Цели:
- Закрепить знания учащихся о гидросфере и водах суши.
- Формировать у школьников умения устанавливать на местности и по картам зависимость направления и характера течения рек от рельефа.
- Убеждать учащихся в необходимости охраны вод, учить их принимать практические меры по охране вод.
- Учить учеников использовать краеведческий материал при изучении теоретических вопросов.
Оборудование:
- компьютерный класс;
- видеопроектор;
- экран.
Средства обучения:
- физическая карта мира;
- глобус;
- тесты.
Продолжительность урока – 1 час.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка знаний учащихся.
- Урок можно начать с проведения географического диктанта по теме «Воды суши». На доске записываются термины на 2 варианта с цифрами, которые и являются ответами. Дети вместо терминов записывают цифры своего варианта.
1 вариант | 2 вариант |
1. Исток 2. Русло 3. Пойма 4. Озер 5. Снеговая линия 6. Ледник 7. Водохранилище 8. Пруд 9. Болото 10. Гидросфера |
10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 |
Учитель медленно зачитывает вопросы для всех учащихся.
Вопросы:
- Водная оболочка Земли.
- Место, где начинается река.
- Часть речной долины, заливаемой водой во время половодья.
- Граница в горах, выше которой снег не тает в течении всего года.
- Искусственные водоёмы с громадными запасами воды, созданные путём постройки на реках плотины.
- Замкнутые природные впадины, заполненные водой.
- Ледяные массы, покрывающие участки суши в горах, сползающие по склонам вниз.
- Углубления, по которым течёт река.
- Небольшие искусственные водоёмы.
- Избыточно увлажнённые участки суши, часто со слоем торфа, покрытые влаголюбивыми растениями.
Ответы.
1 вариант: 10, 1, 3, 5, 7, 4, 6, 2, 8, 9.
2 вариант: 1, 10, 8, 6, 4, 7, 5, 9, 3, 2.
Работы учащихся можно проверить двумя способами. Проверить самому учителю, но оценку дети узнают на следующем уроке. Можно предложить учащимся поменяться тетрадями с соседом по парте и, под диктовку учителем правильных ответов, проверить самим и поставить отметку. При многократном проведении таких работ на уроках, этот способ весьма эффективен, он также развивает интерес шестиклассников к предмету.
Далее урок продолжается с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft Power Point (Приложение 1).
На экране поочерёдно показываются слайды из презентации.
Понятия и термины темы: «Гидросфера. Воды суши» закрепляются учащимися с помощью слайдов из презентации.
1. На первом слайде написано стихотворение Ц. Дамдин Сурена. Один из учеников зачитывает его вслух.
Туман лежит на кручах,
Недвижен и глубок.
Где оседает туча,
Рождается поток...Как змеи голубые,
Ползут извивы рек.
И в синем океане
Оканчивают бег.Как белые драконы,
Крылами шевеля,
Летят оттуда тучи
Дождём кропить поля.
2. На втором слайде написаны вопросы к этому стихотворению. Дети зачитывают вопросы с экрана и дают ответы. На фоне этого поэтического стихотворения начинается беседа в форме ответов на заданные вопросы.
3. Третий слайд показывает изображение равнинной и горной реки. Детям предлагается дать краткую характеристику по картинке с дополнениями из ранее прочитанного. Задание можно провести по вариантам. 1 вариант – дать описание равнинной реки. 2 вариант – дать описание горной реки.
4. На слайдах 5, 6 написаны отрывки из произведений известных писателей и поэтов: М.Ю. Лермонтова, М. Шолохова, А. Блока, Р. Гамзатова, Л.Н. Толстова и др. Детям предлагается определить о каких реках идёт речь. Далее учащиеся находят эти реки в атласе. ( Дон, Терек и др.) Один ученик показывает все реки на карте.
5. Далее идёт беседа об использовании рек человеком. На слайде показана плотина на реке.
6. На последнем слайде показано озеро. Учитель задает вопросы: что такое озеро, какие бывают озёрные котловины, какая вода бывает в озёрах.
В конце урока учащимся предлагается перечислить ещё раз все элементы вод суши. Дети перечисляют, что кроме рек и озёр есть подземные воды, болота, ледники, искусственные водоёмы и многолетняя мерзлота и что это имеет огромное значение для человека
Заканчивая урок, учитель говорит, что на одном уроке невозможно подробно поговорить о всех водах суши, но есть дополнительная литература, интернет, где можно взять материал и кто заинтересовался можно подготовить доклады на следующий урок.
Задание на дом.
Подготовить краткие сообщения с использованием дополнительного материала о болотах, ледниках, подземных водах... (для желающих).