Цели урока: развитие умений выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение произведения.
Задачи урока:
– знакомить с творчеством русского поэта, его
стихотворением;
– развивать навыки выразительного чтения,
творческие способности детей;
– формировать умения анализировать
произведения, работать в малых группах (парах).
Оборудование и материалы: репродукции художников.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Конкурс на лучшего чтеца.
(Выразительное чтение стихотворения “Весна, весна” Е.Баратынского).
– Какие слова можно подобрать для выражения чувств к стихотворению? (Даны на доске: приподнятое, восторженное, торжественное, ласковое, торжествующее, радостное, веселое, смешное, нежное)
– Какие приемы помогают создать такое настроение? (Много восклицательных предложений, повторы, короткие слова – неполные прилагательные и неполногласные слова: древа, жавронок. Обилие слов, которые не употребляются в повседневной речи, а только в книжной).
3. Работа над новым материалом.
Сообщение темы. (Дана на доске).
– Какие цели на урок поставим?
- Вспомнить творчество и биографию поэта;
- Научиться выразительно читать;
- Понять главную мысль стихотворения;
- Дать анализ.
- Рассказ учителя о творчестве поэта.
- Выразительное чтение стихотворения учителем.
– Какие произведения этого поэта мы уже читали?
– О чем они? (О красоте природы, о любви к природе).
– О чем это стихотворение?
– Кто его главные герои?
– О чем просят дети птичку?
– Что она им отвечает?
3. Физкультминутка.
4. Работа в группах.
1. Самостоятельное чтение про себя.
– Разберите произведение (паузы).
– Выделите ударные слова (логическое ударение).
– Подберите интонацию.
2. Выразительное чтение детьми вслух.
5. Анализ и работа с текстом.
– Опишите, какими вы представляете детей?
– Опишите, какой представляете птичку?
– Какие птицы и почему улетают на юг?
– Что об этом говорит автор?
– Опишите, как вы представляете беседу детей и птички? (место. Время, внешний вид).
– Где происходит разговор птички с детьми?
– Мог бы этот разговор состояться в городе? (нет – суета, шум).
– Как вы понимаете выражение “сельский быт”? (это окружающая обстановка людей села, повседневная работа, образ жизни, обычаи, традиции).
– Многие художники в своем творчестве обращались к сельскому быту. Посмотрите репродукции к картинам известных художников.
(Просмотр слайдов)
Маковский В.Е. “Крестьянские дети”, “Пастушки”, “Крестьянские мальчики”,
Венецианов А.Г. “Спящий пастушок”
– Скажите, откуда звучит грусть в стихотворении, почему?
(Поля убраны, осень, природа замирает).
– Посмотрите, созвучны ли данные репродукции с нашим стихотворением?
Левитан И.И. “Осень. Дорога в деревне”, “Сжатое поле”,
Нестеров М.В. “Осень в деревне” (просмотр слайдов)
– Как называется прием “разговор детей и птички”, который использовал поэт в стихотворении? (олицетворение).
– Почему меняется ритм в стихотворении? (чтобы показать, как быстро время пролетит и птичка прилетит назад).
Чтение стихотворения по ролям в парах.
– В чем суть разговора птички с детьми?
6. Итог урока.
– С каким произведением познакомились?
– Достигли ли цели?
Рефлексия “Метод шести шляпок”.
1. Белая шляпка:
– Что понравилось в уроке?
2. Красная шляпка:
– С какими трудностями столкнулись на уроке?
3. Желтая шляпка:
– Что легко давалось?
4. Зеленая шляпка:
– Где в дальнейшем можете использовать эти знания?
5. Черная шляпка:
– Что не понравилось, что бы вы хотели изменить?
6. Синяя шляпка:
Учитель подводит итог, оценивает ответы учащихся, выставляет отметки.
7.
Домашнее задание.1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Творческое задание: составить рифму к строчке.
“Птички улетели (-ют)”.