Тема урока: "Великий иконописец Андрей Рублев"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цель: познакомить с биографией и творчеством Андрея Рублева, дать представление о процессе написания икон.

Задачи.

  1. Дать знания о биографии иконописца, его творчестве. Познакомить с технологией изготовления икон.
  2. Развивать умения самостоятельно работать с учебником, выделять главное, проводить сравнительный анализ.
  3. Пробудить у учащихся понимание красоты произведений искусства, вызывать чувство уважения к творцам. Развивать интерес к предмету.

Оборудование.

  • Учебник “История России”, для 8 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ под редакцией Пузанов Б.П..
  • Кроссворд “Путешественник Афанасий Никитин”.
  • Медиапроектор, презентация в формате PPT.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

  Этап урока Деятельность учителя Слайд Деятельность учащихся
I Оргмомент
  1. Проверка готовности к уроку.
  2. Психологический настрой учащихся
   
II. Повторение пройденного материала Кроссворд “Путешественник Афанасий Никитин”. <Приложение 1>

Задание.

По горизонтали:

1. Страна, в которую отправился А. Никитин. 2. Диковинное животное, увиденное путешественником впервые. 3. Правитель Индии. 4. Море, у берегов которого разбился корабль путешественника. 5. Сколько лет пробыл Никитин в Индии. 6. Сословие, к которому принадлежал А.Никитин. 7. Закончи выражение путешественника: “Прекрасна страна Индия, но нет ничего дороже …”.

По вертикали:

1. Река, по которой начал своё путешествие А. Никитин. 2. Какой океан переплыл Никитин во время своего путешествия. 3. С какого слова начинается название книги путешественника а. Никитина. 4. Из какого города был родом А. Никитин.

Оценить подготовку домашнего задания.

  Решают кроссворд
III Актуализация знаний, объявление новой темы. В 14-15 веках в России создались все условия для подъема культуры:

- победа над монголо-татарским игом;

- объединение земель вокруг Москвы.

У народа пробуждалось чувство независимости, единства и любви к своей земле. Это отразилось и в творчестве мастеров того времени.

Одним из таких великих мастеров был иконописец Андрей Рублёв.

Сообщение темы и целей урока: “Великий иконописец Андрей Рублев”

Сегодня на уроке вы познакомитесь с биографией великого иконописца, его творчеством, а так же узнаете технологию изготовления икон.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему урока в тетрадь.

IV Изучение нового материала Вводное слово.

Русские мастера создали в 14-15 вв. многие знаменитые памятники архитектуры. Было построено много храмов, которые украшались фресками, иконами. Образцом в иконописи стали творения Андрея Рублева.

Андрей Рублев причислен к Лику Святых.

Биография.

О жизни гениального Рублева известно очень мало. Предполагается, что он родился в Московском княжестве в 1460(70) гг.

Происходил из семьи ремесленника (рубель – инструмент для накатки кожи). Ещё мальчиком прошел постриг, т.е. стал монахом, в Троице-Сергиевым монастыре.

- Что вы помните об этом монастыре?

Современный вид Троице-Сергиевой Лавры.

Первое упоминание об Андрее Рублёве в летописи относится к 1405году. Где говориться, что он расписывал стены Благовещенского собора в Московском Кремле вместе с Феофаном Греком.

К сожалению, тот собор, который расписывали они, сгорел, но на его месте построили новый каменный собор, где есть иконы Рублева и Феофана Грека.

Феофан Грек, византийский художник, руководил иконописной мастерской в Москве. Однажды он приметил работы Рублева и понял, каким талантом обладает молодой иконописец и взял его к себе в ученики.

Несколько лет они работали вместе, сначала расписывали стены, а затем принялись за иконы. На каждой иконе изображали какого-нибудь святого и ставили иконы в ряд. Сначала 1 ряд, но места не хватило, затем 2-ой и так до 5-ти рядов. Образовалась целая стена, её называли иконостасом.

Когда Рублев закончил работу в Благовещенском соборе он вернулся к себе в монастырь, и в память о монахе Сергее Радонежском начал расписывать стены Троицкого собора. В это же время написал он свою знаменитую икону “Троица”. Фрески монастыря не сохранились, а икона дошла до наших дней.

Посмотрите на икону, что изображено на ней?

О чем повествует эта икона, вы сейчас прочитаете в учебнике? (С.64)

- О ком говориться в христианской легенде?

- Как помогли ангелы семье?

- Как можно определить, что на иконе ангелы?

- Какие цвета использует художник?

В своей работе Андрей Рублёв использовал нежные, светлые и золотистые краски, поэтому его иконы легко отличить от работ других мастеров.

Сравните иконы А.Рублёва и Ф.Грека. (Цвета, четы лица)

Иконы Рублева служили образцом для всех последующих поколений.

Самое интересное, что икона не всегда оставалась такой как сейчас. Её несколько раз подрисовывали, закрашивали другие художники. Так как олифа, самый верхний слой, со временем чернеет, срок её службы от 30 до 90 лет.

Посмотрите на икону, как она сильно изменилась. Она не только была закрашена на несколько слоев, но и прикрыта окладом. В 1904 году с нее постепенно начали снимать слои нанесенных красок, и только 1919 году она стала выглядеть такой, как мы ее видим.

Как писали иконы, вы прочитаете самостоятельно и постарайтесь запомнить этапы изготовления икон (с. 65-66)

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В прошлом году изучали биографию Сергия Радонежского, основателя этого монастыря. Именно Сергий Радонежский благословлял воинов на войну с монголо-татарами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают.

Один читает, все остальные следят.

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проводят сравнительный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

Сравнивают.

 

 

 

 

 

Читают самостоятельно абзац.

V Первичное закрепление нового материала. Как писали иконы. 11-18 Отвечают по картинкам слайдов.
VI Подведение итогов. - О чем мы говорили на уроке?

- Как называется знаменитая икона А.Рублева?

- Кто был учителем великого иконописца?

Оценки комментарии.

Рефлексия.

19

Отвечают.
VII Домашнее задание. Прочитать текст учебника с. 62-65, ответить на вопрос 1, с.65.   Записывают в дневник.

Литература

  1. Биография Андрея Рублёва. http://andrey-rublev.ru/
  2. Донская Богоматерь. Феофан Грек. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7b/Feofan_Donskaja.jpg/220px-Feofan_Donskaja.jpg;
  3. Изготовление икон. http://nikopea.narod.ru/oforml/doski.JPG;
  4. Икона Троица http://starat.narod.ru/pictures/ruspaint/rublev/pic4.jpg;
  5. Иконостас Благовещенский собор http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/56/Iconostasis_in_Moscow.jpg/200px-Iconostasis_in_Moscow.jpg;
  6. История России: Учебник для 8 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  7. История Троицы. Троица в1904 год. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c1/Troitsa_collage.jpg/250px-Troitsa_collage.jpg;
  8. Темпера. http://maxmeyer.atiscorp.ru/res/img/2011_2_21/065518bf-7482-40d4-8e8f-045bebe9af86.gif;
  9. Троицкий собор. http://www.stsl.ru/photo/upload/03.01.07_059.jpg;
  10. Троице-Сергиева лавра. http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/2e/Lissner_TroiceSergievaLavr.jpg/350px-Lissner_TroiceSergievaLavr.jpg;