Повторение по теме "Синтаксис". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

1) повторение и обобщение знаний учащихся по изученной теме “Синтаксис”;

2) закрепление умений делать синтаксический разбор предложения, различать простое и сложное предложение, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и обращением, конструировать предложения;

3) развитие логического мышления, культуры речи;

4) эстетическое воспитание средствами предмета.

Здоровьесберегающие компоненты урока:

1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение,

составление предложений, схем предложений, сопоставление примеров, устная работа с текстом;

2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;

3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости глаз.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа по теме.

1) Устная разминка по теоретическому материалу.

- Что изучается в синтаксисе?

- Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

- Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

- На какие группы делятся предложения по наличию главных и второстепенных членов, цели высказывания и интонации?

2) Синтаксическая пятиминутка.

- Списать, вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения.

Мы гуляем по л..сным доро..кам и дыш..м м..розным воздухом.

I вариант. Выписать из предложения глагольные словосочетания.

II вариант. Выписать именные словосочетания.

Глагольные словосочетания. Именные словосочетания.
гуляем по дорожкам по лесным дорожкам
дышим воздухом морозным воздухом

- Что называется словосочетанием?

- Какие словосочетания называются глагольными?

- Какие словосочетания называются именными?

3) Индивидуальная работа (на доске) с последующей проверкой.

- Учащимся 5 класса было дано задание - выписать словосочетания из предложения. При выполнении задания учащиеся допустили ошибки. Найдите эти ошибки.

Морозы распушили деревья и рисуют на стеклах лебединые перья.

а) распушили деревья,

б) распушили и рисуют,

в) рисуют на стеклах,

г) морозы рисуют,

д) рисуют перья,

е) лебединые перья.

4) Индивидуальная работа (на доске) с последующей проверкой.

- Выписать номера тех предложений, которые соответствуют схеме. (Знаки не проставлены)

[ ], и [ ].

1. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице.

2. Войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит шелковый шатер.

3. Вдруг раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы.

4. Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кащееву дубу.

5) Сопоставительный анализ.

- Сравните два предложения. Что общего и в чем различие между ними?

а) Мы гуляем по лесным дорожкам и дышим морозным воздухом.

б) Пришла долгожданная зима, и белым ковром покрылась земля.

- Сравните второе и третье предложение. Начертите схемы.

в) Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья.

б) [ = - ] , и [ = - ] в) [ - = ] , ( чтобы = - )

6) Буквенный диктант.

- Определить, какое предложение по наличию грамматических основ. Обозначить простое предложение (п), сложное (с).

а) Наступили зимние сумерки, и белый мрак одевал землю.

б) Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили все тишиной.

в) Я воротился домой и ходил по белым дорожкам сада.

г) Засветились огоньки в избах, и бледные лучи легли поперек улицы.

д) Предметы смешались и утонули в потемневшем воздухе.

1 2 3 4 5
c п п с п

- Какова тема всех услышанных предложений? (Зима)

- А какой радостный праздник мы отмечаем зимой? (Новый год)

- А когда мы встречаем Новый год? (В ночь с 31 декабря на 1 января)

7) Сообщение учителя.

А знаете ли вы, что Новый год в разных странах встречают в разное время. В Бирме он наступает в апреле, в Иране – 22 марта, а в Сирии – 1 сентября. На Земле самыми первыми встречают Новый год жители островов Фиджи, затем восходящее солнце приветствуют японцы.

Новогодние традиции в каждой стране свои. Во время новогодних праздников в Индии принято разговаривать исключительно вежливо, запрещено употреблять сердитые и бранные слова. В Шотландии в день проводов старого и встречи Нового года открыты все двери, и каждый без особого приглашения может зайти в гости в любую семью.

В Болгарии с последними ударами часов уходящего года во всех домах на три минуты гаснут огни: это минуты новогодних поцелуев.

Мы с вами тоже находимся в преддверии Нового года.

- А как встречают Новый год у нас?

Физкультминутка.

8) Творческая работа учащихся по схемам предложений на заданную тему.

- Составьте по данным схемам предложения на тему “Новогодние традиции”.

1. [ - = ]. 2. [ - = и = ]. 3. “П?” - а. 4 [о]. !

К Новому году мы украшаем елку.

К Новому году мы готовим всем подарки и поздравления.

Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки.

“Какие подарки ты хочешь получить от деда Мороза на Новый год?” - спросила меня бабушка.

Дед Мороз, мы ждем тебя в гости!

9) Конструирование предложений.

- Какое предложение вы должны составить к 3 схеме?

- Как изменятся знаки препинания, если мы поменяем местами слова автора и прямую речь?

А: “П?”

- Чем осложнено 4 предложение? Что такое обращение? Как оно выделяется на письме?

10) Слуховой диктант.

- Найти на слух обращение в следующем тексте.

И придумала мачеха падчерицу со двора согнать.

Вези ее, старик, куда хочешь.

Старик повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб.

Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает: “Девушка, я Мороз красный нос!”.

“Добро пожаловать, Мороз!” - отвечает девушка.

- Из какой сказки взяты предложения?

Русская народная сказка “Морозко”.

11) Творческая самостоятельная работа.

- Запишите свое пожелание другу, маме, себе на Новый год.

- Что ждете вы от Нового года?

- Что вы хотите пожелать всем на Новый год?

Итог урока.

Домашнее задание:

  • упр. 249, контрольные вопросы;
  • желающие могут нарисовать иллюстрацию к сказке “Морозко” или рисунок на тему “Новогодний праздник”.