Формирование речевой деятельности у младших школьников на занятиях иностранного языка с применением упражнений по развитию общей и тонкой моторики

Разделы: Иностранные языки


Результаты изучения материалов по данной теме показали, что в методике преподавания иностранного языка школьникам недостаточно используется материал, направленный на активное развитие памяти, речи школьников с применением комплекса специальных упражнений, укрепляющих мелкую мускулатуру пальцев рук и способствующий совершенствованию зрительно-двигательной координации и ориентировки в микропространстве.

Целью данных упражнений является:

  • повышение уровня развития мнемических процессов за счет увеличения количественных показателей объема и устойчивости зрительно-пространственной и слухоречевой памяти;
  • развитие связной речи детей и обогащение их словарного запаса;
  • совершенствование мыслительной деятельности дошкольников за счет развития умений осуществлять различные мыслительные операции (классификацию, обобщение, сравнение и др.).

Отсюда проводимая работа включает 3 направления:

  • развитие памяти;
  • развитие речи;
  • совершенствование моторно-двигательных функций;
  • развитие мышления.

Работа по речевому развитию школьников направлена на воспитание инициативности и самостоятельности ребенка в общении с взрослыми и сверстниками, развитие монологической формы высказывания. При этом внимание уделяется и увеличению словарного запаса младших школьников путем обогащения их чувственного опыта при знакомстве с миром вещей, явлений, их свойствами и качествами.

Таким образом, проект работы включает систему игр, направленных на решение поставленных задач и проводимых на занятии с группой младших школьников, и предусматривает возможность проведения индивидуальной работы с детьми.

Пальчиковый игротренинг

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией. Поэтому можно и нужно использовать пальчиковые игры при работе со школьниками на занятиях не только родным языком, но и иностранным языком. Движения пальчиков помогают при постановке фонетических звуков, облегчают восприятие лексических единиц, за счет чего появляется возможность значительно увеличить объем предлагаемого материала. Кинестетические импульсы, идущие от пальцев, способствуют развитию долговременной памяти: слова и тексты прочно и надолго запоминаются детьми. Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.   Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь.

Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т.е. находят словесное выражение.

На начальном этапе обучения мы предлагаем использовать упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса. Основными целями данных игр являются: снятие мышечного зажима с артикуляционной, мимической и пальцевой мускулатуры, воспитание свободы движений, развитие восприятия собственного тела, совершенствование ориентации в пространстве.

Обращаться к упражнениям следует один – три раза в течение занятия, когда требуется дать детям ритмическую передышку и в то же время сконцентрировать внимание группы. Продолжительность таких игр 2-3 минуты, чтобы пальцы заработали, но не заболели. Желательно, чтобы преподаватель тоже принимал участие в упражнениях, таким образом, он покажет, что следует делать детям. Перед началом каждого нового упражнения преподавателю необходимо объяснить его правила и делать это лучше на родном языке. Важно избежать недопонимания, так как не все школьники готовы признаться в том, что они чего-то не поняли. Приступая к упражнению, рекомендуется дать ему иностранное название, чтобы дети привыкли к нему и запомнили его в дальнейшем преподаватель не будет объяснять правила, он лишь объявит название. Мы предлагаем возможное русское название каждого из упражнений.

Упражнение “Пальцы здороваются” (The greeting)

Цель: аналитическое восприятие речи, тренировка детей в произношении приветствий на английском языке, развивать произвольное внимание, зрительную память, укреплять мелкую мускулатуру пальцев рук, совершенствовать зрительно-двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.

Соединить пальцы обеих рук “домиком”. Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим пальцем, затем указательный с указательным и т.д. При этом приговаривают традиционное приветствие на английском языке “Hello!”, когда встречаются одноименные пальцы разных рук. Аналогично можно использовать речевые конструкции: “Good morning”, “Good after noon”, “Good evening”.

Упражнение “Пальчики-артисты” (My fingers are artists)

Цель: закрепление речевого материала по теме “Цифры”, развитие памяти и мышления, активизация речевого материала в действии.

Пальчики-артисты кланяются зрителям (ребята считают артистов от 1 до 10).

Упражнение “ Семья ” (The family)

Цель: закрепление речевого материала по теме “Семья”, развитие слухового внимания и памяти, укрепление мелко-моторных функций руки.

Учащиеся загибают по одному пальцу на каждую строку. Более сложный вариант, когда одновременно загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку.

Good night father (загнуть большой палец).

Good night mother (загнуть указательный палец).

Good night sister (загнуть средний палец).

Good night brother (загнуть безымянный палец).

Good night everyone (загнуть мизинец).

Упражнение “Будь внимателен” (Be careful)

Цель: активизация и расширение лексики, развитие моторно-двигательного внимания, активизация мелко-моторных функций руки.

Ученик слушает команду: “Ear” - “Ухо” и дотрагивается до уха. “Nose” -“Нос” - дотрагивается до носа. Преподаватель сначала выполняет задание вместе с ребенком, затем умышленно допускает ошибки. Ребенок должен быть внимательным и не ошибиться.

Упражнение “ Ты так можешь?” (Can you do as I?)

Цель: развитие зрительного и слухового внимания, активизация и расширение лексики, активизация мелко-моторных функций руки. Материал подбирается в рамках изучаемой на каждой неделе лексической темы.

В ходе наших пальчиковых упражнений ребятам предлагается “конструировать” различные предметы и объекты из пальцев. Дети изображают зайца – a hare, собаку – a dog, кошку – a cat, крокодила - a crocodile и т. п. (Приложение 1).

Когда ученики в достаточной степени овладели способностью показывать фигуры, названных животных из пальцев, учитель рассказывает занимательные истории, сопровождая, показ персонажей.

Жила-была собачка
По имени “a dog”.
Пришел к ней в гости петушок
По имени “a cock”.
Потом явилась свинка
По имени “a pig”
Она была большая,
A значит very big.
И позвала к себе зайчишку:
“Come here, little hare!”

Упражнение “Покажи мне....” (Show me...)

Цель: закрепление лексического материала по теме “Животные”, введение и отработка грамматической структуры “Come here..”, “Show me..”, стимулирование мелко-моторных функций ребенка.

Педагог подзывает ученика к себе: “Come here, Sasha! Show me a dog, please”. Ребенок подходит, выполняет упражнение и приглашает следующего ребенка, и так все дети играют по очереди.

Такая необычная игровая деятельность вызывает у школьников ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание, желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание объектов, названных на английском языке.

Упражнение “Волшебный мешочек” (The magic bag)

Цель: активизации речи, внимания, памяти, мышления, воображения развитие тактильных навыков.

В игре используются различные мелкие игрушки, положенные в мешочек из непрозрачной ткани. Задача участников по очереди доставать из мешочка предметы. При этом необходимо опустить одну руку в мешочек и, не вынимая ее, на ощупь выбрать игрушку и назвать ее по-английски. Только после этого предмет можно достать и сравнить визуальный образ и тактильный.

Упражнение “Найди пару” (Find a couple of..)

Цель: введение и отработка речевых конструкций по изучаемой теме, развитие внимания, памяти, тактильных ощущений.

Два комплекта игрушек раскладываются в два непрозрачных мешочка (темы: “Животные”, “Фрукты”, “Овощи”). Преподаватель один комплект оставляет у себя, другой отдает детям. Педагог на ощупь находит какой-нибудь предмет, не показывая его детям, спрашивает: “Have you got a ball?” Ребенок на ощупь находит предмет в своем мешочке и демонстрирует его, отвечая: “Yes, I have got a ball”. Если предмет найден верно, то преподаватель вручает ему парный предмет. Если ученик отвечает неправильно или вообще не отвечает, то предмет остается в мешочке.

На следующем этапе можно использовать более сложные упражнения, связанные с аутентичным текстом, изучаемого языка. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Этапы разучивания пальчиковых игр:

1. Взрослый сначала показывает игру ребенку сам.

2. Взрослый и ученик выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

3. Ученик выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

4. Ученик выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

При проведении пальчиковых игр происходит автоматизация звуков, развиваются интонация и выразительность голоса, а также мимика, пластика движений, точность и координация как общей, так и мелкой моторики.

Little frog

Цель: активизация использования лексических единиц, тренировка произношения на английском языке, развитие памяти и внимания.

Little frog, little frog hop, hop, hop. (Кулачком правой руки стучим по левой ладошке). Little frog, little frog stop, stop, stop. (Кулачок лежит на ладошке).

My fish

Цель: закрепление лексики по теме “Счет”, развитие мнемических процессов, мышления.

One, two, three, four, five. (Пальцами постукиваем по коленям).

I caught a fish alive. (Соединяем ладошки “ рыбка плывет”).

Six, seven, eight, nine, ten. (Пальцами постукиваем по коленям).

I let it go again. (Изображаем ладошками рыбку).

Little bird

Цель: тренировка произношения, развитие воображения, памяти, зрительного внимания.

Fly, little bird, fly. (Правой рукой гладим левую).

Fly into the blue sky. (Правую руку поднимаем вверх).

One, two, three (показываем пальцы на правой руке)

You are free. (Руки поднимаем вверх).

Такой подход к проведению пальчиковых игр на занятиях при обучении английскому языку позволяет: регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на развитии речи; совершенствовать внимание, память, психические процессы, тесно связанные с речью; облегчить школьникам усвоение навыков письма.

Список литературы

    1. Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка: 2-4 классы. – М.: ВАКО, 2010. – 144 с.
    2. Логинова Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски: книга для учителей. М.: Владос. 2002.-208 с.
    3. Цвынтарный В. Домашний логопед. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем. Издательство: Центрполиграф, 2005.- 66 с.
    4. Раннее обучение английскому языку: теория и практика. Сборник научно-методических статей. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2004. – 112 с.