Внеклассное занятие "Народное творчество"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цель: организовать досуг детей, расширить их кругозор.

Задачи.

Воспитательные: способствовать воспитанию уважения к предкам, родной природе, труду; пробудить познавательный интерес к народным промыслам;

Обучающие: формировать представления об элементах орнаментов разных промыслов, представление о народном творчестве; умение применять орнамент, закреплять навыки рисования красками.

Развивающие: развивать мышление, память, воображение, речи, усидчивость.

Оборудование и материалы: проектор, поделки из глины.

Ход занятия

Организационный момент

Добрый день! Садитесь, пожалуйста. Долгожданный прозвенел звонок, начинаем мы урок.

Очень рада видеть вас всех.

Вводная часть

Сегодня наше занятие будет необычным. Во-первых, тему занятия мы попробуем разгадать вместе. Во-вторых, мы сегодня будем творить. На экране изображены картинки. Назовите те, виды промыла, которые вы знаете. И так тема нашего занятия – народное искусство (умелые руки мастеров).

Слайд 1

На занятие мы узнаем, в какие игрушки играли дети раньше, из какой посуды кушали и многие другие интересные вещи. Какие у вас игрушки, посуда?

Основная часть

Если тех привычных вещей, которых мы почти не замечаем, - чашек, стульев, одежды, – коснутся волшебные руки художника-мастера; вещи “заговорят”. Но на особом языке – языке красоты. Любой природный материал красив, но его красота открывается не сразу. Вот скажите, пожалуйста, вы любите играть в игрушки? Хорошо. Вот и детки, такие, как и вы, тоже любили играть в игрушки и 50 лет, и 150 лет назад.

Слайд 2-4

А теперь мы совершим путешествие во времени и сможем увидеть те самые необычные игрушки. Как вы думаете, из какого материала были сделаны их игрушки? Все их игрушки были просты и неприхотливы. Чаще всего их мастерили сами родители. Можно было купить готовую игрушку у мастера на ярмарке. Все, что создавалось трудом людей, было необходимо для жизни. А как вы думаете те вещи, которые делал человек, должны быть красивыми? Вот представьте, если ваши игрушки, одежда не красивые, вам бы хотелось ее носить и играть в такие игрушки? Вот и человек с давних времен старался сделать дом, игрушку, посуду не только крепкими, но и красивыми. Каждый народ создавал свои игрушки. Игрушки рождались в труде. Везде все мастера работали с одинаковыми природными материалами. Жизнь этих игрушек была короткой. Они исчезали, исполнив свое временное назначение. До наших дней преимущественно сохранились только глиняные игрушки. Игрушки, сделанные из глины, имеют различные назначения. Вы знаете названия глиняной игрушки? И различались они не только названием, но и местом, где их делали. А еще, самое главное орнаментом. А что такое орнамент?

Слайд 5

Лат. слово “ornamentum” - украшение, ритмический повтор. И так чередовались геометрические, растительные элементы и узоры. А вы можете назвать мне профессию, благодаря которой у детей есть игрушки? Да, есть одна удивительная профессия, которой люди посвящают всю свою жизнь, - это игрушечных дел мастера, или просто игрушечники. В глубокой древности глиняные игрушки создавались не забавы ради – они были участниками древних обрядов. Им приписывали особую силу: охранять, защищать людей от всякого зла. Яркие цвета, пронзительный свист играл магическую роль. Обратите внимание, что все глиняные игрушки имеют обобщенную форму, очень пластичны, а расписаны традиционным орнаментом. Древние знаки орнамента, которым покрыты игрушки, можно встретить и в вышивке, и в росписи, и в других произведениях народного искусства. А теперь вы согласны узнать поподробнее о некоторых видах глиняных игрушек?

И так первая игрушка, о которой мы начнем наш разговор, будет Филимоновская.

Слайд 6

Эта игрушка зародилась в деревне Филимоново. Говорят, пришел на эти земли горшёчник Филимон, посмотрел, на глину местную и начал “глиняное дело”, которое существовало и доныне. Игрушечники тульской области (деревня Филимоново - Тульская обл.) рассказывают, что копают глину - “синику” - в оврагах за деревней. А называют ее так, потому что она отливает синим цветом.

Слайд 7-9

Давайте рассмотрим игрушки. Вы видите что-то необычное в строение этой игрушки? Да. Форма филимоновской игрушки не обычна, т.е. в нижней части каждая фигурка устойчива, можно сказать, что она твердо стоит на земле. А вот дальше начинается удлиненная изящная форма, с гибкой изысканной шеей и маленькой головой. А вы знаете из-за чего у нее такая форма? Образ игрушки произошел не случайно. Связано это с особыми свойствами местной глины. Синика – глина капризная, при застывании она “садится”. Игрушка может наклониться набок, форма ее искажается. Поэтому, пока игрушка сохнет, мастерице приходится по-нескольку раз возвращаться к ней и подправлять, “потягивать”. И с каждым таким “потягиванием” игрушка вытягивается, удлиняются ее пропорции, появляется изящество. Наконец, глина застыла окончательно, игрушки медленно, по нескольку дней сохнут в теплом помещении. При обжиги цвет игрушки меняется на белый. А какой цвет у игрушки был в начале? Все игрушки яркие и веселые, сама роспись тоже яркая, праздничная.

Слайд 10-14

Традиционная роспись – яркая полоска, к которой добавляют орнамент в виде елочки, солнышка, ягоды, цветка. Посмотрите на доску. Здесь изображена роспись филимоновской игрушки. Красная полоска, желтая, зеленая, затем в обратном порядке: желтая, красная…, а потом в узор вплетается синяя. Роспись делается не кистью, а пером – для каждого цвета свое перышко. Большая часть филимоновских игрушек по традиции еще и свистульки. Барышне и солдату полагается держать птичку-свистульку. Животные тоже имеют свистульку вместо хвоста, а вылепливают его так. Задняя часть птичек, зверей сначала представляет лепешку. Эту лепешку мастерица собирает по краям и вытягивает, протыкая в образовавшимся выступе два отверстия. Одно сверху, а другое ниже. Так образуется грушевидная форма. Филимоновская игрушка полая внутри и это главная отличительная черта этой игрушки. Сама лепка игрушек – древнее искусство. А росписи не более 100 лет.

Ученик читает заранее подготовленное стихотворение.

Филимоновская деревушка!
Синий лес, холмы, косогор.
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.

(В. Василенко)

Физминутка

А вот дымковская игрушка родилась в Дымковской слободе, которая находилась неподалеку от города Вятки (ныне Киров).

Слайд 15-17

Дымковская игрушка известный вид русского народного искусства. Ему около трехсот лет. Игрушки эти были известны по всей стране. Вероятно. Что название слободке дали дымы от печей, в которых обжигались глиняные игрушки.

Слайд 18-21

Среди фигурок выделялись дамы, кавалеры, няньки с детьми, водоноски с ведрами, сказочной красоты звери и птицы. Дымковская игрушка давно уже стала малой декоративной скульптурой. Скажите, пожалуйста, вы знаете, как мастер превращал кусок глины в красивые игрушки? Да фигуры летят из красной глины, замешанной с песком. Готовые фигурки просушивают, а потом обжигают в печах, после обжига грунтуют белилами, а по ним расписывают яркими темперными красками. А какими цветами расписывать такие игрушки мог мастер?

Слайд 22-26

Расписывают дымковскую игрушку различными цветами. Это мог быть и коричневый, и черный, и оранжевый, и бирюзовый. Роспись данной игрушки состоит из геометрических фигур, т.е. имеет геометрический орнамент.

Ученик читает заранее подготовленное стихотворение.

Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.

(В.Фофанов)

И последняя глиняная игрушка, о которой мы сегодня поговорим – это каргопольская глиняная игрушка. Кто-нибудь знает от куда родом эта игрушка?

Слайд 27-28

Да, свои истоки эта игрушка берет в городке Каргополь, который находится в Архангельской области.

Слайд 29-31

Лепят эту игрушку из красной глины. Каргопольские игрушки приземисты, туловище у них вытянутое, а руки – ноги (или лапы) короткие, шея тоже короткая и толстая, а головы большие. Женские фигурки никогда не улыбаются, они зримо напоминают о древнем земледельческом культе Богини Матери-Земли. Среди традиционных каргопольских игрушек есть одна очень загадочная. Это кентавр. Кто-нибудь знает, как он выглядит? (Это получеловек, - полуконь). Этот образ, вероятно, пришел к нам из мифов Древней Греции. Русского кентавра звали Полкан.

Слайд 32

Происхождение кентавра: 1.от слова “полуконь” древняя Греция; 2.Плихан или Полехан – славянское божество. Имя его произошло от слова “полыхать”, т.е. ярко гореть. Помимо традиционного способа изготовления глиняной игрушки, у каргопольских мастеров есть свой собственный, ими же изобретенный. Он называется “обварная” игрушка: готовую, только что из обжига фигуру мастера обмакивают в отвар из овсяной муки. И выглядит игрушка так, словно не из глины сделана, а из хлеба выпечена. И раскрашивать ее не надо. Посмотрите, пожалуйста, на доску (экран), здесь показана характерная для каргопольской игрушки роспись.

Слайд 33-38

Ученик читает заранее подготовленное стихотворение.

Каргопольская игрушка
Ей не налюбуешься.
И в Париже и в Нью-Йорке
Наш Полкан красуется.

Физминутка

Вы так хорошо работали, молодцы. Давайте теперь поиграем в игру. Вы видите, на партах лежат карточки с заданием.

Приложение 1

Ваша задача в парах соединить части фраз. Давайте сверим.

Слайд 39

Филимоновская игрушка - Филимоново (Тульская область).

Каргопольская игрушка - Архангельская область.

Хохлома - Нижегородская область.

Дымковская игрушка – Киров.

Кто у нас самый наблюдательный? Какая фраза здесь оказалась лишней? Почему? Да, хохлома – это один из видов декоративно-прикладного искусства, но это роспись по дереву.

Слайд 40

А мы сегодня знакомились с игрушками, которые сделаны, из какого материала?

А теперь мы плавно переходим к практической части занятия.

Слайд 41

Внимательно посмотрите на доску-экран и там записаны такие слова, как аккуратность, старательность, усердие, быстро. Эти слова записаны неспроста. Это важные слова-условия для получения красивой, интересной работы-игрушки. У вас на партах лежат трафареты с изображениями барышень, которые вы можете расписать. Но этот задание не такое простое как вам может показаться, т.к. вы должны представить, что вы стали игрушечных дел мастерами и можете и можете расписать свои игрушки только таким образом, чтобы ваша игрушка-картинка была почти как настоящая. Да, ответь на вопрос: А наша игрушка будет Филимоновской, Каргопольской, Дымковской?

Во время выполнения практической части занятия звучит музыка, способствующая творческому настрою учащихся.

Демонстрация работ учащихся.

Вам понравились ваши игрушки - картинки? Как вы считаете вашим мамам, бабушкам понравятся? Если вы считаете, что да, то у Вас готов подарок на 8 марта для сестры, мамы….

Итог

Что больше всего понравилось? Что нового узнали? Вы все замечательно справились.

Слайд 42

Молодцы!