Урок русского языка во 2 классе. Тема: Упражнения в подборе слов - признаков

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. совершенствовать умения распознавать слова-признаки и слова предметы; повторить изученные орфограммы; формировать навыки грамотного и красивого письма;
  2. развивать орфографическую зоркость, внимание и память, речь;
  3. воспитывать положительную мотивацию к обучению, интерес к предмету, аккуратность в работе, чувство товарищества и взаимопомощи.

Оборудование: предметные картинки, веры с гласными буквами, сюжетные картинки, словарные слова, презентация, интерактивная доска.

Ход урока

I. Организационный момент.

Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти!

II. Чистописание.

Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу
Сяду прямо не согнусь
За работу я возьмусь.

Работа в тетрадях по чистописанию

С.19, урок 42.

ж ш
Ж Ш

Ежиный жаркий тушь муж

(ж и ш всегда твёрдые согласные звуки, жи-ши пиши с буквой и) Слайд 2

На какие вопросы отвечают эти слова?

III. Объявление темы урока.

Всему название дано –
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно
А безымянных нету
И всё, что может видеть глаз –
Над нами и под нами, –
И всё, что в памяти у нас, –
Означено словами.

Сколько чудесного и таинственного прячется за этими словами. Язык, на котором мы говорим. Очень богат.

Сегодня мы поговорим о словах-признаках.

IV. Словарно-орфографическая работа.

Слайд 3

(проверка проходит кликанием правой кнопки мыши)

Учитель: Какие признаки предметов вы знаете?

Дети: цвет, вкус, запах, размер, высота, форма, вес…

Учитель: Прочитайте слова левого столбика. Назовите пропущенные непроверяемые гласные в корне слов-предметов

м…лина
яг…да
с…бака
за…ц
ябл…ко
с…рока
т…пор
к…пуста
цвет
размер
вкус
величина
запах

Учитель: Составьте словосочетания: слово – предмет + слово – признак, используя слова левого столбика и признаки предметов справа.

Примерные словосочетания: сладкая малина, маленький заяц, красивая ягода, душистое яблоко, большая собака, хитрая сорока, большой топор, цветная капуста…

V. Физминутка.

Слайд 4

VI. Закрепление пройденного материала.

Учитель: Для чего в нашей речи используются слова- признаки?

Дети: Для того. Чтобы точно описывать предметы, чтобы делать нашу речь красивой, выразительной.

Учитель: Послушайте загадку. В ней используются признаки предмета. По ним мы безошибочно кого-то узнаем.

Загадка. Слайд 5

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Кто это?

Дети: Сорока.

Учитель: Какие признаки предмета названы?

Дети: Цвет, длина хвоста.

Учитель: Обыкновенные сороки являются оседлыми птицами. Они обитают в небольших лесах, парках, садах, рощах, перелесках, часто неподалёку от человеческого жилья. Избегают густого леса.

Учитель: На какие вопросы отвечают слова-признаки?

Дети: Слова-признаки отвечают на вопросы какой? (-ая, -ое, -ие).

Учитель: С какими словами они связаны?

Дети: Со словами-предметами.

VII. Работа по учебнику.

а) упр. 75, с.48.

Дописать в каждое предложение по 2 слова-признака.

Мой друг……, хороший, весёлый.
Моя……книжка……, интересная, любимая.
Летнее солнышко горячее,…...., жгучее.
Я люблю мультфильмы……, смешные, весёлые.

1 задание. Разделить слова для переноса.

Ха-рак-тер, ха-рактер, харак-тер;
Лю-би-мая, лю-бимая, люби-мая.

2 задание. Звукобуквенный анализ слова КНИЖКА

Книж-ка – [кн´ишка], 5 букв,5звуков, 2 слога

б) Составление предложений

упр. 76, с. 48.

Алгоритм работы в парах. Слайд 6

VIII. Дидактическая игра «Кто больше придумает».

Слайды 7-9

Цель: развивать воображение, устную речь, закрепить учебный материал посредством использования игровой мотивации.

Описание: класс делится на группы и каждая группа получает сюжетную картинку (можно использовать иллюстрации к сказкам).

Задание: придумать как можно больше словосочетаний (слова-признаки +слова-предметы).

IX. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Понравился ли вам урок? Что вам больше понравилось на уроке?

X. Самооценка.

Слайд 10 Какое у вас настроение на конец урока? Какой смайлик соответствует вашему настроению?

XI. Домашнее задание.

Составить и записать в тетради по 6 словосочетаний слово-предмет + слово-признак.

Список использованной литературы:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. Русский язык 2 класс, 2010.
  2. Программа. Образовательная система «Школа 2100». Начальная школа. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. 2 класс. М.: Баласс, 2010.
  3. Русский язык. 2 класс. Поурочные планы по учебнику Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В./ авт.-сост. Г.Н. Штодина. – 2-е изд.- Волгоград: Учитель, 2010.
  4. Электронное пособие. Русский язык. Поурочные планы. 1-2 классы. Издательство «Учитель», 2009.
  5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. //М.: Издательский центр «Академия», 2007.

Презентация.