Драматургия занятия "Виктор Михайлович Васнецов"

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3

Ключевые слова: образы художника, русская история, народное творчество, религиозная живопись, чувство любви к Родине, роль искусства, сказочные сюжеты


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Экспозиция

“Художник … вводит нас в мир каких-то новых образов, которых прежде мы не видели, или, наоборот, в мир явлений, как будто нам знакомых, но… заставляет увидеть их совсем по-иному, с иной точки зрения”.

Борис Иогансон

Живопись: Н. Д. Кузнецов. “Портрет В. М. Васнецова”, 1891.
Художник, о котором сегодня пойдет речь, как раз и создал образы, которых прежде мы не видели. Русская история, народное творчество, Библия и Евангелие стали источниками его живописи. Он показал нам не просто русского человека, а и русский национальный характер, и нашу душу.
Живопись: “Баян”.
Музыка: В. Кикта, “Гусли звончатые” (музыкальные произведения на уроке исполняет на фортепиано преподаватель).
Поэзия: “Слово о полку Игореве”.

Тот Баян, исполнен дивных сил,
Приступая к вещему напеву.
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Жил он в громе дедовских побед,
Знал немало подвигов и схваток,
И на стадо лебедей чуть свет
Выпускал он соколов десяток…
Но не десять соколов пускал
Наш баян, но, вспомнив дни былые,
Вещие персты он подымал
И на струны возлагал живые, –
Вздрагивали струны, трепетали,
Сами князям славу рокотали.

Живопись: “После побоища Игоря Святославича с половцами”.
Музыка: А. Гречанинов, “Минута скорби”.
Поэзия: “Слово о полку Игореве”.

День и ночь над полем незнакомым
Стрелы половецкие свистят.
Сабли ударяют по шеломам,
Копья харалужные трещат.
Мертвыми усеяно костями,
Далеко от крови почернев,
Задымилось поле под ногами,
И взошел великими скорбями
На Руси кровавый тот посев.

Живопись: “Три богатыря”.
Музыка: Б. Глыбовский, “Новгородская память”.
Создание особой атмосферы, торжественной и возвышенной, необходимой для того, чтобы осознать и почувствовать глубину образов художника и связь их с историей, судьбой и духом русского народа.

Формирование осмысленного отношения к искусству, к творческой деятельности человека, к творческому выражению собственного я.

Завязка и формулировка проблемы

Почему В. М. Васнецов выбрал своей главной темой создание образов, связанных с религией, историей и русским народным творчеством?

Потому что огромную роль в его творчестве сыграло заложенное в детстве уважение и внимание к миру, созданному по законам красоты.

Потому что художник сумел, несмотря на трудные материальные условия существования, на сложившееся общественное мнение о нем как об авторе – знатоке народного быта, услышать зов своей души и коренным образом изменить направление своего творчества.

Потому что жило в нем огромное чувство любви к Родине как проявление эстетического начала личности.

Потому что любил и ценил человеческую душу, стремление человека к духовному росту, к возвышающим человека переживаниям, которые способны подарить высшую радость.

Разработка проблемы 1

Рассказ о детстве художника.

“Детство – золотой ключик к творчеству любого художника и особенно художника русского. Русские художники, все без исключения, происходят из своего детства. В самом абстрактном виде оно есть совесть и совестливость”.

Владислав Бахревский

Живопись: “Сирин и Алконост”, “Ковер-самолет” (с жар-птицей).

Разработка проблемы 2

Рассказ об учении в Академии Художеств и начале жизни в Санкт-Петербурге.
Живопись: “Книжная лавочка”, “Нищие певцы”, “С квартиры на квартиру”.

Разработка проблемы 3

Рассказ о потрясении, об открытии: не показывать человека, достойного жалости, а показывать человеку, что он – часть великого русского народа. Новое понимание роли искусства: не унижать, а возвышать.
Живопись: “Богатырский скок”, “Один в поле воин”.
Музыка: В. Кикта, “Вариация на тему былины “Добрыня и Алеша”.
Поэзия: Один в поле воин,
Один богатырь,
Его не пугает бескрайняя ширь.
Пусть стрелы летят в него грозною тучей,
Не страшно ему —
Удалой и могучий
Летит исполин, в поле воин один.

В. А. Гиляровский, “Один в поле воин”. (Из архива)

Ретивой конь осержается,
Прочь от земли отделяется:
Он и скачет выше дерева стоячего,
Чуть пониже облака ходячего.
Первый скок скочил на пятнадцать верст,
В другой скочил — колодезь стал...
В третий скочил под Чернигов-град.

Сказка “Сивка-Бурка”

Живопись: Фриз “Каменный век”, Здание Третьяковской галереи.

Разработка проблемы 4

Большую роль в творчестве художника занимали религиозные темы. Роспись соборов.
Живопись: “Богоматерь с младенцем”, Радость праведных о Господе”, “Крещение Руси”.
Поэзия: А.С. Пушкин.

Старик молитвою чудесной
Молился так передо мной:
“Отец людей, отец небесный,
Да имя светлое твое
Святится нашими сердцами,
Твоя да будет воля с нами
И в небесах, и на земли.
Насущный хлеб нам ниспошли
Твоею щедрою рукою.
И как спасаешь ты людей,
Так нас, ничтожных пред тобою,
Спаси, Отец, твоих детей”.

Музыка: Р. Щедрин, “Русские трезвоны”.

Кульминация

Очень серьезный вопрос задал Виктору Васнецову друг, художник Михаил Нестеров: “Скажи, Виктор Михайлович, положа руку на сердце, а не схоронился ли ты за сказку от жизни-то?” Васнецов ответил: “Отвечу вопросом на вопрос. Куда было после Владимирского собора выше? Купчих писать? Государственный совет? После Бога-то? Выше Бога нет, ибо это мечта всечеловеческая о всечеловеческом покое для земли и неба. Выше нет! Но есть нечто, что стоит вровень. Это, брат, сказка”.

Рассказ о знаменитых картинах В. М. Васнецова на сказочные сюжеты.

Живопись: “Аленушка”.
Музыка: В. Кикта, “Над ручьем грустит Аленушка”.
Живопись: “Иван-царевич на Сером волке”, “Витязь на распутье”.
Музыка: М. Мазор, “Былина”.
Поэзия: И. Бунин, “На распутье”, отрывок.

На распутье в диком древнем поле
Черный ворон на кресте сидит.
Заросла бурьяном степь на воле,
И в траве заржавел старый щит.
На распутье люди начертали
Роковую надпись: “Путь прямой
Много бед готовит, и едва ли
Ты по нем воротишься домой.
Путь направо без коня оставит, –
Побредешь один и сир, и наг, –
А того, кто влево путь направит,
Встретит смерть в незнаемых полях…”
Жутко мне! Вдали стоят могилы…
В них былое дремлет вечным сном…
“Отзовися, ворон чернокрылый!
Укажи мне путь в краю глухом.

И один я в поле, и отважно
Жизнь зовет, а смерть в глаза глядит…
Черный ворон сумрачно и важно,
Полусонный, на кресте сидит.

Цикл из сказочных картин:
Живопись: “Царевна Несмеяна”.
Музыка: В. Кикта, “Оранжевый скоморох”.
Проза: В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, все есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось.

Сказка “Царевна-Несмеяна”

Живопись: “Царевна-лягушка”.
Музыка: В. Шебалин, “Русская песня”.
Проза: Стали гости есть-пить, веселиться; Василиса Премудрая испила из стакана да последки себе за левый рукав вылила; закусила лебедем да косточки за правый рукав спрятала... После, как пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем, махнула левой рукой — сделалось озеро, махнула правой — и поплыли по воде белые лебеди; царь и гости диву дались.

“Сказка о Царевне-лягушке”

Живопись: “Спящее царство”.
Поэзия: Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно
Укололо руку ей...
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Вместе с ней объемлет он
Весь огромный царский дом;
Все утихнуло кругом...

В. А. Жуковский, “Спящая царевна”.

Живопись: “Кащей-бессмертный”, “Баба-Яга”, “Бой Добрыни Никитича со Змеем Горынычем”, “Сивка-Бурка”, “Ковер-самолет”.
Проза:

Как докончились пиры, царевич собрался с молодой женою ехать в свое государство, а двенадцать добрых молодцев вперед отпустил. Вышли они за город, разостлали ковер-самолет, сели и поднялись выше облака ходячего; летели-летели и опустились как раз у того дремучего лесу, где своих добрых коней покинули.

Сказка “Вещий сон”

“Возвращение” проблемы, финал

Детство – время особых возможностей восприятия человека. Умение сохранить в себе детское ощущение мира – путь к гармонии и счастью. Огромное значение имеет творчество художника для того, чтобы мы видели живую красоту, осознавали свое творческое начало, свою великую и добрую русскую душу, выраженную в сказках, легендах, народной прозе. Мы – и дети, и взрослые – часть русского народа.
Живопись: “Автопортрет”. 1873

Последействие

Викторина по картинам В. М. Васнецова и стихотворениям-комментариям Андрея Усачева.
На бумажные иконы
И веселые лубки
С видом глупым, но ученым
Смотрят с крыши голубки.
Босоногие мальчишки
Тоже рады посмотреть,
Как в аду, в котле без крышки,
Будут грешники гореть. (“Книжная лавочка”)
Нету с ней ни милой матушки,
Ни родимого отца...
Слезы капают на камушки
У лесного озерца.
Кто развеет думы горькие,
Кто поможет ей в беде?..
Лишь камыш один с осокою
Отражаются в воде. (“Аленушка”)
Уж если вас полюбит Серый,
Он служит правдой вам и верой,
И вывезет вас из беды,
И принесет живой воды. (“Иван-царевич на Сером волке”)
Гремели славой в сказках и былинах
Три друга, три товарища старинных.
Прошло веков немало. Но доныне
Мы знаем эти лица по картине... (“Три богатыря”)
Из сада райского лилась
Песнь радости и песнь печали.
И радость наполняла нас,
И грусти мы не замечали. (“Сирин и Алконост”)
Покинуть бы тесные клетки квартир,
И вновь оказаться на воле,
Чтоб снова увидеть тот сказочный мир,
Где нету ни пыли ни моли. (“Ковер-самолет”)

Список литературы

  1. Владислав Анатольевич Бахревский. Виктор Васнецов. М., “Молодая гвардия”, 1989.
  2. Борис Андреевич Столяров. Встречи с русским музеем (путеводитель по Государственному Русскому музею для школьников). Самара, “АГНИ”, 2003.
  3. Шедевры русской живописи. М., “Белый город”, 2005.
  4. П. С. Богданов, Г. Б. Богданова. Великие художники ХХ века. М., “МАРТИН”, 2001.
  5. Ред. коллегия: Борис Иогансон, Сергей Коненков, Георгий Тимошин. С веком наравне (рассказы о картинах). М., “Молодая гвардия”, 1969.
  6. Прогулки по Третьяковской галерее с поэтом А. Усачевым. Москва, Дрофа-Плюс, 2009 г.