Цели урока:
- совершенствовать умения распознавать слова-признаки и слова предметы; повторить изученные орфограммы; формировать навыки грамотного и красивого письма;
- развивать орфографическую зоркость, внимание и память, речь;
- воспитывать положительную мотивацию к обучению, интерес к предмету, аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.
Оборудование: предметные картинки, веры с гласными буквами, сюжетные картинки, словарные слова, презентация, интерактивная доска.
Ход урока
I. Организационный момент.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!
II. Чистописание.
Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.
Работа в тетрадях по чистописанию
С.19, урок 42.
ж ш
Ж Ш
Ежиный жаркий тушь муж
(ж и ш всегда твёрдые согласные звуки, жи-ши пиши с буквой и) Слайд 2
На какие вопросы отвечают эти слова?
III. Объявление темы урока.
Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно
А безымянных нету
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.
Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим. Очень богат.
Сегодня мы поговорим о словах-признаках.
IV. Словарно-орфографическая работа.
Слайд 3
(проверка проходит кликанием правой кнопки мыши)
Учитель: Какие признаки предметов вы знаете?
Дети: цвет, вкус, запах, размер, высота, форма, вес…
Учитель: Прочитайте слова левого столбика. Назовите пропущенные непроверяемые гласные в корне слов-предметов
м…лина яг…да с…бака за…ц ябл…ко с…рока т…пор к…пуста |
цвет размер вкус величина запах |
Учитель: Составьте словосочетания: слово – предмет + слово – признак, используя слова левого столбика и признаки предметов справа.
Примерные словосочетания: сладкая малина, маленький заяц, красивая ягода, душистое яблоко, большая собака, хитрая сорока, большой топор, цветная капуста…
V. Физминутка.
Слайд 4
VI. Закрепление пройденного материала.
Учитель: Для чего в нашей речи используются слова- признаки?
Дети: Для того. Чтобы точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь красивой, выразительной.
Учитель: Послушайте загадку. В ней используются признаки предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.
Загадка. Слайд 5
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Кто это?
Дети: Сорока.
Учитель: Какие признаки предмета названы?
Дети: Цвет, длина хвоста.
Учитель: Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса.
Учитель: На какие вопросы отвечают слова-признаки?
Дети: Слова-признаки отвечают на вопросы какой? (-ая, -ое, -ие).
Учитель: С какими словами они связаны?
Дети: Со словами-предметами.
VII. Работа по учебнику.
а) упр. 75, с.48.
Дописать в каждое предложение по 2 слова-признака.
Мой друг……, хороший, весёлый.
Моя……книжка……, интересная, любимая.
Летнее солнышко горячее,…...., жгучее.
Я люблю мультфильмы……, смешные, весёлые.
1 задание. Разделить слова для переноса.
Ха-рак-тер, ха-рактер, харак-тер;
Лю-би-мая, лю-бимая, люби-мая.
2 задание. Звукобуквенный анализ слова КНИЖКА
Книж-ка – [кн´ишка], 5 букв,5звуков, 2 слога
б) Составление предложений
упр. 76, с. 48.
Алгоритм работы в парах. Слайд 6
VIII. Дидактическая игра «Кто больше придумает».
Слайды 7-9
Цель: развивать воображение, устную речь, закрепить учебный материал посредством использования игровой мотивации.
Описание: класс делится на группы и каждая группа получает сюжетную картинку (можно использовать иллюстрации к сказкам).
Задание: придумать как можно больше словосочетаний (слова-признаки +слова-предметы).
IX. Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Понравился ли вам урок? Что вам больше понравилось на уроке?
X. Самооценка.
Слайд 10 Какое у вас настроение на конец урока? Какой смайлик соответствует вашему настроению?
XI. Домашнее задание.
Составить и записать в тетради по 6 словосочетаний слово-предмет + слово-признак.
Список использованной литературы:
- Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Русский язык 2 класс, 2010.
- Программа. Образовательная система «Школа 2100». Начальная школа. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 2 класс. М.: Баласс, 2010.
- Русский язык. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В./ авт.-сост. Г.Н. Штодина. – 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2010.
- Электронное пособие. Русский язык. Поурочные планы. 1-2 классы. Издательство «Учитель», 2009.
- Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. //М.: Издательский центр «Академия», 2007.