Пояснительная записка
Интегрированный элективный курс “Решение текстовых задач посредством составления компьютерных программ” предназначен для учащихся 9-х классов, если базовый курс по информатике изучается в 8-9-х классах, и для учащихся 10-11-х классов в зависимости от того, в каком полугодии изучается раздел “Программирование”.
Необходимость реализации курса обусловлена тем, что во всех школьных учебниках есть текстовые задачи, но они не подобраны по тематике и у учащихся нет прочных знаний, сформированных умений и навыков решения таких задач. Но текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, а также в КИМы ЕГЭ. Также снижается количество часов на изучение основ информатики и программирования до 1 часа в неделю и учебного времени недостаточно для формирования у учащихся навыков составления программ.
Решение текстовых задач в школьной математике играет большую роль. Текстовые задачи имеют не только классификацию по их видам, но и по типу их решения. Данные задачи решаются арифметическим и алгебраическим способами, а также с помощью компьютера, если правильно составить программу на одном из компьютерных языков, то с помощью одной программы можно решить целый блок аналогичных задач. Одним из компонентов элективного курса является компетентностный подход, акцентирующий внимание на результате обучения и усиливающий прикладной и практический характер школьного образования.
Предлагаемый курс позволит систематизировать уже полученные знания на уроках математики и информатики. Отработать умения и навыки решения текстовых задач, начиная с простых, заканчивая задачами из экзаменационных материалов, а также позволит сформировать устойчивый интерес к названным предметам и подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ как по информатике, так и по математике.
Данный курс имеет прикладное и образовательное значение, намечает и использует целый ряд межпредметных связей с физикой, химией, экономикой.
Курс позволяет учащимся глубже познакомиться со стандартными и нестандартными приемами решения различных видов задач, успешно развивает логическое мышление, умение найти оптимальный способ решения и составить компьютерную программу, а также подобрать или составить самостоятельно ряд задач соответствующих данной программе.
В процессе изучения этого курса учащиеся вырабатывают навыки самостоятельной работы, умения работать с учебной книгой, справочной литературой.
Содержание курса предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, составление компьютерной программы, апробацию ее работы для решения аналогичных задач, самостоятельную работу.
Данный курс является интегрированным, как среда для реализации задач используется среда программирования Turbo Pascal, что позволяет актуализировать рассматриваемые задачи, активизировать процесс обучения, повысить мотивацию учащихся к учебному процессу. Хотя изучаемый объем операторов языка программирования небольшой, но и он позволяет реализовать решение большого класса задач, связанных с химией, физикой и экономикой.
Цель программы:
- Развивать умения решать текстовые задачи и соответствующие компетенции применения их в реальной жизни.
Задачи:
- Вооружить учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для решения различных типов задач.
Систематизировать знания по решению текстовых задач.
Развивать и укреплять межпредметные связи.
Привить учащимся основы компьютерной грамотности.
Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
В результате освоения курса учащиеся должны
- иметь представление об языке программирования Pascal;
- понимать содержательный смысл текстовых задач;
- знать основные функции и операторы языка программирования Pascal;
- знать основные формулы, приемы и алгоритмы для решения некоторых видов текстовых задач;
- уметь решать текстовые задачи с помощью алгоритмов, арифметическим или алгебраическим способами;
- уметь составлять компьютерные программы на языке Pascal, для решения целого класса задач;
- уметь подбирать задачи под готовый алгоритм;
- владеть навыками работы с персональным компьютером;
- владеть навыками работы с дополнительной методической и научной литературой.
Так как в математике множество различных видов текстовых задач (движение, работа, простые и сложные проценты, процентное содержание, концентрация, арифметическая и геометрическая прогрессии, задачи на части и т.д.), то предлагаемое тематическое планирование, возможно, варьировать в зависимости от интересов учащихся и их возможностей.
Основой проведения занятий может служить деятельностный подход, который обеспечивает системное включение учащегося в процесс самостоятельного решения поставленных задач и позволяет проводить разноуровневое обучение.
Курс основан на овладение материалом преимущественно самостоятельными усилиями учащихся при направляющей роли учителя. Практические задания по темам дают возможность ученику самостоятельно учиться, приобретать, углублять и пополнять знания, работая с различными источниками информации.
Курс рассчитан на 34 часа.
По окончанию элективного курса учащимся выдаются именные сертификаты, в которых указано количество баллов, полученных во время итогового занятия.
На основе данной программы может быть реализовано формирование у учащихся навыков работы не только с языком программирования Pascal, но и с другими языками программирования.
Содержание курса
Тема № 1: Основные операторы языка Pasсal.
Лекция – разъяснение по теме “Основные операторы языка программирования”.
На первом занятии сообщаются цели и задачи курса. Учащиеся знакомятся с основными функциями и операторами языка программирования Pascal, получают основные навыки составления простейших программ. Выполняют тренировочные упражнения по использованию среды программирования языка Turbo Pascal.
Тема № 2: Решение задач на простые проценты.
Лекция с элементами беседы, на которой учащиеся вспоминают основные алгоритмы решения задач на простые проценты: а) нахождение процента от числа, б) нахождение числа по его проценту, в) нахождение процента одного числа от другого. Практическое занятие по решению текстовых задач по данной теме. Лабораторная работа по составлению компьютерных программ для решенных ранее задач и подбор задач к составленным программам.
Тема № 3: Решение задач на сложные проценты.
Показ широты применения процентных расчетов в жизненных ситуациях. Учащиеся решают задачи связанные с банковскими расчетами. Выполняют практические и лабораторные работы.
Тема № 4: Решение задач на процентное содержание, сплавы и концентрацию.
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества и процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач. Выполняют практические и лабораторные работы.
Тема № 5: Решение задач на работу.
Повторение учащимися понятий совместной работы, производительности. Формирование умений по составлению алгоритмов для решения задач на работу.
Практическое занятие по решению текстовых задач по данной теме. Лабораторная работа по составлению компьютерных программ для решенных ранее задач и подбор задач к составленным программам.
Тема № 6: Решение задач на движение.
Повторение основных формул и типов задач на движение: а) движение по и против течения реки; б) скорость вдогонку; в) скорость удаления и сближения. Практическое занятие по решению текстовых задач по данной теме. Лабораторная работа по составлению компьютерных программ для решенных ранее задач и подбор задач к составленным программам.
Тема № 7 : Итоговое повторение.
Обобщить и систематизировать полученные знания. Реализация индивидуальных проектов средствами языка программирования Pascal (Каждый учащийся выбирает задачу из ранее изученных тем и разрабатывает по ней программный подукт).
Тема № 8: Зачетное занятие.
Проводится в форме деловой игры “Математический марафон”.
Примерное тематическое планирование курса
№ п/п |
Тема |
Форма |
Количество часов |
Деятельность учащихся |
1. |
Знакомство с основными функциями и операторами языка программирования Pascal |
Лекция-разъяснение практические, занятия |
4 |
Слушают, записывают, задают вопросы, выполняют тренировочные упражнения. |
2. |
Решение задач на простые проценты. |
Лекция с элементами беседы, практические занятия, лабораторная работа |
4 |
Составляют алгоритм решения задач.
Составляют компьютерную программу. Подбирают задачи к выполненной программе. |
3. |
Решение задач на сложные проценты. |
Беседа, практические занятия |
5 |
Составляют алгоритм решения задач. Составляют компьютерную программу. Подбирают задачи к выполненной программе. |
4. |
Решение задач на процентное содержание, сплавы и концентрацию. |
Беседа, практические занятия, лабораторная работа |
6 |
Составляют алгоритм решения задач. Составляют компьютерную программу. Подбирают задачи к выполненной программе. |
5. |
Решение задач на работу. |
Лекция с элементами беседы, практические занятия |
6 |
Составляют алгоритм решения задач. Составляют компьютерную программу. Подбирают задачи к выполненной программе. |
6. |
Решение задач на движение. |
Беседа, практические занятия |
5 |
Составляют алгоритм решения задач. Составляют компьютерную программу. Подбирают задачи к выполненной программе. |
7. |
Итоговое повторение. |
Беседа, практические занятия, лабораторная работа |
2 |
Участвуют в беседе, записывают, задают вопросы, выполняют тренировочные упражнения. Решают задачи для самостоятельного решения. |
8. |
Зачетное занятие |
Деловая игра “Математический марафон” |
2 |
Сильные учащиеся консультируют слабых, помогают учителю составлять зачетные задания. |