Цели:
1) повторение и обобщение знаний учащихся по изученной теме “Синтаксис”;
2) закрепление умений делать синтаксический разбор предложения, различать простое и сложное предложение, расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью и обращением, конструировать предложения;
3) развитие логического мышления, культуры речи;
4) эстетическое воспитание средствами предмета.
Здоровьесберегающие компоненты урока:
1) чередование видов учебной деятельности: письмо, ответы на вопросы, чтение,
составление предложений, схем предложений, сопоставление примеров, устная работа с текстом;
2) чередование видов преподавания: наглядный, словесный, практический;
3) контроль за осанкой учащихся, наличие физкультурной паузы, направленной на снятие мышечной усталости глаз.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа по теме.
1) Устная разминка по теоретическому материалу.
- Что изучается в синтаксисе?
- Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
- Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?
- На какие группы делятся предложения по наличию главных и второстепенных членов, цели высказывания и интонации?
2) Синтаксическая пятиминутка.
- Списать, вставить пропущенные буквы, сделать синтаксический разбор предложения.
Мы гуляем по л..сным доро..кам и дыш..м м..розным воздухом.
I вариант. Выписать из предложения глагольные словосочетания.
II вариант. Выписать именные словосочетания.
Глагольные словосочетания. | Именные словосочетания. |
гуляем по дорожкам | по лесным дорожкам |
дышим воздухом | морозным воздухом |
- Что называется словосочетанием?
- Какие словосочетания называются глагольными?
- Какие словосочетания называются именными?
3) Индивидуальная работа (на доске) с последующей проверкой.
- Учащимся 5 класса было дано задание - выписать словосочетания из предложения. При выполнении задания учащиеся допустили ошибки. Найдите эти ошибки.
Морозы распушили деревья и рисуют на стеклах лебединые перья.
а) распушили деревья,
б) распушили и рисуют,
в) рисуют на стеклах,
г) морозы рисуют,
д) рисуют перья,
е) лебединые перья.
4) Индивидуальная работа (на доске) с последующей проверкой.
- Выписать номера тех предложений, которые соответствуют схеме. (Знаки не проставлены)
[ ], и [ ].
1. Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице.
2. Войско в горы царь приводит и промеж высоких гор видит шелковый шатер.
3. Вдруг раздался легкий звон и в глазах у всей столицы петушок спорхнул со спицы.
4. Долго Иван-царевич по дремучим лесам пробирался и пришел наконец к Кащееву дубу.
5) Сопоставительный анализ.
- Сравните два предложения. Что общего и в чем различие между ними?
а) Мы гуляем по лесным дорожкам и дышим морозным воздухом.
б) Пришла долгожданная зима, и белым ковром покрылась земля.
- Сравните второе и третье предложение. Начертите схемы.
в) Всю ночь зима вязала кружевные узоры, чтобы принарядились деревья.
б) [ = - ] , и [ = - ] в) [ - = ] , ( чтобы = - )
6) Буквенный диктант.
- Определить, какое предложение по наличию грамматических основ. Обозначить простое предложение (п), сложное (с).
а) Наступили зимние сумерки, и белый мрак одевал землю.
б) Небеса рассыпались снежным пухом и наполнили все тишиной.
в) Я воротился домой и ходил по белым дорожкам сада.
г) Засветились огоньки в избах, и бледные лучи легли поперек улицы.
д) Предметы смешались и утонули в потемневшем воздухе.
1 2 3 4 5
c п п с п
- Какова тема всех услышанных предложений? (Зима)
- А какой радостный праздник мы отмечаем зимой? (Новый год)
- А когда мы встречаем Новый год? (В ночь с 31 декабря на 1 января)
7) Сообщение учителя.
А знаете ли вы, что Новый год в разных странах встречают в разное время. В Бирме он наступает в апреле, в Иране – 22 марта, а в Сирии – 1 сентября. На Земле самыми первыми встречают Новый год жители островов Фиджи, затем восходящее солнце приветствуют японцы.
Новогодние традиции в каждой стране свои. Во время новогодних праздников в Индии принято разговаривать исключительно вежливо, запрещено употреблять сердитые и бранные слова. В Шотландии в день проводов старого и встречи Нового года открыты все двери, и каждый без особого приглашения может зайти в гости в любую семью.
В Болгарии с последними ударами часов уходящего года во всех домах на три минуты гаснут огни: это минуты новогодних поцелуев.
Мы с вами тоже находимся в преддверии Нового года.
- А как встречают Новый год у нас?
Физкультминутка.
8) Творческая работа учащихся по схемам предложений на заданную тему.
- Составьте по данным схемам предложения на тему “Новогодние традиции”.
1. [ - = ]. 2. [ - = и = ]. 3. “П?” - а. 4 [о]. !
К Новому году мы украшаем елку.
К Новому году мы готовим всем подарки и поздравления.
Мы танцуем и поем вокруг новогодней елки.
“Какие подарки ты хочешь получить от деда Мороза на Новый год?” - спросила меня бабушка.
Дед Мороз, мы ждем тебя в гости!
9) Конструирование предложений.
- Какое предложение вы должны составить к 3 схеме?
- Как изменятся знаки препинания, если мы поменяем местами слова автора и прямую речь?
А: “П?”
- Чем осложнено 4 предложение? Что такое обращение? Как оно выделяется на письме?
10) Слуховой диктант.
- Найти на слух обращение в следующем тексте.
И придумала мачеха падчерицу со двора согнать.
Вези ее, старик, куда хочешь.
Старик повез бездомную во чисто поле, свалил на сугроб.
Приходит Мороз, попрыгивает, поскакивает, на красную девушку поглядывает: “Девушка, я Мороз красный нос!”.
“Добро пожаловать, Мороз!” - отвечает девушка.
- Из какой сказки взяты предложения?
Русская народная сказка “Морозко”.
11) Творческая самостоятельная работа.
- Запишите свое пожелание другу, маме, себе на Новый год.
- Что ждете вы от Нового года?
- Что вы хотите пожелать всем на Новый год?
Итог урока.
Домашнее задание:
- упр. 249, контрольные вопросы;
- желающие могут нарисовать иллюстрацию к сказке “Морозко” или рисунок на тему “Новогодний праздник”.