Принципы воспитания
Воспитание в школе – это определённое, целенаправленное, систематическое воздействие на сознание, чувства и волю учащихся. Физическое воспитание – неотъемлемая часть в этом процессе.
Говоря о нравственном воспитании в процессе физического воспитания учащихся, следует подчеркнуть, что оно составляет органическую составную часть занятий по физической культуре.
Опыт моей работы показывает, что целенаправленное воспитание способствует более организованному проведению учебных занятий и спортивных тренировок. Двигательная плотность и эффективность занятий по физической культуре зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера. Качество обучения школьников и уровень их воспитанности находятся в прямой зависимости друг от друга.
К основным принципам воспитания относятся следующие.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Смысл этого принципа заключается в ответственности каждого перед коллективом и коллектива за каждого своего члена. Добиться успеха в воспитании, в том числе физическом, можно, только опираясь на поддержку сплочённого коллектива, на выработанное в коллективе общественное мнение.
Принцип связи воспитания с жизнью и трудом. Подготовка учащихся к жизни и труду – одна из главных целей физического воспитания. Хорошо воспитанный спортсмен живёт полной жизнью, приносит ползу обществу и сам получает огромное моральное удовлетворение от общения с людьми.
Принцип сочетания требовательности и уважения к личности ученика. Гуманизм педагогики требует внимательного отношения к личности ученика. Вступая в контакт со школьником, учитель должен учитывать его возраст и психику, индивидуальные особенности и интересы, его взаимоотношения с родителями, учителями и товарищами. Для этого педагогу необходимо изучать особенности каждого воспитанника, опираться на полученные знания в работе с ними.
Этот принцип предполагает предъявление к ученику таких требований, для выполнения которых существуют реальные возможности.
Чем больше нравственный опыт школьника, тем более строгие требования должны предъявляться к нему.
Поскольку цели воспитания не остаются неизменными, необходимо всё время совершенствовать и методы воспитания, творчески использовать опыт коллег и рекомендации педагогической литературы. Сами методы воспитания, или способы воздействия, также не остаются неизменными, а бесконечно варьируются в зависимости от задачи, которую надо решить в данной конкретной ситуации. При этом педагог всё время использует не один какой-либо метод, а всё многообразие методов.
Убеждая, мы воздействуем словом на сознание человека. Однако мало сформировать у школьников определённые взгляды, необходимо воспитать у них чувство долга, ответственности.
Жизненный опыт детей беден. Они не всегда могут оценить собственное поведение, поступки, нуждаются в корректировке своих действий, в их оценке, в одобрение или осуждении. Такую функцию выполняют поощрение и наказание – вспомогательные методы, с помощью которых усиливаются положительные и тормозятся отрицательные побуждения.
Нередко педагогу необходимо вызвать учащихся на определённую деятельность cтимулирующую появление у них определённой черты характера.
К сожалению, ещё немало случаев, когда ученик недоверчиво относится к слову учителя и убеждение не достигает цели, не заставляет школьника задуматься над своим поведением. В этом случае убеждать приходится, главным образом, жизненными примерами, фактами. Наглядно показывающими ошибочность убеждений ребёнка.
Формирование навыков и привычек поведения
Организация жизненного опыта школьников путём планомерного и регулярного выполнения определённых поступков и действий, позволяющая закалить их волю, сформировать положительные привычки и навыки поведения, называются упражнением.
Упражнения – неотъемлемая часть методики
нравственного воспитания. Это основной путь
формирования твёрдых навыков и привычек.
Многократное сознательное выполнение
установленного правила вырабатывает привычку –
способность к определённому в данных условиях
поступку, формирует правильное поведение
ученика.
Хочется подчеркнуть, что для выработки привычки
необходимо именно сознательное выполнение
действий. Школьник должен хорошо понимать,
почему нужно поступать так, а не иначе. Но и этого
мало.
Неуклонная требовательность и контроль за выполнением правил со стороны педагога должны сочетаться с такой же требовательностью остальных преподавателей и родителей.
Если мы хотим добиться, чтобы каждое занятие начиналось с чёткой сдачи рапорта, нужно приучать к этому не только на уроке, но и на дополнительных кружках и спортивных секциях, не зависимо от того кто его проводит – учитель или инструктор. Дело в том, что каждая поблажка в лени и установленного на занятии порядка не только тормозит движение воспитанника вперёд, но и способствует формированию отрицательных черт характера.
Воспитание одной привычки облегчает в дальнейшем формирование других, родственных ей привычек.
Успеха в формировании привычки можно добиться лишь при систематичности упражнений. Стоит педагогу несколько раз разрешить нарушить установленное правило. И многомесячная работа идёт на смарку. Причём второй раз выработать привычку будет значительно труднее.
Формирование новых привычек нередко задерживается наличием отрицательных привычек поведения. Например, ежедневная привычка по несколько часов играть в футбол мешает соблюдать режим дня, тормозит развитие интереса к учебным предметам и другим видам деятельности, в частности к необходимым для детского возраста занятиям общей физической подготовкой. Для искоренения отрицательной привычки надо прежде всего устранить причины её появления. Так, ежедневные игры в футбол, чаще всего результат отсутствия или несоблюдения режима дня, неумение правильно организовать свой досуг, иногда и отсутствие условий для занятий гимнастикой, плаванием, баскетболом и т.д. Значит, чтобы ребёнок более рационально проводил свободное время, надо ему помочь разработать режим дня, индивидуальный план тренировок и контролировать его соблюдение, создать условия для гармоничного физического и морального развития детского организма.
Особенно ценно упражнение тогда, когда воспитывающая позиция учителя скрыта. Воспитывают как бы не педагог, а умело используемые им обстоятельства жизни школьников или специально создаваемая ситуация.
Ребёнок проходит большую школу жизни в семье, во дворе дома, где он живёт, в классе. Окружающие условия самым непосредственным образом влияют на воспитание мальчика и девочки, но не все при этом выработанные привычки одинаково ценны. И долг учителя – создать на уроке такую обстановку, которая содействует воспитанию полезных привычек. Лучшее средство для этого – правильно поставленное обучение. На неинтересном уроке, где ученики не заняты учением, где не работают на их сознание, на их мышцы, часто нарушается дисциплина.
Воспитанию положительных привычек в поведении школьников способствует их максимальная загруженность на уроке. При этом имеется в виду и непосредственное выполнение физических упражнений, и активизация мыслительной деятельности школьников. Надо добиваться, чтобы ученики из отделения, занимающегося на перекладине. Не просто ожидали своей очереди, сидя на гимнастической скамейке, а внимательно следили за товарищами, выполняющими упражнения. В любой момент каждый из них должен суметь ответить на вопросы учителя: какие ошибки были допущены при выполнении учеником конкретного задания? В чём их причина? Что надо сделать, чтобы сделать упражнение без ошибки? Ни одну из драгоценных минут урока нельзя расходовать без пользы. Высокая умственная и физическая нагрузка не даёт возможности отвлекаться, нарушать дисциплину, вырабатывает привычку серьёзно относиться к учёбе.
Чтобы успешнее использовать возможности, которые создаются в процессе занятиями физическими упражнениями для нравственного воспитания школьников, учителю следует заранее продумать организацию воспитательной работы на уроке и во всём курсе обучения, а затем настойчиво осуществлять намеченное. Следует добиваться формирования характера школьников путём организации деятельности учащегося, путём загрузки каждого школьника полезным, интересным и нужным делом.
Упражнение – основной метод воспитания навыков и привычек дисциплинированного поведения, трудолюбия, настойчивости, упорства, смелости и других волевых черт характера. Воспитывать волевые качества особенно важно, потому что эти качества – одни из самых существенных сторон личности человека. Как бы хорошо не был развит спортсмен физически, если он слаб духом. Он ничего не добьётся ни в спорте, ни в жизни. И напротив, бесперспективный на первый взгляд юноша может достигнуть высоких результатов благодаря сильному характеру.
Упражнение – основной метод воспитания дисциплинированности. Здесь учителю важно знать основные пути предупреждения нарушения дисциплины, хотя не все они относятся к методу воспитания упражнением.
Высокая требовательность педагога.
К сожалению многие учителя физической культуры пренебрегают мелочами, надеясь, что ребята их дружеское отношение и не будут нарушать порядок. Это серьёзная ошибка. Если на уроке много дисциплинарных проступков, это значит, что раньше педагог не предъявлял требовательности к этим мелочам: нарушение спортивной формы, опоздание на урок, невыполнение команд. Нельзя допускать пререканий школьников с учителем, повторять по несколько раз свои распоряжения.
Неуклонная требовательность, отсутствие пререканий, стремление добиться каждого своего указания, просьбы, обязательная постановка разумных требований при глубоком доверии и уважении к ребятам – вот в чём залог успеха.
Отсутствие грубости и назидательности в речи. Грубость учителя возмущает ребят, подрывает его авторитет, даёт повод к серьёзным нарушениям дисциплины.
Прекрасно понимая, что нудное чтение нотаций не может предупредить нарушение дисциплины, исправить поведение школьника, отдельные учителя всё же нередко злоупотребляют многословием.
Нравоучение, особенно во время урока, когда школьники жаждут движения, накаляют обстановку, провоцируют шалость, грубые выходки занимающихся.
Начало урока сразу после звонка, высокая плотность занятий. Великий русский педагог К.А.Ушинский неоднократно отмечал, что безделье на уроке, минуты, когда школьники не заняты делом, наносят большой урон нравственному воспитанию, чем умственному.
Класс должен работать от звонка до звонка, как часовой механизм, иначе уроки будут способствовать формированию таких черт характера, как разгильдяйство, лень, а школьники любое распоряжение будут выполнять после долгих пререканий с учителем.
С увлечением, бодро, энергично вести урок. Энтузиазм заразителен. Увлечённость работой предотвращает нарушение дисциплины. Излишняя же строгость, сердитое лицо учителя вызывают внутреннее сопротивление школьников.
Заботиться в первую очередь о классе в целом, прежде чем оказать помощь одному ученику, обеспечить активную работу всего класса.
Всегда помнить, что школьники очень чутко относятся к оценке их учебного труда. По тому, как учитель оценивает их работу, ребята судят о его принципиальности и справедливости.
Легкомысленное отношение к выставлению оценок (например, вызов сразу шести человек для выполнения вольных упражнений на оценку, когда. Практически, невозможно заметить ошибки каждого ученика) подрывает авторитет учителя, провоцирует нарушение дисциплины. Рассмотренные приёмы предупреждения недисциплинированности облегчают работу учителя. Однако никогда не следует забывать, что высокая культура учителя, его благородные душевные качества оказывают неисгладимое влияние на сознание и поведение учащихся, являются активнейшим стимулятором сознательной дисциплины школьников.
В ходе занятий физическими упражнениями школьники постоянно преодолевают внешние и внутренние трудности. Практическая работа по преодолению препятствий на уроке физической культуры, в секционном занятии является действенным средством воспитания не только дисциплины, но и воли. Приучать школьников к смелым поступкам, мужественному поведению, упорству и выдержке необходимо на каждом занятии.
В зависимости от материала урока учитель применяет те или иные специальные упражнения для воспитания у учащихся волевых черт характера. На занятиях по гимнастике это опорные прыжки, соскоки с брусьев и перекладины, упражнения на кольцах.
Прекрасно воспитываются воля и мужество спортсмена в процессе занятий лыжным спортом. Лыжные гонки на разные дистанции требуют умения преодолевать усталость. В борьбе с усталостью закаляется воля. Спуски со склонов разной крутизны и особенно скоростные спуски по склонам – прекрасное средство воспитания у ребят решительности, смелости, мужества.
Для воспитания волевых черт характера полезны и легкоатлетические виды спорта.
Большие возможности для воспитания у спортсменов целеустремлённости, настойчивости, решительности, смелости, дисциплинированности заключены в подвижных играх и спортивных играх. Любая спортивная игра требует высокой дисциплины участников, умения подчинять свои интересы и желания интересам коллектива. Игрой нужно руководить. Игра, пущенная на самотёк, может содействовать проявлению высокомерия и эгоизма.
Уроки физической культуры способствуют формированию у школьников навыков культурного поведения. На уроках и внеклассных занятиях по физической культуре создаются возможности и для воспитания гигиенических привычек, привычки заботится об окружающих, считаться с ними, привычки быть опрятным и подтянутым.
Таким образом, в процессе занятий различными видами спорта формируются привычки волевого поведения, воспитываются волевые качества. Но нам не безразлична направленность волевых качеств школьника – спортсмена.
Трудно измерить вред, наносимый личности и обществу неправильной постановкой физического воспитания, когда в жизнь входит здоровый, сильный, волевой, но общественно пассивный человек. Главным мотивом деятельности наших спортсменов всегда должно быть чувство общественного долга.
Пример нравственного воспитания
По роду своей работы учителя физической культуры стоят ближе к школьникам, особенно к тем, которые занимаются в спортивных секциях, входят в сборные команды, чем преподаватели других предметов.
Молодёжь любит физическую культуру, ей близки люди спорта. Не случайно часть учащихся своим идеалом считают спортсмена, тренера, учителя физической культуры.
Опытный учитель физической культуры обычно пользуется особым доверием и авторитетом у школьников. К его словам и поступкам относятся особенно внимательно.
Воздействуя на каждого ученика в целом, сам педагог вступает в общение с коллективом как ценная личность. Именно поэтому свое воспитательное воздействие учитель осуществляет не только педагогическими приёмами обучения и воспитания, но и своими личностными качествами, своим поведением.
Положительный пример учителя облегчает воспитание школьников. Чтобы воспитывать личным примером, учитель должен много знать. Он не может замыкаться в рамках своего предмета, должен быть хорошо образованным человеком, много читать, следить за специальной литературой, текущей периодикой.
Практика подсказывает, что многие школьники часто бессознательно подражают внешнему виду тренера, его походке, манере разговаривать, отношению к окружающим и младшим. В частности, очень трудно добиться от школьников ношения единой спортивной формы, если сам преподаватель приходит на занятия в повседневной одежде. Не случайно лучшие учителя обычно выделяются своей подтянутостью, хорошей осанкой, аккуратной одеждой.
Однако ни подтянутость, ни хорошая осанка, ни другие положительные черты педагога не будут перениматься ребятами, если он не заслужил доверия и уважения. Чтобы заслужить любовь и уважение, чтобы эффективно воспитывать своим примером, учитель физической культуры прежде всего должен хорошо знать историю, теорию и практику спорта.
Современный учитель обладает педагогическим тактом. Он требователен к воспитанникам. Но и в то же время внимателен, выдержан, терпелив и справедлив к ним.
Хороший педагог владеет чувством меры, что всегда помогает ему найти нужный тон с детьми. Его, например, не выводят из себя шалости учащихся, их беготня, крики. Он знает, что всё это способствует детскому возрасту, присуще детям.
Для воспитания настоящих коллективистов и в то же время с целью установления правильных отношений с классом очень важно с уважением относиться к детскому коллективу. Педагог собственным примером показывает, что с коллективом надо всегда считаться, что к его мнению надо прислушиваться.
Успеха в воспитании можно добиться только в результате долгой и настойчивой работы. Никогда не следует заранее рассчитывать на быстрый эффект в результате применения какого – либо одного метода или приёма. Ни один приём в отрыве от других методов и приёмов воспитания не может дать положительного результата. Успеха можно добиться, правильно организовав жизнь и труд воспитанников, применяя все методы и приёмы воспитания в их тесной связи, в дилектическом взаимодействии.
Ошибкой было бы и стремление буквально копировать лучших учителей, успешно применив тот или иной приём. Удача ждёт того, кто изучив передовой опыт, использует его с учётом психологической ситуации, особенностей собственного характера, индивидуальных особенностей школьников и взаимоотношений с ними. Для успешного применения приёма важно знать, кто из учеников, а, может быть, и из учителей, родителей поддерживает объект воздействия и по какой причине, в какую из малых группировок входит ученик и его положение там, на какую поддержку товарищей можно рассчитывать в данной ситуации.
В заключение, следует заметить, что не существует какой-то особой морали спортсмена. Учёбой, спортивными занятиями школьник вносит свой посильный вклад в развитие школьной жизни, в свое собственное развитие. Наиболее важно, чтобы в момент формирования ребёнка, как в личности, рядом с ними находились чуткие родители и педагоги.
Используемая литература:
- И.Я.Артамонова «Учусь ходить по земле», М.,1967 г.
- Л.Б.Горяинов «Труд спортсмена», М.,1999 г.
- А.В.Тарасов «Путь к себе», М., 2003 г.