Элементы проблемного преподавания биологии. Тема: "Взаимодействие генов". 9-й класс

Разделы: Биология

Класс: 9


Цель урока:

  • познакомить учащихся с примерами взаимодействия генов, как наследование признаков тех генов, которые находятся в одной хромосоме;
  • сформировать такие понятия: плейотропность, эпистаз, комплементарное взаимодействие и полимерное.

Оборудование:

  • компьютер, мультимедиа, презентация «Взаимодействие генов».
  • у каждого ученика К-1 (для каждого ученика – рабочая опорная таблица), К-2 (закрепляющие тесты), К-3 (рефлексия).

Задачи урока:

  • сформировать понятие о хромосомах как о целостных и сложных структурах;
  • научить самостоятельно делать выводы по предложенным генетическим схемам;
  • решить проблему поставленную на уроке: влияют ли гены друг на друга.

План урока:

I.. Организация начала урока.
II. Проверка домашнего задания, постановка цели урока.
III. Подготовка учащихся к восприятию нового материала, т.е. актуализация знаний и практических умений.
IV. Изучение нового материала, в том числе и постановка проблемы.
V.  Закрепление материала, изученного на данном уроке; ранее пройденного, связанного с новым.
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее изученными.
VII. Подведение итогов и результаты урока.
VIII. Задание на дом.

ХОД УРОКА

Проверка знаний: три ученика у доски:

1) Задача по генетике пола: как наследуется пол у человека?

Р XX х XY
  жен   муж
G X; X, Y
F XX,   XY
девочка мальчик

Вывод (делает ученик) по задаче: У человека гетерогаметны по признаку пола мужчины.

2) Задача по генетике пола: как наследуется пол у птиц?

Р XX х XY
петух курица
G X; X, Y
F XX, XY
пет   кур

Вывод (делает ученик) по задаче: У птиц гетерогаметны самки.

3) У одаренных учащихся творческое задание с использованием художественной литературы (текст повести А.И Куприна «Гранатовый браслет») По тексту на стр. выясните, какие признаки являются доминантными и рецессивными исходя из описания супругов и детей.

Подготовка к восприятию (актуализация знаний и практических
умений)

Все наследование по законам Г.Менделя и Т. Моргана объединяет что-то общее. Что это? Эти гены какие? Где расположены?

Приложение 1. Слайд 2

Предполагаемый ответ: Эти гены аллельные. Они располагаются в разных хромомомах.

Заполнение К-1 первой ее части, с использованием презентации записываем примеры:

цвет горошин – полное доминирование;
– цвет цветков – неполное доминирование;
– цвет тела и длина крыльев дрозофилы – сцеп;
– группы крови – кодоминирование.

Приложение 1. Слайды 3-4

Изучение нового материала, постановка проблемы

– Как вы думаете, влияют ли гены друг на друга находясь в одной хромосоме, т.е. НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ? Ведь в одной только хромосоме их находится сотни, а хромосом и 8 и 46 и 78 и 114 у различных организмов. Давайте попробуем выяснить это используя данные генетики и вы увидите, что признаки наследуются не только по законам вами изученным, но и вопреки им. Попробуем решить проблему как гены влияют друг на друга.
С чем-то похожим мы познакомились на прошлом уроке – это наследование групп крови человека.

1) Ответ учащегося: Кодоминирование: за один признак отвечают 3 гена – О, А, В причем А и В гены доминантные, а ген О рецессивный.

2) Как наследуются группы крови?

Вывод: Ген А и ген В дополняют друг друга.
Доминантный ген А обеспечивает наследование II группы крови, доминантный ген В обеспечивает наследование III группы крови, а вместе дают IV группу крови.

Приложение 1. Слайд 5

Но все равно эти гены аллельные, т.е. располагаются в разных хромосомах.
Попробуем решить проблему обратную – гены расположены рядом друг с другом в одной хромосоме. С одним из них познакомлю вас я, а остальные вы определите сами, внимательно изучая схемы и рисунки.

Комплементарное взаимодействие: очень похоже на предыдущее, но...

Приложение 1. Слайд 6

Вывод (делают уч-ся): два доминантных гена дополняют друг друга, но каждый отдельно обеспечить не могут красную окраску.

– Я предлагаю вам самим определить как воздействуют гены по следующей схеме:

Приложение 1. Слайд 7

W – белые плоды     Р WWYY x wwyy
W – окрашенные плоды      белые  зеленые
Y – желтые плоды    WwYy
У – зеленые плоды   белые

При скрещивании тыкв с белыми плодами (WWYY) и зелеными (wwyy) все поколение гибридов будут иметь белые плоды (WwYy), но не желтые, как можно предположить.

– Что происходит с двумя доминантными генами?

Вывод (делают ученики): один доминантный ген подавляет действие другого доминантного гена. Вывод записали в опорную таблицу: название и пример.

– Такое взаимодействие называется ЭПИСТАЗ или ингибирование. Посмотрите внимательно на схему слайда № 8...

Приложение 1. Слайд 8

Вывод: чем больше доминантных генов, тем темнее цвет кожи человека. Цвет кожи человека определяется четырьмя генами расположенных вообще в четырех разных хромосомах. Эти гены отвечают за синтез темного пигмента в коже меланина. У европейцев чаще всего наблюдается набор генов alala2a2a3a3a4a4, а у самых темных африканцев А1А1А2А2АЗАЗА4А4. Посмотрите вокруг на своих одноклассников, цвет кожи у все одинаковый? Можете предположить сколько дом. генов у самого смуглого ученика в кассе? А у самой беленькой девочки (мальчика)? Даже можно на практике увидеть полимерное взаимодействие генов. Вывод запишем в таблицу.
Схема на слайде 9 показывает проявление всего одного рецессивного гена.

Приложение 1. Слайд 9

Вывод (делают уч-ся): один ген обеспечивает проявление сразу нескольких признаков. Не забыли записать тип взаимодействия и пример?

Плейотропность – множественное действие гена... схема наследования синдрома Марфана.

Вывод: зависимость нескольких признаков от одного гена или множественное действие гена. Последний тип взаимодействия записали и самый яркий, но печальный пример синдром Марфана. Кстати этим синдромом страдал великий итальянский скрипач Н.Паганини, эти заболевания и послужили ранней смерти его около 30 лет.

Вывод из урока (учитель): Таким образом, организм это сложная, скоординированная система, в которой все процессы взаимосвязаны. Связь определяется взаимодействием генов между собой, расположением генов в хромосомах, в каком виде они наследуются (доминантные или рецессивные) в каком месте произошел перекрест. Далеко не все ещё изучено в этом плане в генетике, но то что ГЕНОТИП КАЖДОЙ ОСОБИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ  ЕДИНУЮ ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ.

Закрепление

– Предлагаю выполнить несколько тестов, используя опорную схему-таблицу. Проверим их сразу друг у друга (ответы высветятся на экране). Оценки получат все, но если кто-то еще затрудняется, то отрицательную отметку ставить на стану.

Подведение итогов урока

Итак, цель урока узнать о взаимодействии генов, о типах взаимодействия, о том, что генотип сложная и скоординированная система достигнута? И вы сами, самостоятельно решили проблему: по генетическим схемам определили типы взаимодействий генов.

Домашнее задание: $ 3.9 использовать опорную таблицу.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6