Программа элективного курса для профильной подготовки учащихся 10-го класса "Кинематика. Динамика"

Разделы: Физика


Пояснительная записка.

Программа данного курса составлена для учащихся общеобразовательного 10 класса. Введение данного курса « Кинематика. Динамика» необходимо в связи с сокращением количества часов на прохождение программы по физике в 10 классе с 4 часов в неделю до 2 часов. Тема сложна для восприятия ее учащимися. Поэтому на элективных курсах достаточно времени уделяется уравнениям зависимости кинематических величин от времени, построению и чтению графиков движения, относительности движения, законам динамики, принципу относительности Галилея, НИСО и ИСО. Кроме того достаточное место отводится решению задач, что позволит учащимся лучше усвоить тему «Кинематика. Динамика» и подготовиться к поступлению в высшие учебные заведения.

Программа элективного курса «Кинематика. Динамика» составлена в соответствии с содержанием программы курса «Физика 10» по учебнику: Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, М: Просвещение, 2010 г. и программы углубленного курса по физике 10 класса по учебнику под редакцией А.А.Пинского и ориентирует учителя на формирование углубленных знаний и умений учащихся. При изучении данного элективного курса реализуются межпредметные связи с математикой, с инженерной графикой при решении задач, построении графиков функций.

На изучение курса отводится 17 часов на тему «Кинематика» и 17 часов на тему «Динамика».

Цель: углубить и расширить знания учащихся по физике, развивать у них интерес к познанию механических явлений, приобретение навыков самостоятельного изучения фундаментальных основ науки и их приложений, подготовка к продолжению физического образования и повышение уровня культуры по физике ( помочь учащимся сориентироваться и определить профиль будущей трудовой деятельности).

Задачи:

  1. Одна из главных задач – помочь учащимся сориентироваться и определить профиль будущей трудовой деятельности.
  2. Расширить и углубить знания учащихся по теме «Кинематика. Динамика».
  3. Познакомить учащихся со способами и методами решения нестандартных задач.
  4. Развивать практические и интеллектуальные умения учащихся, формировать такие качества личности как целеустремленность, настойчивость, аккуратность, внимательность, эстетические чувства, творческие способности.

Методы обучения: (активное обучение)

  1. Игровые
  2. Исследовательские
  3. Защита проектов
  4. Практикумы по решению задач
  5. Лекции
  6. Проведение лабораторных и практических работ
  7. Групповые, работа в парах.

Основные знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися при изучении курса «кинематика».

Знания Умения и навыки
понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, ускорение, угловая и линейная скорость, траектория, система отсчета - измерять и вычислять время, путь, перемещение, координату, скорость, ускорение;
- читать и строить графики зависимости кинематических величин от времени при равномерном и равноускоренном движении;
- решать задачи на определение проекции скорости, ускорения, координаты, пути, перемещения при равноускоренном движении тела по окружности с постоянной по модулю скоростью; изображать на чертеже при решении задач направления векторов скорости, ускорения;
- рассчитывать абсолютную и относительную погрешность при выполнении л/р и пр/р.

Основные знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися при изучении курса «динамика».

Знания Умения и навыки
понятия: материальная точка, сила ( сила тяжести, трения, всемирного тяготения, упругости, вес тела), невесомость, ИСО, НИСО.
Законы и принципы:
законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, зависимость силы трения скольжения от силы давления, импульс.
Практическое применение:
движение ИСЗ под действием силы тяжести, различие между весом тела и силой тяжести; понимать, что чем больше масса тела, тем меньше его ускорение при взаимодействии.
- измерять и вычислять физические величины: массу, силу, жесткость, коэффициент трения.
- читать и строить графики зависимости силы упругости от деформации, решать простейшие задачи на определение массы, силы.
- изображать на чертеже при решении задач направление векторов ускорения и силы.
- количественно выражать связь между массой и силой, силой трения и силой реакции опоры, силой тяготения, массой тел и расстоянием между ними.

Содержание изучаемого курса «кинематика».

Методы измерения скорости и ускорения; скорости, встречающиеся в природе и технике. Представление траектории и законов движения с помощью графиков и формул. Построение и чтение графиков законов движения. Кинематические характеристики в различных системах отсчета. Относительные и инвариантные величины. Изменение траекторий и скоростей при переходе от одной системы отсчета к другой. Скорость света. Принцип соответствия. Классический закон сложения скоростей и границы его применимости. Виды движения: прямолинейное и криволинейное; равномерное и равноускоренное.

Учебно-тематический план курса «кинематика».

Тема занятий кол-во часов форма занятий
1 Методы измерения скорости движения тел. 1 практикум
2 Практическая работа: «Измерение скорости движения тел в конце наклонной плоскости». 1 практикум
3 Оценка погрешностей при косвенных измерениях. 1 лекция
4 Механическое движение, материальная точка, система отсчета. 1 беседа
5 Скорости, встречающиеся в природе и технике. 1 беседа
6 Практическая работа: «Измерение мгновенной скорости движения тела». 1 практикум
7-8 Уравнения зависимости кинематических величин от времени для равномерного и равноускоренного движения. 2 практикум по решению задач
9 Построение и чтение графиков законов движения. 1 практикум
10-11 Кинематические характеристики движения тела в различных системах отсчета. 2 игра в парах, лекция
12 Относительность движения. 1 практикум
13-14 Классический закон сложения скоростей и границы его применимости, Скорость света в вакууме как предельная, инвариантная величина. 2 беседа, доклады учащихся
15 Движение по окружности, угловая скорость, центростремительное ускорение. 1 беседа, тестирование
16 Стробоскопический метод изучения движения. Понятие о кинематических схемах. 1 практикум, лекция
17 Итоговое занятие: «Защита проектов» (графиков исследования зависимости). 1 практикум

Содержание изучаемого курса «динамика».

Инерциальные системы отсчета. Принцип относительности, явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета. Искусственная тяжесть. Центробежные механизмы. Прямая задача механики. Знакомство с численным методом решения прямой задачи механики. Определение масс небесных тел. Практические способы измерения сил. Обратная задача механики – определение сил по закону движения и траектории. Законы Ньютона. Импульс. Принцип суперпозиции сил. Силы. Момент силы.

Учебно-тематический план курса «динамика».

Тема занятий кол-во часов форма занятий
1-2-3 ИСО. Законы Ньютона. Решение задач. 3 беседа, практикум
4 Силы в механике. Решение задач. 1 лекция
5 Прямая и обратная задачи механики. 1 практикум
6-7 Открытие закона всемирного тяготения Ньютоном – пример решения обратной и прямой задач механики. 2 доклад уч-ся
8-10 Практические способы измерения сил и масс.
Практические работы:
1) Определение массы тела.
2) Расчет и экспериментальное осуществление равноускоренного прямолинейного движения.
3) Расчет и измерение расстояния, пройденного телом под действием постоянной силы за известное время.
3 практикум
11 Определение масс небесных тел. 1 практикум
12 Принцип относительности Галилея. Роль Г. Галилея и И. Ньютона в развитии механики и техники. 1 доклад
13 Явления, наблюдаемые в НИСО. Искусственная тяжесть. Центробежные механизмы. 1 семинар
14-15 Общие условия равновесия тел. Момент силы. 2 лекция
16 Применение законов динамики при решении задач механики. 1 практикум
17 Итоговое занятие: тестирование (защита проектов). 1 практикум

Возможные творческие и конструкторские задания.

  1. Изготовление прибора для измерения массы тел в невесомости.
  2. Изготовление прибора для измерения сил.
  3. Изготовление отметчика времени.
  4. Изготовление моделей спидометра и акселерометра.

Учебно-методическое обеспечение курса:

  1. «Физика: Механика. Решение задач». М.: Дрофа, 1997. (дидактические материалы).
  2. «Мир механики и техники: Кн. Для учащихся». Иванов А.С., Проказа А.Т., М. Просвещение, 1993.
  3. Малафеев Р.И. «Проблемное обучение физике в средней школе: Кн. Для учителя 2-е изд. Дораб. М.: Просвещение, 1993.
  4. Хижнякова Л.С. Самостоятельная работа учащихся по физике в 9 классе средней школы: Дидакт. Материал. М.: Просвещение.
  5. Методика факультативных занятий по физике под редакцией О.Ф. Кабардина, В.А. Орлова. М.: Просвещение, 1998.
  6. Разумовский В.Г. «Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике», М.: Просвещение, 1995.