В мире русской природы. Работа по картине К.Ф. Юона "Волшебница зима"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Работа учителя по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин

Проблема эффективной речи всегда стояла перед начальной школой. Но особенно она важна сегодня, когда растет значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.

Одним из направлений моей деятельности является обучение учащихся составлению текстов на основе восприятия картин.

Сочинение по картине – одно из эффективных средств развития речи младших школьников, раскрытия творческих возможностей каждого ученика.

Знакомство с полотнами известных художников обогащает знания детей об окружающей действительности, помогает развитию у них мышления, воображения, эстетического вкуса. Внимательное рассмотрение картин, беседа по их содержанию, анализ изобразительных средств учат школьников уже с первых шагов в искусстве воспринимать его произведения.

Важным условием развития речи является эмоциональная потребность в речевом высказывании. Эмоции дают толчок интеллектуальной, творческой и поисковой деятельности. Это требует определенной организации коммуникативно-деятельностного подхода к обучению.

Деятельностный подход рассматривается в двух аспектах: учебно-познавательном и как использование языка в различных функциях. Исходя из этих аспектов, я строю свою работу. Для развития компетентности формирую у детей структуру речевого действия, а затем ввожу ребенка в коммуникативную ситуацию.

В структуру речевого действия входит:

  • Различные типы ориентировки (в предмете сообщения, в языке, в мере адекватности и неадекватности выбранных языковых средств, на адресат речи, в степени личностной значимости предмета сообщения)
  • Планирование или программирование
  • Реализация языка в речевой ситуации (выбор слов, грамматическое прогнозирование, закрепление и воспроизведение грамматических “обязательств”)
  • Контроль (сопоставление полученного результата с намеченной целью)

Все компоненты должны быть организованы в учебном занятии и отрефлексированы школьниками.

Для реализации речевой ситуации важно сформировать ряд умений:

  • быстро и правильно ориентироваться в условиях общения
  • правильно спланировать свою речь, выбрать содержание акта общения
  • найти адекватное средство для передачи этого содержания
  • обеспечить обратную связь

Формирование умений возможно при организации системы упражнений по речевому развитию младших школьников на основе восприятия картин. Эти упражнения можно разделить на виды:

  • По характеру учебных действий:
  1. Рассматривание картины с заданиями обнаружить то или иное явление, изобразительное средство, в том числе тесно связанное с содержанием и композицией произведения искусства.
  2. Сопоставление тематически сходных произведений изобразительного искусства, сравнение эмоционально однородных или контрастных картин, соотнесение литературных, музыкальных и живописных произведений
  3. Беседа по картине и ее анализ.
  4. Работа по обогащению словарного запаса учащихся
  5. Восприятие, воспроизведение и переконструирование учащимися текста-образца, связанного с содержанием картины, историей ее создания, жизнью и творчеством художника.
  6. Создание сочинений, связанных с восприятием картины, на основе образца, моделей, опорных компонентов, по заданному началу, в середине или концу.
  7. Написание сочинений по заданной теме или основной мысли в соответствии со стилем, типом речи, жанром речевого высказывания.
  8. Упражнения комплексного характера.
  • По источнику материала и типу текста
  1. сочинение-повествование по серии сюжетных рисунков;
  2. сочинение-повествование по сюжетной картине
  3. сочинение-описание по пейзажной или сюжетной картине
  4. сочинение по рисункам, созданными учащимися
  5. сочинения на основе фотомонтажа
  • По орфографической подготовке

Диктанты:

  • Выборочный (выбор отдельных слов, словосочетаний, предложений по заданиям)
  • Творческий (с изменением и дополнением текста)
  • Свободный (диктант + изложение)
  • Графический
  • Словарный

Изложения:

  • Обучающее
  • На основе прогнозирования текста

Свои уроки по работе над восприятием картин учащимися я назвала “В мире русской природы”. Представляю один из вариантов использования системы упражнений по речевому развитию младших школьников на уроке литературного чтения: 4 класс К.Ф. Юон “Волшебница зима”.

Результаты развития коммуникативной компетентности учащихся в ходе педагогической проектной деятельности свидетельствуют об успешности применения данной технологии: 75% учащихся любят писать сочинения, выполнять творческие работы, более 70% детей активно участвуют в различных конкурсах по языкознанию, умеют общаться друг с другом, правильно вести себя и говорить в нестандартной обстановке.

Использование данной технологии в среднем звене тоже дает положительные результаты. Я имела возможность обучать детей с 1 по 9 классы. На уроках русского языка и литературы в среднем звене продолжала использовать в системе упражнения по речевому развитию учащихся на основе восприятия картин. Результативность данной технологии подтвердилась тем, что к концу 9 класса все учащиеся свободно могли писать сочинения по картине, правильно строить разные типы текстов. Выпускной экзамен (изложение) показал качество обучения – 83%, СОУ – 79%.

Ход урока

Тема: В мире русской природы.

Работа по картине К.Ф. Юона “Волшебница зима”.

Цель: ознакомление слушателей с системой упражнений по развитию речи учащихся на основе восприятия картины К.Ф. Юона “Волшебница зима”.

Задачи для учащихся:

  • образовательные:

– познакомить учащихся с картиной К.Ф. Юона “Волшебница зима”, музыкальным произведением П.И.Чайковского “Декабрь” из альбома “Времена года”;

– формировать знания о средствах художественной выразительность в искусстве и литературе;

– организовать деятельность учащихся по восприятию картины.

  • развивающие:

– развивать умение, находить и выделять приемы, средства выразительности;

– развивать логическое мышление при анализе картин, стихотворений;

– расширять словарный запас учащихся;

– развивать умение правильно излагать мысли, строить ответы по плану, составлять текст -описание.

  • воспитательные:

– воспитывать через поэзию, музыку, живопись любовь к русской природе;

– воспитывать положительной отношение к учебе, своей деятельности через самооценку;

– формировать интерес к произведением искусств через их анализ, личное восприятие, чувства;

– расширять кругозор учащихся через искусство, работу со справочной литературой.

Тип урока: комбинированный (совершенствование и применение теоретических знаний и освоение новых).

Методы обучения:

  • объяснительно – иллюстративный,
  • частично – поисковый,
  • проблемный
  • творческий
  • исследовательский

Формы организации педагогической деятельности:

– индивидуальная работа учащихся на этапе актуализации знаний при работе с репродукциями картин;

– фронтальная на этапе постановке проблемы;

– групповая на всех основных этапах урока.

Оборудование: репродукции картин: Пластов А.А. “Первый снег”, Поленов В.Д. “Золотая осень”, Грабарь И.Э. “Февральская лазурь”, Левитан И.И. “Март”, Остроухов И.С. “Золотая осень”, Саврасов А.К. “Грачи прилетели”, Юон К.Ф. “Волшебница зима”, толковые словари Ожегова, Даля, аудиозапись П.И. Чайковского “Декабрь” из альбома “Времена года”, листы с заданиями, карточки – помощники с опорными словами, мультимедийная установка, компьютер, магнитофон, презентация урока.

Формирование общеучебных умений и навыков на уроке.

Учебно-управленческие умения:

  1. понимать учебную задачу, предъявленную для индивидуальной, коллективной, групповой деятельности, самостоятельно ставить цель деятельности;
  2. сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации;
  3. владеть основными средствами различных форм контроля (самоконтроль, взаимоконтроль);
  4. оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников по заданному алгоритму;
  5. сотрудничать: договариваться при работе в группе;

Учебно-информационные умения:

  1. уметь осуществлять поиск необходимой информации в словарях, работать со словарями;
  2. строить монологические высказывания по заданиям учителя;
  3. участвовать в диалоге в процессе фронтальной и групповой работы;
  4. создавать творческие работы (сочинения, рисунки) по заданной теме.

Учебно-логические умения:

  1. владеть приемами самоуправления внимания;
  2. сравнивать и анализировать картины однородные по тематике, жанрам;
  3. решать творческие задачи при создании текстов и рисунков;
  4. обобщать и делать выводы в процессе работы над картиной и художественными произведениями.

Ученик должен знать к концу 4 класса: – жанры изобразительного искусства;

– шедевры выдающихся русских художников, поэтов, писателей;

– основы живописи – рисунок, цвет, композиция;

– языковые средства выразительности.

Ученик должен уметь к концу 4 класса: – различать жанры литературы и изобразительного искусства;

– находить художественные тропы;

– отвечать на вопросы по картине к тесту;

– высказывать оценочное суждение о произведении искусств с использованием специальной лексики;

– пользоваться словарями, справочниками;

– составлять простой план ответа, сочинения.

План

  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы, целей урока, мотивация деятельности учащихся.
  3. Актуализация опорных знаний учащихся.
  4. Обобщение и систематизация знаний учащихся.
  5. Организация восприятия и осознания нового материала. Исследовательская работа учащихся на лексическом материале.
  6. Творческая деятельность учащихся: иллюстрирование на заданную тему.
  7. Подведение итогов, самооценка.
  8. Рефлексия.
  1. Организационный момент
  2. Сообщение темы, целей урока, мотивация деятельности учащихся.
  3. Показывается слайд №1 (см. презентацию), на фоне музыки П.И. Чайковского “Декабрь” учитель читает слова Ф.И. Тютчева.

Слайд1

– О чем стихотворение?

– Как вы думаете, почему я начала урок этими строчками Тютчева?

– Современные люди редко встречаются с природой один на один. Но может быть, вам удастся вступить в круг природы и наполниться ее силами. Наш урок называется “В мире русской природы”.

Слайд 2

В ходе занятия мы попытаемся ответить на вопрос урока: “В чем особенность русской зимы?”

Слайд 3

  1. Актуализация знаний учащихся

– Каждый из вас по-своему представляет и понимает русскую природу. Постичь природу – надо быть человеком глубоко чувствующим, зорко видящим, свободно мыслящим, преданно любящим свою Родину, свой родной край.

– Как можно создать образ природы в искусстве? При помощи каких художественных средств?

В ходе ответов учащихся вывешиваются опорные слова: художественное слово, палитра красок, музыка.

– Вспомните изученные картины известных художников, которые воспели красоту русской природы.

Давайте поиграем в игру “Опознай картину”. Расскажите кратко о картине по плану (на партах лежат листы с заданием). Веером покажите номер картины. На экране появляется картина, учащиеся определяют по списку номер картины, ее название и автора и рассказывают о картине по плану.

слайды 4 – 15

Самооценка в листе достижений

слайд 16

– Как вы думаете, что объединяет эти картины?

– Чем они отличаются?

– Как вы думаете, в чем особенность русской природы?

– Как можно назвать все эти картины?

Появляются опорные слова на экране, каждой группе дается карточка со словом и учащиеся находят толкование слова, зачитывая его из словаря.

слайд 17

– Где можно узнать значение слов?

– Чем близки эти слова?

– Как называются слова, близкие по значению?

– Где мы используем слова – синонимы? И для чего?

– Как можно назвать выставку картин?

– Найдите толкование данных слов в толковых словарях.

Зачитывают учащиеся из словарей толкование слов.

Появляется слайд 18

слайд 18

Самооценка в листе достижений

4. Обобщение и систематизация знаний учащихся. Исследовательская работа учащихся на лексическом материале.

Показывается слайд 19

слайд 19

– Перед вами картина, почувствуйте ее.

– Как вы думаете, кто автор этого пейзажа?

слайд 20

– Искусствовед Д. Аргин говорил о художнике: “Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки”.

– Какие его картины вам известны? (Весенний солнечный день, Конец зимы. Полдень, Широкая масленица)

Появляется слайд 21

слайд 21

– Учителем К.Ф. Юона был Левитан. Юон очень любил писать весну и зиму. Юон говорил: “Я искал новые краски в природе – в русской весне и зиме”.

– Какое время года изобразил художник?

-Как вы думаете, зима уже полностью вступила в свои права или это только ее первые шаги?

– Какие образы, чувства возникают у вас при слове зима?

– С чем можно сравнить зиму?

– Вспомните, какой образ зимней природы создали поэты в своих стихотворениях? Давайте вспомним стихи наших поэтов, воспевающих русскую зиму.

Проводится работа в группах. У каждой группы даются свои строчки, из этих сточек надо собрать четверостишье, назвать из автора и выбрать образные выражения о зиме (смотри приложение).

Игра “Собери стихи”

– Выберите из стихов образные выражения о зиме.

Проверка каждой группы с использованием слайдов 22 – 24.

слайд 22 – 24

– Какой же образ зимы создали поэты?

– Какие языковые средства они использовали?

Вывешиваются опоры: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение, синоним, контраст.

Самооценка в листах достижений.

5. Организация восприятия и осознания нового материала.

Появляется слайд 25.

слайд 25

– Перечислите то, что вы видите на картине.

– Что вы видите на переднем плане? Какие строчки из стихотворения Пушкина вы вспоминаете?

– Можно ли сказать о том, что больше всего нравится художнику на картине?

– Природа для Юона – это среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.

– Что особенного вы заметили в изображении среднего плана?

слайд 26

– Зима – это прежде всего снег. Как изображает художник снег?

– И это обилие снега придает величие русской природе. Все вокруг становится необыкновенным и сказочным. Как вы назвали бы картину? Почему?

– Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница. Что еще создает образ волшебницы – зимы?

– Что мы видим на заднем плане?

слайд 27

– Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима.

слайд 28

Даются на листках опорные слова для составления текста о зиме, ее волшебстве, чудесах в природе.

Зачитываются тексты.

– Как вы думаете, получился у нас текст? Докажите.

– Удалось нам раскрыть тему?

– Какой тип текста получился?

– Почему этот тип вы использовали?

Самооценка в листах достижений.

– Еще раз посмотрите на картину, почувствуйте ее, представьте себя в этой картине.

– Какие звуки вы слышите?

– Удалось ли художнику создать “звучащий” образ русской природы?

слайд 29

– Значит, какими еще изобразительными средствами можно создать образ русской зимы?

– Каково ваше впечатление от картины?

– Какие чувства она у вас вызывает?

слайд 30

6. Творческая деятельность учащихся: иллюстрирование на тему зимы.

Выполняют группой задания: рисуют зиму под музыку П.И. Чайковского “Декабрь”

– Попробуйте красками создать образ зимы, выразить свое отношение к русской зиме.

Делается выставка рисунков.

– Как вы думаете, нужны ли воображения и чувства, чтобы создавать образ природы или достаточно для этого иметь хорошее зрение, навык художника?

Самооценка в листах достижений.

7. Подведение итогов. Самооценка.

– Какими выразительными средствами можно создать образ русской природы? (Можно обратиться к опорам: художественное слово, палитра красок, музыка)

-Что нового вы открыли для себя на уроке?

– Как ответите на контрольный вопрос урока?

слайд 31

– Оцените работу вашей группы в листе достижений.

8. Рефлексия.

– Какое настроение возникло у вас от нашего урока?

– Понравился ли вам наш урок?

Приложения

Лист достижений

Я на уроке ___________________________________________________________________

ФИ

Виды работ на уроке

Сложность

+, ±, -

Интерес

+, ±, -

Активность

+, ±, -

1. Игра “Опознай картину” и расскажи о ней по плану      
2. Работа со словарем      
3. Игра “Собери стихи” и найди языковые средства выразительности      
4. Составление текста с использованием опорных слов      
5. Иллюстрирование на заданную тему      

Критерии оценки.

Сложность   Интерес   Активность
+ – не сложно   + – очень интересно   + – очень активен
± – не очень сложно   ± – не очень интересно   ± – не достаточно активен
– – очень сложно   – – не интересно   – – совсем не активен

В мире русской природы…

природа
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев

1 задание. “Опознай картину”

  1. Первый снег. А.А. Пластов
  2. Золотая осень. В.Д. Поленов
  3. Февральская глазурь. И.Э. Грабарь
  4. Март. И.И. Левитан
  5. Золотая осень. И.С. Остроухов
  6. Грачи прилетели. А.К. Саврасов
    • Назовите автора и название картины.
    • Что изображено на картине? (тема)
    • Какие возникают чувства, настроение?

2 задание. “Собери стихи”

  • Собери стихотворение из данных частей.
  • Выбери из отрывков стихов образные выражения о зиме.
    • Чародейкою-Зимою (Ф. Тютчев)
      Околдован, лес стоит – (А. Фет)
    • Не колючий, светло-синий
      По ветвям развешен иней,
      Погляди хоть ты!
    • И под снежной бахромою
      Неподвижною, немою,
      Чудной жизнью он блестит.
    • Словно кто-то тароватый
      Свежей, белой, пухлой ватой
      Все убрал кусты.

3 задание. Беседа по картине

  • Что изображено на переднем плане?
  • Что особенного заметили в изображении среднего плана картины? Какие краски использовал художник?

Слова для справок: красочные, разубранные инеем деревья, причудливые ветки, розовато-серое небо, серебристый, синеватый, белый снег, пушистый ковер, осыпал, украсил, устлал землю, мягкие пуховые перины, большие сугробы, свежий, морозный воздух.

  • Что видим на заднем плане?
  • Используя прием олицетворения, опиши, какие превращения совершила зима.

Слова для справок: прилетела, взмахнула рукавом, укрыла, сказочные великаны, прикрыла лебяжьим пухом, развесила жемчуга и алмазы, принарядила, украсила.

  • Удалось ли художнику создать “звучащий” образ русской природы?
  • Какие чувства, настроение вызывает картина?

4 задание. Составьте план сочинения по картине.

    В мире русской природы…

    природа
    Не слепок, не бездушный лик-
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык…
    Ф. Тютчев

1 задание. “Опознай картину”

    1. Первый снег. А.А. Пластов
    2. Золотая осень. В.Д. Поленов
    3. Февральская глазурь. И.Э. Грабарь
    4. Март. И.И. Левитан
    5. Золотая осень. И.С. Остроухов
    6. Грачи прилетели. А.К. Саврасов
  • Назовите автора и название картины.
  • Что изображено на картине? (тема)
  • Какие возникают чувства, настроение?

2 задание. “Собери стихи”

  • Собери стихотворение из данных частей.
  • Выбери из отрывков стихов образные выражения о зиме.
      • Пришла, рассыпалась, клоками (А. Пушкин)
        Повисла на суках дубов, (С. Есенин)
      • Словно белою косынкой
        Подвязалася сосна.
      • Легла волнистыми коврами
        Среди полей, вокруг холмов.
      • Заколдован невидимкой,
        Дремлет лес под сказку сна,

3 задание. Беседа по картине

  • Что изображено на переднем плане?
  • Что особенного заметили в изображении среднего плана картины? Какие краски использовал художник?

Слова для справок: красочные, разубранные инеем деревья, причудливые ветки, розовато-серое небо, серебристый, синеватый, белый снег, пушистый ковер, осыпал, украсил, устлал землю, мягкие пуховые перины, большие сугробы, свежий, морозный воздух.

  • Что видим на заднем плане?
  • Используя прием олицетворения, опиши, какие превращения совершила зима.

Слова для справок: прилетела, взмахнула рукавом, укрыла, сказочные великаны, прикрыла лебяжьим пухом, развесила жемчуга и алмазы, принарядила, украсила.

  • Удалось ли художнику создать “звучащий” образ русской природы?
  • Какие чувства, настроение вызывает картина?

4 задание. Составьте план сочинения по картине.

      В мире русской природы…

природа
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев

1 задание. “Опознай картину”

    1. Первый снег. А.А. Пластов
    2. Золотая осень. В.Д. Поленов
    3. Февральская глазурь. И.Э. Грабарь
    4. Март. И.И. Левитан
    5. Золотая осень. И.С. Остроухов
    6. Грачи прилетели. А.К. Саврасов
  • Назовите автора и название картины.
  • Что изображено на картине? (тема)
  • Какие возникают чувства, настроение?

2 задание. “Собери стихи”

  • Собери стихотворение из данных частей.
  • Выбери из отрывков стихов образные выражения о зиме.
  • На дворах и домах (И. Никитин)
    Снег лежит полотном (С. Маршак)
  • Вы, проворные ткачи –
    Вихри и метели,
  • И от солнца блестит
    Разноцветным огнем.
  • Дайте радужной парчи
    Для мохнатой ели.

3 задание. Беседа по картине

  • Что изображено на переднем плане?
  • Что особенного заметили в изображении среднего плана картины? Какие краски использовал художник?

Слова для справок: красочные, разубранные инеем деревья, причудливые ветки, розовато-серое небо, серебристый, синеватый, белый снег, пушистый ковер, осыпал, украсил, устлал землю, мягкие пуховые перины, большие сугробы, свежий, морозный воздух.

  • Что видим на заднем плане?
  • Используя прием олицетворения, опиши, какие превращения совершила зима.

Слова для справок: прилетела, взмахнула рукавом, укрыла, сказочные великаны, прикрыла лебяжьим пухом, развесила жемчуга и алмазы, принарядила, украсила.

  • Удалось ли художнику создать “звучащий” образ русской природы?
  • Какие чувства, настроение вызывает картина?

4 задание. Составьте план сочинения по картине.