Цель урока:
- познакомить учащихся с примерами взаимодействия генов, как наследование признаков тех генов, которые находятся в одной хромосоме;
- сформировать такие понятия: плейотропность, эпистаз, комплементарное взаимодействие и полимерное.
Оборудование:
- компьютер, мультимедиа, презентация «Взаимодействие генов».
- у каждого ученика К-1 (для каждого ученика – рабочая опорная таблица), К-2 (закрепляющие тесты), К-3 (рефлексия).
Задачи урока:
- сформировать понятие о хромосомах как о целостных и сложных структурах;
- научить самостоятельно делать выводы по предложенным генетическим схемам;
- решить проблему поставленную на уроке: влияют ли гены друг на друга.
План урока:
I.. Организация начала урока.
II. Проверка домашнего задания, постановка цели
урока.
III. Подготовка учащихся к восприятию нового
материала, т.е. актуализация знаний и
практических умений.
IV. Изучение нового материала, в том числе и
постановка проблемы.
V. Закрепление материала, изученного на данном
уроке; ранее пройденного, связанного с новым.
VI. Обобщение и систематизация знаний и умений,
связь новых с ранее изученными.
VII. Подведение итогов и результаты урока.
VIII. Задание на дом.
ХОД УРОКА
Проверка знаний: три ученика у доски:
1) Задача по генетике пола: как наследуется пол у человека?
Р XX х XY
жен муж
G X; X, Y
F XX, XY
девочка мальчик
Вывод (делает ученик) по задаче: У человека гетерогаметны по признаку пола мужчины.
2) Задача по генетике пола: как наследуется пол у птиц?
Р XX х XY
петух курица
G X; X, Y
F XX, XY
пет кур
Вывод (делает ученик) по задаче: У птиц гетерогаметны самки.
3) У одаренных учащихся творческое задание с использованием художественной литературы (текст повести А.И Куприна «Гранатовый браслет») По тексту на стр. выясните, какие признаки являются доминантными и рецессивными исходя из описания супругов и детей.
Подготовка к восприятию (актуализация
знаний и практических
умений)
Все наследование по законам Г.Менделя и Т. Моргана объединяет что-то общее. Что это? Эти гены какие? Где расположены?
Приложение 1. Слайд 2
Предполагаемый ответ: Эти гены аллельные. Они располагаются в разных хромомомах.
Заполнение К-1 первой ее части, с использованием презентации записываем примеры:
– цвет горошин – полное
доминирование;
– цвет цветков – неполное доминирование;
– цвет тела и длина крыльев дрозофилы – сцеп;
– группы крови – кодоминирование.
Приложение 1. Слайды 3-4
Изучение нового материала, постановка проблемы
– Как вы думаете, влияют ли гены друг на друга
находясь в одной хромосоме, т.е. НЕАЛЛЕЛЬНЫЕ ГЕНЫ?
Ведь в одной только хромосоме их находится сотни,
а хромосом и 8 и 46 и 78 и 114 у различных организмов.
Давайте попробуем выяснить это используя данные
генетики и вы увидите, что признаки наследуются
не только по законам вами изученным, но и вопреки
им. Попробуем решить проблему как гены влияют
друг на друга.
С чем-то похожим мы познакомились на прошлом
уроке – это наследование групп крови человека.
1) Ответ учащегося: Кодоминирование: за один признак отвечают 3 гена – О, А, В причем А и В гены доминантные, а ген О рецессивный.
2) Как наследуются группы крови?
Вывод: Ген А и ген В дополняют друг
друга.
Доминантный ген А обеспечивает наследование II
группы крови, доминантный ген В обеспечивает
наследование III группы крови, а вместе дают IV
группу крови.
Приложение 1. Слайд 5
Но все равно эти гены аллельные, т.е.
располагаются в разных хромосомах.
Попробуем решить проблему обратную – гены
расположены рядом друг с другом в одной
хромосоме. С одним из них познакомлю вас я, а
остальные вы определите сами, внимательно изучая
схемы и рисунки.
Комплементарное взаимодействие: очень похоже на предыдущее, но...
Приложение 1. Слайд 6
Вывод (делают уч-ся): два доминантных гена дополняют друг друга, но каждый отдельно обеспечить не могут красную окраску.
– Я предлагаю вам самим определить как воздействуют гены по следующей схеме:
Приложение 1. Слайд 7
W – белые плоды Р WWYY x wwyy
W – окрашенные плоды белые
зеленые
Y – желтые плоды WwYy
У – зеленые плоды белые
При скрещивании тыкв с белыми плодами (WWYY) и зелеными (wwyy) все поколение гибридов будут иметь белые плоды (WwYy), но не желтые, как можно предположить.
– Что происходит с двумя доминантными генами?
Вывод (делают ученики): один доминантный ген подавляет действие другого доминантного гена. Вывод записали в опорную таблицу: название и пример.
– Такое взаимодействие называется ЭПИСТАЗ или ингибирование. Посмотрите внимательно на схему слайда № 8...
Приложение 1. Слайд 8
Вывод: чем больше доминантных генов,
тем темнее цвет кожи человека. Цвет кожи человека
определяется четырьмя генами расположенных
вообще в четырех разных хромосомах. Эти гены
отвечают за синтез темного пигмента в коже
меланина. У европейцев чаще всего наблюдается
набор генов alala2a2a3a3a4a4, а у самых темных африканцев
А1А1А2А2АЗАЗА4А4. Посмотрите вокруг на своих
одноклассников, цвет кожи у все одинаковый?
Можете предположить сколько дом. генов у самого
смуглого ученика в кассе? А у самой беленькой
девочки (мальчика)? Даже можно на практике
увидеть полимерное взаимодействие генов. Вывод
запишем в таблицу.
Схема на слайде 9 показывает проявление
всего одного рецессивного гена.
Приложение 1. Слайд 9
Вывод (делают уч-ся): один ген обеспечивает проявление сразу нескольких признаков. Не забыли записать тип взаимодействия и пример?
Плейотропность – множественное действие гена... схема наследования синдрома Марфана.
Вывод: зависимость нескольких признаков от одного гена или множественное действие гена. Последний тип взаимодействия записали и самый яркий, но печальный пример синдром Марфана. Кстати этим синдромом страдал великий итальянский скрипач Н.Паганини, эти заболевания и послужили ранней смерти его около 30 лет.
Вывод из урока (учитель): Таким образом, организм это сложная, скоординированная система, в которой все процессы взаимосвязаны. Связь определяется взаимодействием генов между собой, расположением генов в хромосомах, в каком виде они наследуются (доминантные или рецессивные) в каком месте произошел перекрест. Далеко не все ещё изучено в этом плане в генетике, но то что ГЕНОТИП КАЖДОЙ ОСОБИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЕДИНУЮ ЦЕЛОСТНУЮ СИСТЕМУ.
Закрепление
– Предлагаю выполнить несколько тестов, используя опорную схему-таблицу. Проверим их сразу друг у друга (ответы высветятся на экране). Оценки получат все, но если кто-то еще затрудняется, то отрицательную отметку ставить на стану.
Подведение итогов урока
– Итак, цель урока узнать о взаимодействии генов, о типах взаимодействия, о том, что генотип сложная и скоординированная система достигнута? И вы сами, самостоятельно решили проблему: по генетическим схемам определили типы взаимодействий генов.
Домашнее задание: $ 3.9 использовать опорную таблицу.