Обучение грамматике – один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. А.П. Старков, один из представителей советских методистов, полагает, что “освоение грамматического строя английского языка учащимися является ключевой проблемой методики”. “Грамматический строй английского языка как объект изучения на уроках в средней школе организует грамматический материал в совокупность грамматических структур. Под грамматической структурой автор понимает типовые предложения, которым присущи определённые синтаксические, морфологические, обобщённо-семантические и интонационные характеристики”, – А.П. Старков. Таким образом, изучение грамматики в рамках методики А.П. Старкова является системообразующим, ключевым элементом обучения английскому языку. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком. Но неизменный вопрос последних лет – должны ли мы обучать правилам в упражнениях или лучше учащимся интуитивно осваивать грамматику в процессе коммуникативной деятельности вместо того, чтобы изучать ее через специальные упражнения, направленные на усвоение того или иного правила. Еще Л.В. Щерба высказал мысль о том, что, несмотря на видимую четкость противоположения грамматики и лексики, их области так тесно переплетаются друг с другом, что термины “грамматическое” и “лексическое” могут в известных случаях даже походить друг на друга. Таким образом, взаимозависимость грамматики и лексики приводит к пониманию необходимости строить обучение грамматике в школе на коммуникативной основе.
Ни один из аспектов обучения языкам не был на протяжении многих лет предметом столь интенсивных обсуждений и дискуссий, как грамматика. Грамматика понималась по-разному, она играла и продолжает играть неодинаковую роль не только при обучении родным или иностранным языкам, но и вообще в системе образования отдельных стран мира.
Роль грамматики часто меняется под воздействием ряда факторов: под влиянием эволюции теории лингвистики, воздействием учёта практических результатов обучения иностранному языку, учёта государственной политики в области образования. По сей день наблюдаются тенденции к сокращению роли грамматики при обучении иностранному языку. Многие европейские педагоги отмечают, что образовательные и развивающие цели в обучении не бывают достигнуты в силу того, что школьники при изучении традиционных грамматик иностранных языков, согласно многочисленным наблюдениям, не понимают ни практической значимости изучения грамматических терминов и понятий, ни целей грамматического анализа. Тенденции к ликвидации традиционной учебной грамматики, в том числе в нашей стране, проявились и в 60–70-е годы после появления теории генеративной грамматики Н. Хомского, некритически переносимой в методику иностранного языка. И в последние десятилетия наблюдается стремление к чрезмерному сокращению роли грамматики, которое привело к значительному увеличению количества ошибок в речи учащихся.
С другой стороны, можно привести примеры сохранения доминирующей роли грамматики в обучении иностранному языку, о чём свидетельствуют отечественные программы и учебники, создающиеся в ряде случаев не на основе методической целесообразности, а под влиянием особых мнений лингвистов, а также ряда социально-политических факторов. Берман писал: “Как показывает исторический опыт, с одной стороны, попытки отказа от какой-либо грамматики, а с другой стороны, преувеличение её роли в учебном процессе отрицательно сказываются на результатах практического овладения языком”.
Грамматика ещё до нашей эры стала самостоятельной областью знаний. Понятие “грамматика” (греч. “grammatike”) первоначально обозначало “искусство чтения и письма”. В средние века “свободное искусство” “grammatika” (лат.) считалось одним из компонентов всякого образования и ставило целью: научить владению латинским языком (иногда и другими языками), сообщить сведения по филологии, в том числе и при чтении текстов, осуществлять гимнастику ума. Обучение любому языку проводилось посредством грамматики, как правило, построенной по образцу латинской. Грамматика изучалась как особый предмет и как самоцель.
В последующий период, особенно начиная с XIX века, понятие “грамматика” наполняется новым содержанием и в языкознании, и в обучении языкам. По определению лингвистов грамматика стала обозначать:
a) грамматический строй языка;
б) раздел языкознания, изучающий такой строй;
в) совокупность правил изменения слов, их соединений в сочетания, предложения
(иногда тексты);
г) учебник, содержащий описание правил.
Следует отметить, что в XX веке лингвисты и методисты стали особенно часто включать в понятие “грамматика” разные разделы науки о языке, например, такие, как “Словообразование” и “Фонетика”, а также “Орфография”, элементы лексикологии, фразеологии, стилистики или разделы “Семантика”, “Прагматика” и др., которые в свою очередь включаются в учебники грамматики разных языков. В текущем столетии учебники грамматики иностранного языка стали образовывать свой особый конгломерат, составные части которого ориентированы на разные цели: грамматики для различных возрастных категорий и ступеней обучения, грамматики для многих типов учебных заведений, грамматики для людей с разным лингвистическим опытом или имеющих разные профессии, особые коммуникативные грамматики.
Для решения современных проблем повышения эффективности обучения иностранному языку необходимо дать чёткий ответ на вопрос: в чём заключаются различия между научными грамматиками и специфическими грамматиками иностранного языка? Для ответа на этот вопрос необходимо уточнить объекты языкознания и методики предмета “иностранный язык”.
По определению лингвистов, объектом современного языкознания является язык (во всём объёме его свойств и функций): строение, функционирование и его историческое развитие. Объект современной методики – это цели и закономерности обучения иностранному языку, содержание, формы и методы обучения.
Различные объекты лингвистики и методики позволяют определить во многом разное содержание и формы описания грамматического строя языка в научных грамматиках и грамматиках дидактических. Научные грамматики, описывающие, например, язык в целом, указывают на грамматические явления, существующие в данном языке вообще, независимо от изучаемых учащимися явлений языка, в то время как грамматики иностранных языков и разделы грамматики в учебниках по этому предмету должны основываться, прежде всего, на языковом минимуме данной ступени обучения. Лингвистические и методические системы изложения грамматики не совпадают. Так, в отличие от формулировки правил в теоретической лингвистике формулировка правил в дидактических грамматиках зависит от возраста обучаемых, опыта, психологических и других особенностей. “Для различных групп учащихся должны быть написаны различные грамматики. Лингвистика не может указывать универсальные закономерности, от которых зависит эффективность обучения в области систематизации грамматического материала, использования терминологии или формулировки грамматических правил для всех категорий учащихся”, – Бим.
Методика обучения грамматике иностранного языка, по мнению П.В. Сысоева, характеризуется совокупностью определенных принципов, среди которых он выделяет принцип последовательного обучения, при котором грамматический материал преподается в определенной последовательности. Такой подход к обучению грамматике полностью соотносится с коммуникативным подходом, когда контроль уровня усвоения грамматических навыков входит в контроль уровня сформированности коммуникативной компетенции (по аспектам языка и видам речевой деятельности).