлений;
- овладение представлениями, лежащими в основе счета;
самим счетом (в пределах шести), представлениями об операциях сложения и вычитания;
- умение сравнивать два множества по числу элементов;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом.
Работа с родителями будущих первоклассников
При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей.
Работа с семьёй – неотъемлемая часть организации образовательного процесса в группе ДО на каждом этапе. Организуя сотрудничество с семьёй, особое внимание уделяю постоянному совершенствованию педагогической компетенции и педагогической культуры как родителей, так и себя. Отношения между нами должны строиться на основе взаимного доверия и взаимопомощи, доброжелательной критики и самокритики, сплочения воспитательных и обучающих воздействий с целью развития способностей и формирования гармоничной личности ребёнка.
В соответствии с этими требованиями, система работы с родителями в группе ДО включает:
ознакомление родителей с результатами диагностики развития ребёнка;
участие в составлении индивидуальных программ развития ребёнка;
целенаправленную работу по педагогическому и психологическому просвещению родителей;
обучение родителей конкретным методам и приёмам физического, общекультурного и общеинтеллектуального развития ребёнка в разных видах детской деятельности.
Для этого использую такие формы работы с семьёй, как размещение необходимой информации в родительских уголках и папках-передвижках, индивидуальные и групповые консультации, организация дискуссий, проведение деловых игр и тренингов с приглашением специалистов, организация просмотра открытых занятий и дней “открытых дверей” в группе ДО нашей школы, проведение совместных досугов и праздников (“Поздравляем наших пап”, “Праздник мам” и др.).
Чтобы продемонстрировать родителям возможности и результаты влияния организованного процесса воспитания и обучения, в начале года родителям предлагаю заполнить анкету, позволяющую оценить уровень развития базиса личностной культуры дошкольника. Данная анкета помогает мне разработать индивидуальную программу педагогического сопровождения каждого ребёнка и даёт возможность к концу года оценить её результативность.
С помощью привлечения родителей к проведению предварительной и итоговой диагностики педагоги демонстрируют им свою открытость и умение прислушиваться к мнению семьи. Это создаёт условия для реализации принципа разделённой ответственности, когда ответственность за результаты образовательного процесса несут как педагоги, так и родители.
Тематика лекций для родителей:
- Родитель- это профессия.
- Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.
- Здоровый ребенок - хороший ученик.
- Как помочь ребенку стать самостоятельным.
- Физическая подготовленность ребенка к общению со школой.
- Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
- Социально- личностное развитие будущего первоклассника.
- Первые дни ребенка в школе.
- Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.
См. презентацию.