Воспитательная система класса, где я являюсь классным руководителем, моделируется, исходя из возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, где ведущей деятельностью становится учебная.
4 класс был участником всех четырех социальных проектов, которые были организованны в ОУ в рамках субкультуры «Эвритмия», что послужило положительным результатом в исследовательской деятельности детей.
Для развития личностного потенциала учащихся воспитательная работа планируется по следующим направлениям: «Я и проект», «Я и семья», «Я и отечество», «Мой мир знаний».
В своей системе работы использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с учащимися и родителями; одной из таких нетрадиционных форм стала реализация социально-педагогического проекта «Я хочу вам рассказать, где люблю бывать» (Приложение).
В настоящее время актуальным является использование проектного метода и во внеклассной работе с учащимися. Ведь проект – это не только совместная учебно-познавательная, но и совместная творческая или игровая деятельность учащихся, это возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика, а важнейшим условием творческого развития личности школьника, становления его как субъекта собственной жизни и деятельности является включение его в коллективную деятельность. Осознание этого привело к пониманию необходимости использования метода проекта во внеклассной работе. Тематика социальных проектных работ предлагается в рамках ОКР на протяжении нескольких лет.
Хочу представить этапы работы над ОКР, итоговым продуктом, которого явилась экскурсия «Достопримечательности города Серова»
Итог. Работа, организованная в рамках технологии проектного обучения, была интересна и мне и многим ученикам: творческие домашние проекты были разнообразны и интересны.
Учащиеся в ходе ОКР применили и расширили свои знания по таким предметам, как «Окружающий мир», «Технология», «Русский язык», «КБЖ», «Информатика», «Изобразительное искусство», «Литература», «Музыка», в рамках дополнительного образования.
Учащиеся включились в поисковую деятельность, работали с информацией, собирали материал из различных источников, проявили свою творческую фантазию. Узнали, где можно получить дополнительное образование в рамках образовательных услуг в г. Серове.
Неформальная обстановка во время работы способствовала самовыражению школьников. Они смогли проявить свою индивидуальность, раскрыться с неожиданной стороны, проявили свою эрудицию, самостоятельность.
У учащихся появилась возможность оценить себя, свое поведение и отношение к окружающим; проанализировать свои поступки, свой жизненный опыт; задуматься о ценностях жизни, о своем месте в обществе, о своем будущем и будущем общества.
Высокий уровень откровенности творческих работ учащихся и их ответов в ходе обсуждения позволил мне лучше узнать учащихся, их интерес, окружение; открыть для себя и понять их внутренний мир, мысли, чувства, жизненные принципы, реальные с педагогами и родственниками, семейные проблемы.
Таким образом, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретали особую ценность и значимость. А помимо знаний, у детей формировались навыки социального поведения и интереса к другому, как источнику познания.
Групповая работа, совместное взаимодействие, творчество, учеников, самостоятельность, проявленная, приобретенная, закрепленная – все это – положительные результаты, которые были оглашены и обобщены на заочной экскурсии.
Всем было очень интересно. Были представлены такие проекты, где даже «неудачники» нашли силу и уверенность.
Презентация важна в первую очередь для ученика. Ученик сам увидал, насколько удачно он проработал.
После презентации творческих проектов дети объединились в группы, составили маршруты для небольших экскурсий, придумали название экскурсии, записали план,
разработали правила поведения во время экскурсии, оформили пригласительную открытку (Презентация).
Первую экскурсию провели 12 мая «Достопримечательности города Серова».
Экскурсия прошла очень интересно. Дети сами выступали в роли в роли экскурсоводов. Было много положительных впечатлений, так как рамки экскурсии были расширены. Дети узнали больше нового о своих участниках маршрута.
Темы будущих совместных проектов нужно обдумывать из позиции и дополнительного школьного образования. Тогда младшие школьники смогут представить к защите творческие работы: сборник сказок, задачники, разработанные ими игры, театральные мини-постановки и т.д.
Считаю, что проектную деятельность нужно продолжать в среднем и старшем звене, как общественный смотр знаний.