Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Здоровье человека (ребенка) – тема актуальная во все времена и у всех народов. Здоровье детей, школьников вызывает тревогу у всех специалистов. Здоровье школьников (6–17 лет) резко ухудшилось. Здоровье ребенка и развитие его определяется средой, в которой он живет. Среда – это система образования. Это тот возраст 6–17 лет где происходят наиболее интенсивный рост и развитие, формирование здоровья на всю жизнь. Факторами риска, которые влияют на здоровье нашего ребенка, являются:

а) внешние факторы (за пределами школы)
– экология;
– интернат и микроклимат в нем;
– наследственность.

Недостаточная грамотность в вопросах сохранения здоровья детей:
– вредные привычки;
– питание;
– здоровый образ жизни.

б) внутренние факторы (школа – интернат)
– стрессовая педагогическая тактика;
– несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям ученика;
– несоблюдение физиологических и гигиенических требований и организации учебного процесса; – интенсификация учебного процесс
– неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
– отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни.

Таким образом, традиционная организация образовательного процесса создает у ученика стрессовые перегрузки, что влечет за собой к поломке механизмов саморегуляции и способствуют развитию хронических заболеваний. Анализ школьных факторов риска показывает, что проблемы создаются и решаются в ходе практической работы учителя, то есть связано с его профессиональной деятельностью. Учитель главный хранитель здоровья ученика в школе. На здоровье ученика влияет увеличение количества учебных часов, малоподвижный образ жизни после школы (большой объем домашних заданий). Ребенок мало двигается, а поэтому физическая культура, здоровый образ жизни и занятия спортом должны стать надежной защитой, способной помочь детям (ученикам) адаптироваться к новым условиям жизнедеятельности, противостоять непрерывно ухудшающейся экологической обстановке.

Сформировать необходимо у каждого ребенка ответственность за свое здоровье.

Здоровье + Физическое развитие = ЗНАНИЯ.

Наша школа, школа – интернат – это большая семья, где думают о ребенке и любят его. В систему думают входит:
– использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекции в соответствии с имеющими данными.
– Учет особенностей возрастного развития ученика и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности.

Создание благоприятного эмоционально – психологического климата в процессе реализации технологии.

– “ Не навреди!” – Все методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными на практике,

– Непрерывность и преемственность – работа ведется каждый день и на каждом уроке, – Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту ученика,

– “Успех порождает Успех” – акцент на ХОРОШЕЕ, в первую очередь, а потом отмечаются недостатки. – Активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления. – Ответственность за свое здоровье формировать.

Перед учителем встает задача качественного обучения предмету, а для этого необходима мотивация ученика. Для решения этой задачи могут помочь здоровьесберегающие технологии.

Применяются в основном три основных группы:
– технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; – технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности учащегося; – разнообразные психолого – педагогические технологии, используемые и во внеклассной деятельности педагогами и воспитателями.

Критерии здоровьесбережения:
– обстановка и гигиенические условия спортивных объектов (в классе, школе);
– количество видов учебной деятельности;
– средняя продолжительность и частота чередований видов деятельности;
– место и длительность применения ТСО;
– поза ученика и чередование позы;
– наличие мотивации деятельности учащегося на уроках;
– эмоциональные разрядки на уроках;
– момент наступления утомления и снижения учебной активности;
– темп окончания урока.

Характеристика;
– температура и свежесть воздуха, освещение помещения;
– виды учебной деятельности;
– виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельный, практический;
– метод свободного выбора;
– активные методы;
– умение использовать ТСО(при дискуссии, беседе, обсуждении);
– правильная посадка, осанка;
– физкультминутки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
– внешняя мотивация (похвала, поддержка, соревновательный момент);
– взаимоотношение на уроке: учитель – ученик – сотрудничество, ученик – ученик – сотрудничество;
– шутка, улыбка, юмор, поговорка.

Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности ученика – воспитанника.

От правильной организации урока, уровня его рациональности зависит функциональное состояние ученика в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

Существуют правила:

Правило № 1. Правильная организация урока (интерес, мотивация).
Научить ученика учиться. “Губит здоровье тоска зеленая” – И.Я.Гальперин

Правило № 2. Использование каналов восприятия (ясные и четкие инструкции) изложение информации линейное (от части к целому) связь информации с практикой.

Правило № 3. Учет зоны работоспособности учащегося.
Работоспособность зависит от возрастных особенностей детей.

Правило № 4. Распределение интенсивности умственной и физической деятельности:
5–20 минут – 80%
20–30 минут – 60 – 40%
30–40 минут – 10%

Утомление наступает к концу учебного дня; недели; окончание четверти; учебного года.

Выводы: Снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменения в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.

Создание благоприятного психологического климата на уроках.

Одним из важнейших аспектов является психологический комфорт ученика во время урока.

С одной стороны решается задача предупреждения утомления, с другой – появляется стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка (ученика). Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения. Тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать учитель, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка (ученика). Учащиеся входят в класс (спортивный зал, трудовые кабинеты) не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что– то не смог выполнить. Более того отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается и приводит к более качественному усвоению знаний, к более высоким результатам.

Активное участие психологов в общеобразовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно- воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения.

Понятие “здоровьесберегающая технология” относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и ученика.

Таким образом, “здоровьесберегающие технологии” – это образовательные технологии.

Основные критерии:
– почему для чего? – однозначное и строгое определение целей обучения;
– что? – отбор и структура содержания;
– как? – оптимальная организация учебного процесса;
– с помощью чего? – методы, приемы и средства обучения;
– кто? – реальный уровень квалификации учителя;
– так ли – это? – объективные методы оценки результатов обучения.

Использования на уроках здоровьесберегающих технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния учащихся. Известно, что школьный урок оказывает серьезнейшее влияние (положительное или отрицательное) на здоровье учащихся.

Так каким же должен быть урок, помогающий сохранить и укрепить здоровье ученика?

  1. С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяются дидактические игры, включают в урок физкультминутки, вводят искусствоведческий материал, используется эмоциональная передача содержания учебного материала, юмор, переключение и перевод к новым видам деятельности.
  2. Решая проблему Гиподинамики и снижения интеллектуальной активности учеников в течение урока, необходимо следить за посадкой ученика; проводить психо-физические паузы, зарядку для глаз, проводить свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу.
  3. Для рациональной организации учебной деятельности учащихся используются на уроках видеоматериалы, карточки, учебные пособия. Приезд после соревнований – показ видеозаписи всей школьной детворе.
    Ведется тестирование всех видов спортивной деятельности. Через тестирование ведется динамика уровня физического развития.
    Учащиеся сами следят за своими спортивными достижениями.
  4. С целью укрепления психологического здоровья учеников важно добиться на уроках благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся, корректности и объективности оценки деятельности учеников, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся;
    Избегать в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими; разрешается пользоваться конспектом, составленным в тетради, доступность и преемственность информации, использования наглядности, установление межпредметных связей.
  5. Создание и соблюдение санитарно-гигиенических требования и организации учебно- воспитательного процесса (температурный и воздушный режим, освещение, чистота и порядок в учебных кабинетах в соответствии нормами СанПиНа.
  6. Укрепление здоровья учащихся вести во внеурочное время: Уроки Здоровья; Дни Здоровья, спортивные праздники, “ Веселые старты”, соревнования между классами.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить. Беречь и укреплять свое здоровье, если мы личным примером будем демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае мы можем надеяться, что будущее поколение будет более здоровы и развиты не только интеллектуально, духовно, но и физически.

Здоров будешь – все добудешь.

Главное:

  1. Как можно больше спортивных и оздоровительных комплексов по всей стране.
  2. В каждый дворик спортивные площадки.
  3. В каждую школу направлять профессиональных учителей физкультуры.
  4. Уважение к учителю (защита учителя и финансирование достойное).
  5. Во внеурочное время работа спортивных секций – бесплатно.
  6. Обязательный урок плавания.
  7. Запретить курить в общеобразовательных школах.
  8. В летние каникулы специалисты– волонтеры– студенты на спортивные площадки с 10–17 часов (дети должны быть заняты и быть под присмотром взрослых).

Физическое здоровье моих учеников складывается из их активного занятия различными видами спорта, стремления добиться лучших результатов, отказываясь от вредных привычек, заинтересованности в своем физическом и духовном здоровье.

Урок – основная форма физического воспитания, фундамент школьной физической культуры.

Комплексная программа открывает широкий простор для творчества учителя, что обеспечивает условия для того, чтобы каждый ученик (учащийся, воспитанник) овладел жизненно важными и необходимыми знаниями, навыками и умениями, научился самостоятельно заниматься физическими упражнениями. Но, все же, главное – это индивидуальный подход к каждому ученику, ребенку. Главное – не подгонять всех под единые требования, необходимо обратить внимание на личность каждого ученика, его склонности и способности, природные задатки.

Пример:

Павлова Карина не могла сама понять чего хочет, да и я долго искала для нее вид спорта и нашли. Девочка преобразилась, упорные тренировки и вот результат – Чемпионка Областных соревнований по настольному теннису, дартсу; Чемпионка Первенства Московской области по настольному теннису.

Для воспитания интереса у учащихся к физическим занятиям, используется максимальное разнообразие форм, методов и средств физического воспитания. Учащиеся с 1–9 классы могут продемонстрировать комплекс физических упражнений, которые они могут выполнять самостоятельно. Все уроки физической культуры переплетаются с физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня. Основная роль физкультурно-оздоровительной работы заключается в содействии нормальному физическому развитию организма подростка. Физкультминутки, физкультпаузы – эти мероприятия способствуют активизации двигательного режима в течение учебного дня, укреплению здоровья, улучшению физического развития, овладению навыками самостоятельных занятий физической культурой.

Одной из важных форм физкультурно-оздоровительной работы является организация внеурочных спортивно – массовых мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни, с активным участием всех учащихся.

Это спортивные праздники, различные турниры (пионербол, баскетбол, шашки, дартс, мини – футбол, настольный теннис), Дни Здоровья (осенью и весной), участие в городских, районных, областных спартакиадах, соревнованиях, первенствах.

Наши учащиеся (спортсмены – воспитанники) принимают участие в областных соревнованиях и побеждают. Они Чемпионы по мини – футболу, настольному теннису, плаванию, силовой гимнастике, легкой атлетике. Принимали участие и стали призерами в Первом Международном турнире по футболу среди дворовых команд.

Наши дети считают, что самое дорогое у человека это здоровье, что его не купишь, его надо укреплять. Здоров будешь – все добудешь.

Всем желаем здорового образа жизни!