Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе с заключением ОНР III ур.: "Дифференциация звуков [Ш] – [С]"

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепить навык четкого произношения и различения звуков {Ш} – {С}.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательная:

  • Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков {Ш} – {С}, с опорой на различные виды контроля;

2. Коррекционно-развивающая:

  • Дифференцировать звуки {Ш} – {С}, в слогах, словах, предложениях;
  • Развивать фонематический слух и восприятие;

3. Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать организованное поведение во время занятия.

Оборудование:

  1. Демонстративный материал: Паровозик, буквы С, Ш. змея, слон, ромашки, слова со звуками С и Ш.
  2. Раздаточный материал: Тетради, прищепки, картонные полоски, карандаши, картинки, рис в тарелках, буквы магнитные, ниточки, цветная бумага.
  3. Магнитофон и диск «Музыка с мамой».

Ход занятия

I. Организационный момент:

Самомассаж:

Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперед сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим, пальцами за щечки.
Щечки разминаем, чтобы надувались.
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Мы теперь утятки – клювики потянем,
Разомнем их мягко, не задев ногтями.
Уголками губ мы, щечки поднимаем,
А потом от носа, вниз к губам стекаем.
Губки покусаем мы, шарики надуем.
И губами вправо – влево потанцуем.
Мы язык за губу заворачиваем,
Кулачком по губе поколачиваем.
Тянем, подбородок к ушам и щипаем,
А потом по шейке ручками стекаем.

II. Упражнения на развитие дыхания, голоса, артикуляции:

– Попеваем гласные звуки {А, О, У, И, Ы] (беззвучно и с голосом),

– Сели на паровозик: произноси звук [У] быстро – медленно (по карточке),

– Повезли на паровозике змею: на выдохе произносим [Ш].

– Повезли на паровозике слона: на выдохе произносим [С].

Нам сегодня будут помогать змея Ши и слон Сан.

III. Акустико-артикуляционный образ звуков:

Ребята, вы догадались, о каких звуках мы будем сегодня с вами говорить?

Эти два звука будем сегодня различать.

Вспоминаем, Ш – губы тянутся вперед, кончик язычка за верхними зубками, боковые края прижаты к верхним зубам, язык напоминает «чашечку», по середине языка идет теплая струя воздуха.

Звук С – губы в улыбке, кончик языка упирается в нижние передние зубы, боковые края плотно прижимаются к верхним коренным зубам, по середине идет сильная холодная струя воздуха.

Ш – согласный, всегда твердый, глухой и шипящий. С – согласный, твердый, глухой, свистящий.

IV. Развитие мелкой моторики:

В тарелке крупа расовая, а в ней спрятаны буквы.

Задание: найти на ощупь буквы ш. (подарить их змее), буквы с (подарить слону).

V. Игра на внимание:

Запомни и повтори, стрелочка вверх, произносим Ш, стрелочка вниз – С.

Ш С С С Ш Ш С и т. д.

VI. Связь звуков и букв:

На что похожа буква Ш? С? Из ниточки сделай буквы Ш, С.

VII. Игра наоборот (фонематическое внимание):

Ша – Са Шо –Со Шу – Су Ши – Сы
Са – Ша Со – Шо Су – Шу Сы – Ши

VIII. Физкультминутка:

«Музыка с мамой» Песня про животных.

У жирафа пятна-пятна, пятна-пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У слона есть складки-складки, складки-складочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У котяток шерстка-шерстка, шерстка-шерсточка везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
У жирафа есть полоски, есть полосочки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.

IX. Игра «Слово заблудилось».

Детям вывешиваются две ромашки. Задание: Ромашки хотят, чтобы на их лепестках появились слова, которые начинаются на ту букву, что стоит в центре. На каждой ромашке 6 заданий.

  1. Имя Саша, Шура
  2. Цветок – сирень, шиповник
  3. Животное – слон, шакал
  4. Инструмент – сверло, шило
  5. Одежда – свитер, штаны
  6. Игрушка – снеговик, шарик

Дети говорят, логопед записывает.

X. Слоговой анализ слов (индивидуально):

Перед каждым ребенком на столе находятся прищепки и картонная полоска. Логопед называет слова, сколько слогов, столько прищепок.

Машина, санки, мишка, самокат, шуба, сын, шайба, шорох, сон, синева, шахматы.

XI. Звуковой анализ слов (работа в тетради):

САНКИ ШУБА

XII. Составление предложений:

Со словами санки, шуба. (рисуем схему предложения).

XIII. Дифференциация звуков:

На столах картинки, дарим слону картинки в которых есть звук {С}, змее – звук {Ш}.

XIV. Итог занятия:

Мы сегодня учились различать Ш и С. Хвалим себя за это. Говорим друг другу до свидания!