Тип урока: изучение нового материала
Цели: Обеспечить усвоение знаний о строении прокариотических клеток в сравнении с эукариотическими.
Задачи:
- Образовательная: расширить представление учащихся о бактериях, о роли различных бактерий в природе, практической значимости в жизни человека;
- Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения проводить исследования и самостоятельно делать выводы, развивать умение учащихся проводить сравнения разных групп организмов, развивать интерес к многообразию бактерий, привлекать информацию из дополнительных источников.
- Воспитательная: продолжить формирование навыков работы в группах, способствовать формированию бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Компьютер с мультимедийным проектором.
- Электронное учебное издание.
- Презентация учащихся.
- Учебник биологии для 10 класса.
- Таблицы: «Бактерии», «Клетка».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Демонстрация перед учащимися пакетов кефира и молока.
Вопрос учащимся: Какая между ними связь? Определение темы урока, задач.
Мы сегодня изучим надцарство Прокариот, к которым относятся и эти кисломолочные бактерии. Мы уже изучили с вами эукариотическую клетку на прошлых уроках. Наши задачи на сегодняшний урок выяснить строение прокариотической клетки и сравнить между собой эти клетки. Давайте сейчас с вами вспомним какие организмы относятся к эукариотам? Какие органоиды присутствуют в эукариотических клетках? Покажите их на таблице «Клетка».
III. Работа учащихся по группам.
Перед учащимися демонстрируются схемы двух клеток (эукариотическая и прокариотическая). Сравнивая их между собой учащиеся выясняют, что прокариоты имеют отличительные особенности строения, заполняют таблицу, делают выводы.
Обсуждение между группами.
Схема прокариотической и эукариотической клеток
признаки | прокариоты | эукариоты |
Ядро | ||
Рибосомы | ||
Митохондрии | ||
Комплекс Гольджи | ||
ЭПС | ||
Центриоль | ||
Лизосомы | ||
Клеточная оболочка | ||
Вакуоли | ||
Мезосомы | ||
Органоиды движения |
IV. Демонстрация учащимся с помощью мультимедийного проектора электронного учебного урока.
Во время показа учащиеся делают следующие записи в тетради.
Прокариоты
Настоящие бактерии Архебактерии Оксифотобактерии
Строение.
Не имеют ядра, мембранных органоидов, их функции выполняют мезосомы. В состав клеточной стенки входит муреин.
Размножение. Путем деления. Половое размножение встечается редко. При этом бактерии обмениваются как участками хромосом, так и особыми маленькими кольцевыми двуцепочными молекулами ДНК – плазмидами.
При неблагоприятных условиях бактерии образуют споры.
Формы бактерий: кокки, вибрионы, спириллы, стрептококки, сарцины.
По отношению к кислороду: аэробы и анаэробы
По способу питания: гетеротрофы и автотрофы
V. Вопросы к классу:
- Как называется наука изучающая бактерии?
- Как бактерии размножаются?
- Что происходит с бактериями при наступлении неблагоприятных условий?
- На какие группы делятся бактерии по отношению к кислороду?
- На какие группы делятся по способу питания?
- Где встречаются бактерии?
- Какую роль они играют?
- Могла ли существовать жизнь на Земле без бактерий?
(Выслушиваются и обсуждаются ответы учащихся).
VI. Проблемный вопрос:
Эукариотические клетки или прокариотические клетки появились первыми в процессе эволюции?
Обсуждаются ответы учащихся.
VII. Выслушиваются группы учащихся с готовыми презентациями.
До проведения данного урока учащимися были выбраны темы проектов, которые они должны были оформить в виде презентаций.