Жизнь леса. Лес – природное сообщество (УМК "Школа России")

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе.

Задачи.

  • Образовательные:
    • ввести и разъяснить термин «природное сообщество»;
    • познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;
  • Развивающие:
    • развивать умение находить взаимосвязи в природе, в сообществе, распознавать растения и животных.
    • развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к окружающей природе, любовь к животным и растениям.

Личностные результаты:

– умение оценивать поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
– самостоятельно определять и высказывать правила поведения в природе.

Метапредметные результаты:

  • Регулятивные УУД
    • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
    • учить отличать верно выполнено задание от неверного.
  • Познавательные УУД
    • ориентироваться в своей системе знаний;
    • находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;
    • делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Коммуникативные
    • уметь оформлять свою мысль в устной речи;
    • слушать и понимать речь других;
    • учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

уметь объяснять мир: приводить примеры «природного сообщества» в лесу.
уметь определять своё отношение к миру: доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.

Оборудование: презентация «Лес»; гербарий; записи голосов птиц; схемы и муляжи грибов; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира лесов, кроссворд, репродукции картин И.Шишкина, маркеры зелёного и красного цвета.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока

В мире много интересного
нам порою неизвестного.
Миру знаний нет придела
так скорей, друзья, за дело. (Приложение 3. Слайд 1)

Учитель. Сегодня мы  отправимся с вами в  сказочное путешествие. А вот куда мы отправляемся, вы узнаете, отгадав загадку. (Приложение 3. Слайд 2)

II. Постановка темы урока

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходя в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём.  (Лес)

– Правильно, мы с вами отправляемся в лес.
– Ребята, какова же тема урока? О чем  мы будем с вами говорить?
– Тема нашего урока: Жизнь леса. Лес – природное сообщество. (Приложение 3. Слайд 3)
– Цели: (Приложение 3. Слайд 4)
– Но прежде, чем мы с вами попадем в лес, нам надо вспомнить правила поведения в лесу. (Приложение 3. Слайд 5)
– А теперь, закройте глаза и представьте, что мы с вами в лесу. А старичок-лесовичок нам будет помогать  нам в этом путешествии.

IV. Работа по теме урока

1) Как вы понимаете, что такое лес? (Приложение 3. Слайд 6)
– А вот какие определения слова «лес» можно встретить в толковом словаре Ожегова и Даля.

Словарь Ожегова: лесмножество деревьев, растущих на большом пространстве с сомкнутыми кронами. 
Словарь Даля: леспространство покрытое, растущими и рослыми деревьями.

Красота лесов вдохновляла поэтов, художников и музыкантов на создание замечательных произведений искусства.
– Так, например, художник Иван Шишкин оставил после себя богатое творческое наследие. Полюбуйтесь на репродукции лесных пейзажей, написанных им.
– Вспомните, произведения поэтов, изучаемых на уроках литературного чтения, в которых воспевается красота леса.

– Ребята, лес – это дом для растений и животных.
– Какие растения можно встретить в лесу и на какие группы делятся все растения? (Приложение 3. Слайд 7)
– Какие признаки имеют деревья, кустарники, травянистые растения? (Приложение 3. Слайд 8)
– Ученые называют этажи леса ярусами и располагают их в порядке уменьшения. (Приложение 3. Слайд 9)

2) Работа в группах. (Работа с гербарием)

– Каждой группе  дается задание: Из предложенных вариантов выбрать представителей группы деревьев, кустарников, травянистых растений.

Проверка:

деревья
кустарники
травянистые растения

3) Работа в рабочей тетради с. 55 № 2

Мы с вами сказали, что лес – это дом для растений и животных. Существует ли невидимая нить между животными и растениями?
Приведите примеры известной вам цепи питания.
– Рассмотрим такую цепь питания:

Дуб – жуки-короеды. (Приложение 3. Слайд 10)

– Здоровому дереву жуки не страшны. Любое повреждение на коре заливается смолой. А вот, когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов  и погибает, освобождая место для молодого растения. Вред или пользу приносит короед лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – вред.)

– Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Всё в  лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушиться экологическое равновесие. Растения не могут жить без животных, а животные – без растений. Они живут совместно и составляют природное сообщество. Они помогают друг другу.

Физкультминутка

– Мы с вами хорошо поработали. А теперь лесные жители приглашаю на   зарядку. (Приложение 3. Слайд 11)

Утром на лесной опушке
Собираются зверушки.
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку!
Скачут белочки и зайки –
1-2-3, 1-2-3…
Скачут, скачут на лужайке –
Посмотри, посмотри!
Встали – сели, встали – сели,
Вправо-влево поглядели.
Дружно делают наклоны
Чернобровые вороны.
А зубастые бобры
Взяли в лапки топоры.
Привыкайте все к порядку:
Начинайте день с зарядки!

V. Продолжение работы по теме

Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу.

Учитель. В лесу живут еще одни живые организмы. Кто же это? Отгадайте. (Приложение 3. Слайд 12)

И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят. (Грибы). (Приложение 3. Слайд 13)

1) – А на какие группы делятся все грибы? Лесовичок-старичок хочет проверить, знаете ли вы грибы? Давайте отгадаем кроссворд  «Съедобное – несъедобное». (Приложение 2)
Если гриб съедобный, записывайте его название зеленым маркером, а если несъедобный – красным.

1. Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу.
Называют их… (Опята).

2. А это – красавец на беленькой ножке,
Он в красненькой шляпке,
На шляпке – горошки. (Мухомор.)

3. Растут в лесу сестрички.
Рыжие ... (Лисички.)

4. Я стою на ножке толстой,
Я стою на ножке гладкой.
Под коричневою шапкой
С нежной бархатной прокладкой. (Боровик.)

5. Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок…. (Масленок.)

6. Серенькие шапки,
Рябенькие ножки.
Под березою растут.
Как их зовут? (Подберезовики.)

7. У него невзрачный вид,
Воланчик на ножке его украсит.
Ты не трогай этот гриб.
Учти – он очень ядовит!
Не бери ты их с полянки,
Называются … (Поганки.)

Учитель. Молодцы! Вы знаете все  грибы. А какое ключевое слово у нас получилось? (Природа)
– С вами можно отправиться в лес за грибами. Давайте же возьмем нашу корзинку и соберем все съедобные грибы. (Приложение 3. Слайд 14)

2) Работа в парах

Назвать все съедобные грибы

Каждой паре раздаётся конверт с фотографиями съедобных и несъедобных грибов. Дети должны разделить их на две группы. (Приложение 1)

– Молодцы! Мы с вами собрали все съедобные грибы. (Приложение 3. Слайд 15)

3) Работа по учебнику

– Как вы думаете, нужны ли лесу грибы? Давайте убедимся в этом, прочитав на с. 179 в учебнике.
– Давайте сделаем вывод. (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков).

(Приложение 3. Слайд 16)

– А теперь посмотрите под ноги. Что лежит у вас под ногами? (Остатки старой травы, сухие ветки, старые листья).

Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых. Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Каким животным помогает лесная подстилка зимой? (Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку). (Приложение 3. Слайд 17)

V1. Подведение итогов

Лесовичку пора прощаться с нами, но он хочет знать, что вы узнали из этого путешествия.
 Как живут растения и животные в лесу? (Растения растут в лесу ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы живут сообща, растений в лесу больше, чем животных.)
Как можно назвать лес? (Лес – природное сообщество).

V. Рефлексия

А теперь снова закройте глаза. Раз, два, три и мы снова в классе.
– Понравилось вам путешествие?
– Было вам интересно.
– Вы узнали что-то новое?

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: с. 175-182. Ответы на вопросы «Проверь себя». Выполнить задание 1. (Приложение 3. Слайд 18)

(Приложение 3. Слайд 19)

Самоанализ урока (Приложение 4)