Цели урока:
- Объяснить процессы взаимовосприятия в процессе общения, описать эффекты и стереотипы межличностного восприятия;
- развивать у обучающихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, развивать коммуникативные навыки;
- способствовать выработке гражданской позиции обучающихся, активизации размышлений обучающихся о значимости стереотипов в общении с людьми.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Антуан де Сент Экзюпери говорил, что на земле существует самая большая роскошь – роскошь общения с людьми. Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнёров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностью поведения. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого.
Нередко общение строится на основе стереотипов и порождает «эффекты восприятия».
Познакомимся поближе с этими понятиями.
Обратимся к материалам художественной культуры. Перед вами хорошо известная картина. (рис.1) Приложение.
Напомните ее название. (Ученики отвечают: «Иван Грозный убивает своего сына».) Но подлинное название картины абсолютно другое: «Иван Грозный и его сын Иван». Вот вам один из примеров стереотипа восприятия.
Итак, что же такое «стереотип»?
«Стереотип» – (греч.) «твёрдый отпечаток». В социологию и психологию термин пришёл в начале XX века.
«Стереотип» – это устойчивый образ какого – либо явления или человека, складывающийся в условиях нехватки информации. Отношение к человеку, основанное на стереотипе продолжается до тех пор, пока не будет получено достаточно информации, чтобы воспринять его как индивидуальность. Очень часто стереотип складывается относительно групповой принадлежности, например, принадлежности его к какой – то профессии.
Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. physis – природа, gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом и его принадлежностью к определённому типу людей.
Уже Аристотель и Платон предлагали определять характер человека, отыскивая в его внешности черты сходства с каким – нибудь животным, а затем отождествляя его характер с характером этого животного.
Наиболее известной стала физиогномическая система Иоганна Каспера Лафатера, считавшего основным путём познания человека изучение строения головы, конфигурации черепа, мимики.
II. Психологический блок.
Обратимся к жизненным примерам, посмотрим на людей, которые нас окружают.
Итак, какое впечатление они производят на вас, что вы о них думаете? (рис. 2-5)
Так мы воспринимаем людей с позиции внешности. А если это человек строгий, в очках? Какой профессией он может обладать? А что вы думаете об этнических характеристиках людей? Прокомментируйте возрастные стереотипы. Как воспринимает старшее поколение сегодняшнюю молодёжь? А что говорит молодёжь о пожилых людях?
Таким образом, мы с вами увидели следующие стереотипы:
- когда анализировали людей в очках, в спортивных костюмах, с бородой – это стереотип во внешности
- когда подбирали под описание профессию- это был стереотип профессиональный
- когда говорили об особенностях разных народов – это этнический стереотип
- когда обсуждали различные поколения людей – это имелся ввиду возрастной стереотип
Подобные стереотипы имеют место быть в нашей жизни, но очень часто стереотипы мы сами
создаем. И сейчас мы попробуем это сделать.
Работа в группах.
Послушайте историю с описанием жизни жителей двух фантастических стран, а затем нарисуйте типичного цеймана(1 группа) и типичного фоймана (2 группа).
Упражнение «Фойманы и цейманы»
Фойманы живут в стране, которая называется Фойманией. Эта страна расположена на острове. Жители Фоймании – замечательные люди. Дети там редко ссорятся и дерутся, а взрослые спокойно работают. Питаются в основном рисом, и тарелки фойманов никогда не бывают пустыми. Погода в Фоймании не меняется круглый год – там тепло и солнечно, дует лёгкий ветер.
Цейманы живут в другой стране, которая называется Цейманией. Это тоже островное государство. Жители Цеймании – очень плохие люди. Дети там ссорятся и дерутся, а взрослые кричат друг на друга. На работе взрослые только делают вид, что работают, а сами сплетничают друг о друге. Погода в Цеймании всегда ветренная, дождливая, холодная.
Задание. Нарисовать типичного цеймана и типичного фоймана.
Затем группы представляют свои работы. В обсуждении оказывается, что рисунки у всех примерно одинаковы: фойманы – приятные и симпатичные, улыбаются, а цейманы – злобные и некрасивые. Кроме того, фойманы выглядят, как правило, «цивилизованнее». Почему? Ведь в тексте об этом не говорилось!
Выясняется, что при работе над рисунками ученики ориентировались на те сведения, которые были в тексте, а уж внешность выдумали сами, на основе полученной информации.
Задание. «Жизнь, не совпадающая со стереотипом»
Необходимо вспомнить такой случай, когда друзья заочно представляли человека стереотипно, а при встрече он оказался совсем другим.
– Итак, в нашем сознании живут стереотипы – устойчивые представления о разных людях, о разных профессиях.
Учитель. Но мы сегодня говорим еще и о других особенностях в общении, эффектах.
Посмотрим, как работают эффекты в реальной жизни. Обратившись к материалам, попробуйте дополнить каждый эффект примером из окружающей вас жизни.
Работа в группах. Задание. Рассмотрите один из видов эффектов восприятия, дайте ему объяснение, приведите примеры.
I группа – эффект ореола
II группа – эффект первичности
III группа – эффект образа
IV группа – эффект последней информации
Для работы в группах ученики получают дополнительный материал: карточки- характеристики того или иного эффекта, фотоматериалы, демонстрируются слайды презентации. Затем, каждая группа представляет результаты своей работы.
Материал для I группы.
Эффект ореола заключается в том, что любая информация, получаемая о каком-то человеке, накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. При формировании первого впечатления ореол может выступать в форме как положительной, так и отрицательной предварительной установки. Поэтому говорят о «положительном» или об «отрицательном» ореоле.
Эффект ореола может принести большую пользу, если применять его умело. Эти эффекты создавают хорошую репутацию людям, которые тесно между собой связаны: коллегам по работе, друзьям в своей компании. Таким образом, мы через некоторое время с удивлением обнаружим, что нас окружают только хорошие люди, которые прекрасно ладят между собой и великолепно относятся к нам.
Материал для II группы.
Эффект первичности проявляется в том, что любая первая услышанная или увиденная информация о человеке затмевает всю последующую. Даже если потом вы получите опровергающую информацию, всё равно будете больше помнить и учитывать первичное восприятие. Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию. Это явление психологи назвали эффектом первичности.
Материал для III группы.
Очень часто мы воспринимаем другого человека в виде образа, который мы придумали для него, а если какое-то качество или поступок «не вписываются» в образ, то мы на них закрываем глаза, считая, что так не может быть. Это эффект образа.
Материал для IV группы.
Эффект последней информации. Так происходит, если последние положительные или отрицательные сведения очень сильно на вас повлияли. Заключительная неприятная сцена может перечеркнуть всё доброе и светлое, что было у вас с этим человеком.
В ходе обсуждения выстраивается на доске схема Процесс общения
Психологический практикум.
– Попробуем на практике отработать приёмы восприятия партнёров.
– Выполним упражнение «Понял – не понял»
Упражнение выполняется двумя участниками. Первый действует с воображаемыми предметами, не рассказывая, что он делает. Партнёр должен определить, чем занят его товарищ, и, сказав «Понял!», должен подойти и продолжить действие с того же движения. Если он правильно разгадал действие первого участника, то они оба продолжают единое действие. В данное упражнение попарно включаются все члены группы, затем организуется анализ работ.
Заключение. Учитель: Какова роль стереотипов в процессе восприятия?
Стереотипы – помогают или мешают в процессе восприятия?
Задание. Напишите «+» и «-» стереотипов.
/В законченном виде запись выглядит следующим образом:
Стереотипы и их роль в процессе восприятия
«+» | «-» |
Упрощают процесс восприятия | Не всегда дают точную информацию |
Ускоряют процесс познания | Способствуют возникновению предубеждений |
Помогают ориентироваться в социальной среде | Живучесть стереотипов |
Таким образом, можно сделать вывод, что стереотипы – это часть прошлого опыта, сформированного бытовой и профессиональной деятельностью, закрепившегося в мышлении и постоянно используемого при решении типичных задач, которые ставит жизнь. Однако при восприятии людей необходимо помнить об эффектах, которые могут вызвать ошибки процесса восприятия.