I. Вступление.
Стандарты нового поколения, а теперь и задачи системы образования направлены на то, чтобы делать все возможное для достижения оптимального качества образования. Но это не столько потребительское отношение к образованию, сколько создание условий для обучения и организация образовательного процесса. Это поможет сократить разницу между социальными потребностями общества и личными желаниями обучаемого и мнением его родителей. Задача учителя не просто формировать или развивать необходимые качества в рамках образовательного процесса, но и взаимодействовать для этого со средой, в которой растет ребенок. Ведь ученик – это не только “продукт” школьного образования, но и часть социальной среды.
Идея такого мероприятия возникла в связи с тем, что с каждым годом становится все труднее поддерживать интерес учащихся к изучению “необязательных” предметов. К тому же химия относится к категории достаточно сложных предметов. И у учащихся 8-х классов, убедившихся, что химия – это далеко не пиротехника, мотивация к активному изучению предмета ослаблена. Так как основные производства в нашем городе связаны с химией – металлургическое предприятие “Электросталь”, атомная промышленность, химическое производство, то профессии требуют определенных знаний и навыков. Это побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.
Основными задачами нашей работы считаем:
– развитие и формирование устойчивого познавательного интереса к предмету на
основе активизации мыслительной деятельности школьников;
– развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности детей;
– коммуникативности, отзывчивости и чувства ответственности;
– формирование ИКТ – компетентности учащихся.
Реализацию этих задач мы осуществляем, используя игровые и познавательные технологии. Игра конкурс “Посвящение в химики” проводится уже четвертый год и стала хорошей традицией. Позитивным итогом является то, что многие школы города стали проводить такие мероприятия ежегодно в рамках своего МОУ.
Оформление зала.
- Надписи “300-летие М.В.Ломоносова”, “Виват, наука!”
- Портреты ученых.
Занимательные опыты.
- Дым без огня (конц. Аммиак, конц. соляная кислота, два стакана).
- Выделение CO2 (высокий цилиндр, р-р карбоната натрия, кислота, поддон).
- Вулкан (поддон, бихромат калия, спирт, спички).
- Несгораемый платок (платок, спирт, вода, тигельные щипцы).
Действующие лица.
- Ведущий.
- М.Ломоносов.
- Императрица Елизавета Петровна.
- Граф И.И.Шувалов.
Вспомогательные средства.
- Музыка из кинофильма “Приключения Шурика”.
- Презентация.
- Печатные задания командам.
II Основная часть.
2.1 Ведущий (слова ведущего сопровождаются показом слайдов).
(Презентация 1.) (Слайд 1)
Имя Михаила Васильевича Ломоносова мы называем одним из первых в ряду самых замечательных представителей отечественной науки и культуры. Это имя уже 300 лет восхищает пытливые умы человечества. Оно появляется на страницах учебника Отечественной истории, мы знакомимся с поэзией Ломоносова на уроках литературы, острый ум и талант этого человека не обошел стороной и точные науки – физику, химию, математику. Многие идеи Ломоносова опередили науку его времени на столетие.
(Слайд 2)
Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Мишанинском, Куростровской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года. Его отец, Василий Дорофеевич, происходил из зажиточной семьи, занимавшийся в основном рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна Сивкова – была дочерью дьячка соседней волости.
(Слайд 3)
Михаил рано научился читать, был любознательным и вдумчивым мальчиком. Он перечитал все книги, какие мог достать в деревне. В 14 лет Ломоносову в руки попала российская физико-математическая энциклопедия того времени – “Арифметики” Магницкого и славянские грамматики Смотритского. И это определило его дальнейшую судьбу.
(Слайд 4)
На родине Ломоносов дальше обучаться не мог. Как крестьянскому сыну, ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу. Юноша в зимнюю стужу 1730 года практически без средств, пешком отправился в Москву. Чтобы поступить в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию Михаил выдал себя за отпрыска холмогорского дворянина. Очень велика была тяга к наукам и знаниям у этого деревенского мальчика.
(Слайд 5)
Успехи Ломоносова в учебе были поразительны. За 5 лет обучения он одолел не одну науку, освоил латинский язык, русский, математику. Но мысли Михаила занимали практические науки.
Счастливый случай круто повернул судьбу Михаила Васильевича. В 1735 году, по запросу президента Петербургской Академии наук барона Корфа, Ломоносова с другими двенадцатью учениками “в науках достойными” был направлен в Петербург в качестве студента института, организованного при Академии наук.
В институте Ломоносов старался как можно больше накопить впечатлений, “испытать” проявления законов науки, изучить первопричины явлений. Часто до глубокой ночи засиживался в академических мастерских, лабораториях, библиотеке. Служитель выгонял студента, а он прятал под одеждой книгу и остаток ночи проводил за ее чтением.
Эта редкая работоспособность воспитанника Спасских школ была замечена, и когда возникла возможность послать за границу трех более подготовленных студентов для специализации в области химии, металлургии и горнорудного дела, президент академии без колебаний принял кандидатуру Ломоносова.
Пять лет жизни и учебы в Марбургском институте в Германии не прошли для Михаила Васильевича даром. Ломоносов изменил свои взгляды на культуру, устройство общества, образование за границей и в России. Он мечтал о развитии и преумножении славы и признания культуры и науки России. Мечтал о российских университетах и преподавателях соотечественниках.
Он был ученый и поэт.
Он размышлял про тьму и свет.
В чем сходство стужи и тепла?
Что можно сделать из стекла?
Как получается фарфор?
И что таится в недрах гор?
Он краски изучал и свет.
Он создал университет.
Своей, рискуя головой,
разряд измерил грозовой.
Был в красноречии силен.
Историк он, географ он.
И как сказал о нем поэт:
“он сам был – университет!”
2.2 Сцена первая. На сцене стол и оборудование для опытов. Выходят на сцену граф И.И.Шувалов и императрица Елизавета Петровна, продолжая разговор.
Шувалов – матушка царица Елизавета Петровна.
Санкт-Петербург, 1750 год.
Собрались мужи ученые,
Занимали кресла точеные,
Рукава белели манжетами,
На шеях – цепочки с лорнетами.
Парики обсыпаны пудрою.
Говорили все речи мудрые.
Обсуждали вопрос горения,
Почернения веществ, побурения.
Ел. Петр. – Я поверю Вам.
Все видали горение дерева.
Потемнеет оно и скрючится:
Флогистон из него улетучится.
Флогистон объясняет горение.
Шувалов. – Да. Я выражаю свое восхищение!
Вы императрица умны и образованы.
Вы нам богом дарованы.
Входит М.Ломоносов.
О Дочь Великого Петра!
Щедроты твои преогромны.
И музы наук все довольны,
Ты к счастью открываешь дверь!
Но мола в науках тех толку,
Ежели в отечестве не взращиваем свои научные умы.
Ежели темны и невежественны народы твои императрица…
Грохот за сценой . выбегает лаборант в сильно помятом виде.
М.Ломоносов –
Опять бездельник, неуч – грамотей!
Позорить ты науку взялся.
Усвой ученья моего пример.
Следи за действом и справно запиши рецепты…
Идет показ опытов.
Уразумел. Бездельник?
Ел. Петр. –
Ты Ломоносов в своей науке справен.
Чего ты хочешь от меня?
М.Ломоносов. –
Прошу тебя императрица и графа Шувалова.
Поддержите мою горячую просьбу об учреждении в Москве матушке университета для
взращивания наших отечественных талантов в разных науках. Хватит нам кланяться
на запад. Наша Отчизна богата и умами и талантами.
Ел. Петр. – Да ой ли! Батюшка, Михайло Васильевич! Какие у нас таланты? Эти что ли отроки? (Обращение в зал.)
М.Ломоносов – А устройте им испытание, матушка Елизавета Петровна.
Ел. Петр. – Ну что же. Так тому и быть. Повелеваю приступить к испытаниям сиим отрокам.
Все действующие лица с почтение следуют за императрицей.
2.3 Ведущий объявляет ИСПЫТАНИЕ ПЕРВОЕ “НАЙДИ ОШИБКИ ГОРЕ ЛАБОРАНТА”.
2.4 Сцена вторая на сцене М.Ломоносов и граф И.И.Шувалов.
Шувалов. – Михайло Василевич, я слышал, испытываешь нужду в средствах и материалах. Говори. Что тебе для работы необходимо.
М.Ломоносов. – Составил я рапорт тебе Иван Иванович:
Мне потребно десяток реторт,
Соли пуд, купороса, угля,
Все химических опытов для.
И дубовых досок для полов.
Шувалов. – Хорошо…
Отпустить … пятнадцать рублев.
Уходят.
Ведущий.
Вставал он ни свет, ни заря.
Ни минуты, потраченной зря.
Только опыт, да точный расчет.
В канцелярию подан отчет.
Что потратил – в отчете есть,
А что сделал – потомкам не счесть.
2.5 Объявляем ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ “М.Ломоносов в лаборатории”.
Посмотрите на сайт и назовите знакомое вам лабораторное оборудование.
2.6 Сцена третья М.Ломоносов сидит на сцене за столом и пишет.
М.Ломоносов. –
Север, север, русский север
А мне, то слово душу разбудило!
Хорошая народная молва
Про Холмогоры издавна ходила.
Тот городок я вижу, как живой…
Ветра, просторы, моря шум.
И тяга к книге у мальчишки…
“Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха,
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне.
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Всякий народ к наукам способен.
У всякого народа свои ученые умы.
Всякий народ любит и чтит свое Отечество.
По названиям оным и открытиям можно географию науки изучать…
2.7 Ведущий объявляет ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ “Химия в географии Земли”.
Сопоставьте название химического элемента и географический объект.
2.8 Сцена четвертая. М.Ломоносов беседует с ведущим.
М.Ломоносов. –
Было ложное ученье,
Был неправильный закон:
“Что подвержено горенью,
То содержит Флогистон”.
“Флогистон” – горючий значит.
Он из печки в небо скачет.
Если дым со всех сторон –
Разгулялся флогистон.
Ведущий. Но позвольте…
М.Ломоносов. –
Смотрите и не спорьте!
В запаянной реторте
Свинец я грею. Отчего
Металла потемненье?
Ведущий.
Забрался флогистон в него,
С теплом проник он сквозь стекло.
М.Ломоносов. –
Не в этом суть горенья!
Реторту запаял я сам.
Я верю числам и весам.
Ничуть не изменился вес
Реторты раскаленной.
Нет, сквозь стекло он не пролез,
Ваш флогистон хваленый!
Ведущий.
А все ж свинец темнее стал!
М.Ломоносов. –
Часть воздуха вошла в металл,
И оттого он черный!
Ведущий.
Не знали слова кислород.
Но видел далеко вперед
Великий наш Ученый!
2.9 Ведущий.
Объявляем ЧЕТВЕРТОЕ ИСПЫТАНИЕ “Рассчитай массовую долю кислорода в сложном веществе”.
2.10 Сцена пятая ведущий обращается к залу.
Ведущий.
Мы гением считаем М.Ломоносова неспроста. Попробуйте, шутя,
представить нам закон научный…
Случилось вместе два Астронома на пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: “Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?”
Он дал такой ответ: “Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров,
Который бы вертел очаг кругом жаркого?”
Шутит хорошо тот, кто много знает.
2.11 Ведущий.
Объявляем ПЯТОЕ ИСПЫТАНИЕ “Слова перевертыши”.
(Выходят участники спектакля.)
Шувалов. Что ж Ваше Величество императрица Елизавета Петровна, каким будет ваше решение?
Ел. Петр. – Университету быть!
М.Ломоносов. –
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободрены,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
III. Заключение.
Заключительное слово жюри и награждение.
Презентация 2. Презентация к конкурсам.
Презентация 3. Презентация к конкурсу 1.
Приложение 6.
Приложение 7.
Приложение 8. Музыка для конкурса 1.
Приложение 9. Музыка для сопровождения всех
конкурсов.
Литература.
- М.В. Ломоносов. Избранные произведения. М. Наука, 1986 г.
- http://znaniya-sila.narod.ru/people/000_05.htm
- wikipedia /Ломоносов,_Михаил_Васильевич
- lomonosov300.ru
- to-name.ru/biography/mihail-lomonosov.htm www.alhimik.ru/great/lomonos.html
- imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=last_update...
- library.istu.edu/hoe/personalia/lomonosov.pdf – Россия
- www.litra.ru/biography/get/biid/00843091299970431384/
- all-biography.ru/.../lomonosov-mixail-vasilevich-lomonosov-11. mikhail…
- rusnauka.narod.ru/lib/lomonosov_m/lomonosov.htm
- schoolchemistry.by.ru/ximiki/lomonosov.htm
- ricolor.org/history/eng/enciklop/lomonosov/biogr/
- www.wisdoms.ru/avt/b133.html
- www.lomonosow.org.ru/lib/sa/author/100002
- www.alhimik.ru/great/lomonos.html
- slovo.ws/bio/rus/Lomonosov_Mihail_Vasilevich/06.html
- 5ballov.qip.ru/referats/preview/93145
- works.tarefer.ru/94/100023/index.html
- runauka.2bb.ru/viewtopic.php?id=11
- lomonosov.name/articles_3_10.html
- lomonosovsvd.narod.ru/himia.htm