Ориентировка в пространстве

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи урока:

  1. Развивать у детей пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, перед, за, между, рядом.
  2. Закреплять ориентировку на листе бумаги (слева, справа, вверху, внизу, в середине).
  3. Учить ориентироваться по плану, схеме, в конкретной ситуации.
  4. Закреплять умение располагать геометрические формы на плоскости, согласно инструкции.
  5. Развивать у детей мышление, умение ориентироваться в группе, расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов.

Материал к занятию.

Демонстрационный: фланелеграф, картинки, геометрические формы, мяч, коробочка-сюрприз.

Раздаточный: пеналы с геометрическими формами, карточки-схемы, карточки-квадраты, “замочки и ключи” с геометрическими формами, карандаш.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Игра “Откроем замочек” – дети подбирают “ключик” с геометрическими формами, расположенными также, как на “замочке” и садятся.

Вопросы к детям: где находится красный треугольник на твоем “замочке”? между какими фигурами находится зеленый круг на твоем “ключике”? и т.д.

2. Игра “Кто, где?”.

На фланелеграфе – елочка.
Над елочкой – солнце.
Под елочкой – проталины.
Справа от елочки – заяц.
Слева от елочки – еж.
За елочкой – волк.

Вопросы к детям: где на фланелеграфе елочка? Где ежик? И т.д.

3. Игра “Выложи по образцу”.

На фланелеграфе воспитатель выкладывает геометрические формы:

В середине – круг
В правом верхнем угла – овал
В правом нижнем углу – прямоугольник
В левом верхнем углу – квадрат
В левом нижнем углу – треугольник

Дети выкладывают по образцу.

Вопросы к детям: что ты выложил в правый нижний угол? Что находится в середине? И т.д.

4. Физ. минутка “Что, где?”

Дети стоят в кругу. В центре круга воспитатель с мячом. Он бросает мяч ребенку и спрашивает: “Где стол?”. Ребенок, поймавший мяч, отвечает: “Впереди меня”, – и бросает мяч педагогу.

Вопросы к детям: позади тебя что? (окно), ширма от тебя где? (справа), Маша стоит где? (слева) и т.д.

5. Игра “К Барби в гости”.

Воспитатель: “Кукла Барби купила мебель и пригласила нас посмотреть, как она ее расставила”.

Вопросы к детям: где стоит диван? (диван стоит у правой стенки), что стоит справа от окна? (часы), где стоит торшер? (торшер стоит слева от дивана), где Барби поставила стол? (в середине комнаты).

6. “Найди сюрприз”.

Барби раздает детям карточки-схемы, предлагает найти и обозначить свое место и поискать сюрприз.

Итог. Что мы узнали на занятии? (Мы отвечали на вопросы, Мы играли в игры, мы выкладывали геометрические фигуры на фланелеграфе и т.д.)

Молодцы, хорошо сегодня занимались и давайте поиграем с новой мебелью Барби.

Литература:

  1. А.И.Калинченко “Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи”. – М., 2005 г.
  2. В.П.Новикова “Математика в детском саду”. – М., 2008 г.
  3. Л.А.Венгер “Игры и упражения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста”. – М. 1989 г.