Цели урока:
- Обучающая: обобщить и повторить материал по теме «Лексика»
- Развивающая: развивать речь учащихся, логическое мышление, память.
- Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родному языку.
Задачи:
- Систематизировать изученный материал по теме «Лексика».
- Выполнить практические задания по закреплению знаний и навыков, полученных при изучении темы «Лексика».
- Провести взаимосвязь изученного материала с другими учебными предметами.
Оборудование: интерактивный комплекс, презентация к уроку (Приложение 1), дидактический материал.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы урока. Обращение к эпиграфу урока
(Слайд 1)
К. Паустовский: « В русском языке есть великое множество хороших слов и названий».
– Наша задача: доказать справедливость этого
высказывания и ответить на вопрос: Для чего
необходимо словарное богатство? Чтобы
выполнить эту задачу мы должны: (Слайд 2)
Повторить теоретические сведения по теме
«Лексика»
Закрепить полученные знания
Отработать навыки употребления в речи слов
разных групп лексики
Развивать свои творческие способности.
3. Теоретическое повторение
Упражнение «Перекрёстный огонь» (Слайд 3) Учащиеся задают друг другу вопросы по теме «Лексика».
– Итак, лексика – это все слова языка, его словарный состав. Основной лексический состав русского языка представлен в 17-томном Словаре современного русского литературного языка, составленном Академией наук СССР. Словаря, в котором были бы записаны все слова русского языка, то есть, представлен весь лексический состав языка, нет и быть не может. А почему? Подумайте сами. (Слайд 4)
Эти данные говорят о том, что вам есть к чему стремиться, чтобы не попасть вот в такую ситуацию.
4. 2 ученика по ролям рассказывают стихотворение А. Барто
Заранее, заранее всё было решено:
У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
– Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!
– Почему девочка ничего не поняла? Словарный запас мальчика очень беден, он не смог ничего рассказать. Поэтому свой лексикон надо обогащать: больше читать, общаться друг с другом и , конечно, дружить с различными словарями. (Выставка словарей).
5. Работа с толковым словарем
– Скажите, ребята, в каком словаре можно узнать
лексическое значение слова?
– Пользуясь толковым словарём, найдите
соответствия :
(Слайд 5)
а) брошюра б) жокей в) лексикон г) изморось |
А) очень мелкий дождь Б) запас слов и выражений В) профессиональный наездник на скачках Г) небольшая книжка Д) похожий на иней осадок, образующийся на ветках деревьев, проводах |
– Вы знаете, что слова могут иметь одно или несколько значений.
6. Записать предложения, подчеркнуть многозначное слово, определить его значения.
1. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (Почва)
2. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (Суша)
3. Земля вращается вокруг Солнца. (Планета)
4. Береги землю родимую, как мать любимую. (Родина)
7. Рассмотрите рисунок и запишите предложения, в которых глагол идёт употреблялся бы в разных значениях. Выделите грамматическую основу в каждом предложении. (Слайды 6-7)
Самопроверка:
Идет человек
Идет поезд
Идет время
Идут письма
Идет наряд
Идет дым из трубы
Идут учиться
Идет дождь
Идет урок
– В каком значении может употребляться слово
идёт? (В прямом и переносном)
– На основе чего образуется переносное значение?
– Как в литературе называются художественные
приемы, основанные на переносном значении? (Метафора,
олицетворение)
8. Физкультминутка
Вышла мышка как-то раз (ходьба на месте)
Поглядеть, который час. (Повороты головы вправо, влево)
Раз-два, три-четыре. (Хлопки в ладоши)
Мышки дёрнули за гири. (Приседание)
Вдруг раздался страшный звон, (хлопки над головой)
Убежали мышки вон. (Бег на месте вокруг себя)
9. Омонимы, синонимы, антонимы
– Знакомясь с лексикой, мы обозначили с вами 3
большие группы слов. Какие?
– Приведите примеры омонимов.
– Прочитайте четверостишие, найдите слова –
омонимы. Слайд 8
Молоко покрыла пеночка,
Варится в котле овсянка.
За окном щебечет пеночка,
Подпевает ей овсянка.
(Я.Козловский)
10. Найди антонимы и синонимы (письменно). (Слайд 9)
– Найди среди расположенных вокруг выделенного слова синонимы и антонимы. 2 человека у доски.
(Слайд 10)
Ответ.
Антонимы: | Синонимы: | |
Весёлый | Печальный Тоскливый Невесёлый Скучный Унылый Грустный |
Радостный Ликующий Мажорный Жизнерадостный |
11. Редактирование текста (на доске)
– Какую роль выполняют синонимы в речи?
Записать текст, вставьте пропущенные орфограммы,
замените повторяющиеся слова синонимами.
В лесах под Москвой по…вились голубые белки.
Откуда зав…зли их? Белки приехали из д…лёкой
Сибир….Под…рили белок в одном из заповедников.
Белки хорошо приж…лись в нашем лесу. (1 чел. у
доски)
– Какую роль выполняют синонимы в речи?
12. Подведение итогов
– Итак, сегодня на уроке мы повторили всё, что
изучали в теме «Лексика». (Слайд 11)
– Возвращаемся к эпиграфу нашего урока.
Справедливо ли высказывание К Паустовского? Для
чего нужно словарное богатство? (Знание
лексики расширяет наш кругозор, делает нашу речь
красивее, образнее.)
(Слайд 12)
– В качестве закрепления я вам предлагаю выполнить небольшой тест по нашей теме.
Контрольный тест по разделу "Лексика" (5 класс)
1. Какое слово является многозначным:
а) топор;
б) кисть;
в) человек.
2. В каком словосочетании слово "горят" употреблено в переносном значении:
а) щеки горят;
б) дрова горят.
3. Синонимы – это:
а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу;
б) слова, обозначающие одно и то же;
в) слова с противоположным лексическим значением.
4. Найдите синоним к слову огромный:
а) громадный;
б) маленький
5. Подберите антоним к слову румяный:
а) бледный;
б) краснощекий.
6. С какой целью используются в речи слова с переносным значением и синонимы:
а) они помогают точно и образно выражать мысли;
б) используются для раскрытия значения частей слова.
7. В каком словаре разъясняется лексическое значение слова:
а) в толковом словаре;
б) в словаре антонимов русского языка;
в) в орфографическом словаре русского языка.
8. То, что обозначает слово, является его:
а) грамматическим значением;
б) лексическим значением.
9. Отметьте грамматическое значение слова снегопад:
а) выпадение снега;
б) существительное, мужской род, единственное число, именительный падеж.
10. Лексика – это:
а) все слова языка;
б) слова, которые даны в толковом словаре;
в) слова, которые я знаю.
13. Итог (Слайд 13)
– Закончить наш урок мне хочется словами К.
Паустовского: «Тот народ, который создал такой
язык, – поистине великий и счастливый народ».
И мы можем гордиться, что являемся носителями
русского языка.
14. Домашнее задание (Слайд 14)
Написать сочинение-миниатюру «Пришла волшебница-зима», используя лексические возможности языка.