Тема урока: "Многогранники". 10-й класс

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели урока:

образовательная: ввести понятие многогранника и его элементов;

воспитательная: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

развивающая: развитие логического мышления, внимания, памяти, кругозора.

Оборудование: проектор для просмотра презентации, учебник.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Актуализация опорных знаний

(слайд 2)

Фронтальный опрос.

  1. Сумма углов треугольников равна…
  2. Свойства углов равнобедренного треугольника при основании.
  3. Острые углы равнобедренного прямоугольного треугольника равны …
  4. Свойство катета, лежащего против угла в 300.
  5. Что называется углом между прямой и плоскостью?
  6. Что называется линейным углом двугранного угла?

Мотивация и сообщение темы урока

(слайд 3)

Заслушать небольшие сообщения (заранее подготовленные 2-мя учениками) на темы: “Параллелепипед и его составляющие” и “Тетраэдр и его составляющие”.

Учитель: Каждая из рассмотренных поверхностей ограничивает некоторое геометрическое тело, отделяет это тело от остальной части пространства. (слайд 4)

Определение: поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторое геометрическое тело, называют многогранной поверхностью или многогранником.

Многие строения в окружающем нас мире имеют форму многогранников. Поэтому для лучшей эксплуатации и моделирования зданий нужно изучить свойства многогранников.

(слайд 5)

Многие многогранники изобрел не человек, а создала природа в идее кристаллов (соль – куб; лед, хрусталь – “заточенная” с двух сторон призма).

Объяснение темы

(слайд 6, 7)

1. Вводятся элементы многогранников: грани, ребра, вершины, диагонали граней, диагонали многогранника.

(слайд 8)

2. В школе изучаются многогранники, Эйлерова характеристика которых равна 2. Для закрепления понятий элементов многогранников следует с учащимися заполнить таблицу уже известных многогранников.

Наименование многогранника

Число вершин

Число ребер

Число граней

Эйлерова характеристика

1 Тетраэдр 4 6 4 4 – 6 + 4 = 2
2 Параллелепипед 8 12 6 8 - 12 + 6 = 2
3 Куб 8 12 6 8 - 12 + 6 = 2

3. Раздать на парту модели пирамиды или призмы и дать возможность самостоятельно подсчитать Эйлерову характеристику. Сделать выводы, как подсчитать число вершин, ребер и граней для любой пирамиды и любой призмы. Заполнить таблицу

5

п – угольная пирамида

п + 1

2п

п + 1

п+1–2п+п+1=2

6

п – угольная призма

2п

3п

п + 2

2п-3п+п+2 = 2

Равенство, которое выражает Эйлерову характеристику, было им доказано в 1752 году. Оно верно для произвольного выпуклого многогранника.

(слайд 9)

Существуют также невыпуклые многогранники.

В любом многограннике сумма всех плоских углов при каждой его вершине меньше 3600. Доказать это можно с помощью разверток.

Закрепление изученного материала

Контрольные вопросы

  1. Объясните, что такое: а) многогранник; б) поверхность многогранника.
  2. Какой многогранник называется выпуклым?
  3. Дан куб. Как, имея пилу, получить из деревянного куба модель невыпуклого многогранника?
  4. Дан квадрат. На нем как на основании построены куб и пирамида. Сколько вершин, ребер и граней в полученном многограннике? Является ли он выпуклым?
  5. Два тетраэдра имеют общую грань и расположены по разные стороны от нее. Сколько вершин, ребер и граней в полученном многограннике? Является ли он выпуклым?

Решение задач

№ 219, №220, №223.

Домашнее задание

Вопросы 1, 2 к гл.3 №220; №295 (а, б);

№296 (в, г) – для боле подготовленных учеников. (Геометрия. 10-11 класс. Л.С. Атанасян)