Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.
Задачи.
- Образовательные:
- ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;
- познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
- Развивающие:
- развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.
- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к животным и растениям.
Личностные результаты:
– умение оценивать поступки людей с точки
зрения общепринятых норм и ценностей;
– самостоятельно определять и высказывать
правила поведения в природе.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- учить отличать верно выполнено задание от неверного.
- Познавательные УУД
- ориентироваться в своей системе знаний;
- находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;
- делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Коммуникативные
- уметь оформлять свою мысль в устной речи;
- слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
– уметь объяснять мир: приводить примеры
«природного сообщества» в лесу.
– уметь определять своё отношение к миру: доказывать
необходимость бережного отношения людей к живым
организмам.
Оборудование: презентация «Лес»; гербарий; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов, кроссворд, репродукции картин И.Шишкина, маркеры зелёного и красного цвета.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
В мире много интересного
нам порою неизвестного.
Миру знаний нет придела
так скорей, друзья, за дело. (Приложение 3. Слайд 1)
Учитель. Сегодня мы отправимся с вами в сказочное путешествие. А вот куда мы отправляемся, вы узнаете, отгадав загадку. (Приложение 3. Слайд 2)
II. Постановка темы урока
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходя в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём. (Лес)
– Правильно, мы с вами отправляемся в лес.
– Ребята, какова же тема урока? О чем мы будем
с вами говорить?
– Тема нашего урока: Жизнь леса. Лес – природное
сообщество. (Приложение 3.
Слайд 3)
– Цели: (Приложение 3.
Слайд 4)
– Но прежде, чем мы с вами попадем в лес, нам надо
вспомнить правила поведения в лесу. (Приложение
3. Слайд 5)
– А теперь, закройте глаза и представьте, что мы с
вами в лесу. А старичок-лесовичок нам будет
помогать нам в этом путешествии.
IV. Работа по теме урока
1) – Как вы понимаете, что такое лес? (Приложение 3. Слайд 6)
– А вот какие определения слова «лес» можно
встретить в толковом словаре Ожегова и Даля.
Словарь Ожегова: лес – множество
деревьев, растущих на большом пространстве с
сомкнутыми кронами.
Словарь Даля: лес – пространство
покрытое, растущими и рослыми деревьями.
– Красота лесов вдохновляла поэтов,
художников и музыкантов на создание
замечательных произведений искусства.
– Так, например, художник Иван Шишкин
оставил после себя богатое творческое наследие.
Полюбуйтесь на репродукции лесных пейзажей,
написанных им.
– Вспомните, произведения поэтов,
изучаемых на уроках литературного чтения, в
которых воспевается красота леса.
– Ребята, лес – это дом для растений и животных.
– Какие растения можно встретить в лесу и на
какие группы делятся все растения? (Приложение
3. Слайд 7)
– Какие признаки имеют деревья, кустарники,
травянистые растения? (Приложение
3. Слайд 8)
– Ученые называют этажи леса ярусами и
располагают их в порядке уменьшения. (Приложение
3. Слайд 9)
2) Работа в группах. (Работа с гербарием)
– Каждой группе дается задание: Из предложенных вариантов выбрать представителей группы деревьев, кустарников, травянистых растений.
Проверка:
деревья
кустарники
травянистые растения
3) Работа в рабочей тетради с. 55 № 2
– Мы с вами сказали, что лес – это дом
для растений и животных. Существует ли невидимая
нить между животными и растениями?
– Приведите примеры известной вам цепи
питания.
– Рассмотрим такую цепь питания:
Дуб – жуки-короеды. (Приложение 3. Слайд 10)
– Здоровому дереву жуки не страшны. Любое повреждение на коре заливается смолой. А вот, когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место для молодого растения. Вред или пользу приносит короед лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.)
– Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушиться экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют природное сообщество. Они помогают друг другу.
Физкультминутка
– Мы с вами хорошо поработали. А теперь лесные жители приглашаю на зарядку. (Приложение 3. Слайд 11)
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку!
Скачут белочки и зайки –
1-2-3, 1-2-3…
Скачут, скачут на лужайке –
Посмотри, посмотри!
Встали – сели, встали – сели,
Вправо-влево поглядели.
Дружно делают наклоны
Чернобровые вороны.
А зубастые бобры
Взяли в лапки топоры.
Привыкайте все к порядку:
Начинайте день с зарядки!
V. Продолжение работы по теме
– Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу.
Учитель. В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте. (Приложение 3. Слайд 12)
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы). (Приложение 3. Слайд 13)
1) – А на какие группы делятся все грибы?
Лесовичок-старичок хочет проверить, знаете ли вы
грибы? Давайте отгадаем кроссворд «Съедобное
– несъедобное». (Приложение 2)
Если гриб съедобный, записывайте его название
зеленым маркером, а если несъедобный – красным.
1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их… (Опята).2. А это – красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор.)3. Растут в лесу сестрички.
Рыжие ... (Лисички.)4. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной прокладкой. (Боровик.)5. Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок…. (Масленок.)6. Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовики.)7. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Не бери ты их с полянки,
Называются … (Поганки.)
Учитель. Молодцы! Вы знаете все
грибы. А какое ключевое слово у нас получилось? (Природа)
– С вами можно отправиться в лес за грибами.
Давайте же возьмем нашу корзинку и соберем все
съедобные грибы. (Приложение 3.
Слайд 14)
2) Работа в парах
Назвать все съедобные грибы
Каждой паре раздаётся конверт с фотографиями съедобных и несъедобных грибов. Дети должны разделить их на две группы. (Приложение 1)
– Молодцы! Мы с вами собрали все съедобные грибы. (Приложение 3. Слайд 15)
3) Работа по учебнику
– Как вы думаете, нужны ли лесу грибы? Давайте
убедимся в этом, прочитав на с. 179 в учебнике.
– Давайте сделаем вывод. (Лесу грибы нужны. Они
помогают деревьям высасывать из почвы воду с
растворенными солями. Грибами питаются и лечатся
животные. Грибы способствуют разложению
растительных остатков).
(Приложение 3. Слайд 16)
– А теперь посмотрите под ноги. Что лежит у вас под ногами? (Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья).
– Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой? (Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку). (Приложение 3. Слайд 17)
V1. Подведение итогов
– Лесовичку пора прощаться с нами, но
он хочет знать, что вы узнали из этого
путешествия.
– Как живут растения и животные в
лесу? (Растения растут в лесу ярусами. Животные
делят между собой эти этажи: одни живут на
деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле
или даже под землей. Все живые организмы живут
сообща, растений в лесу больше, чем животных.)
– Как можно назвать лес? (Лес –
природное сообщество).
V. Рефлексия
– А теперь снова закройте глаза. Раз,
два, три и мы снова в классе.
– Понравилось вам путешествие?
– Было вам интересно.
– Вы узнали что-то новое?
Выставление оценок за урок.
Домашнее задание: с. 175-182. Ответы на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1. (Приложение 3. Слайд 18)
(Приложение 3. Слайд 19)
Самоанализ урока (Приложение 4)