Одной из самых уязвимых социальных групп населения на рынке труда являются выпускники средних профессиональных учебных заведений по различным причинам: существующие диспропорции между потребностями и выпуском молодых специалистов, нежелание руководителей предприятий работать с неопытной молодежью, большими социальными запросами и малой профессиональной компетентностью самих соискателей и т.д. Молодые люди чаще всего выходят с дипломом в руках на рынок труда, но психологически и социально неподготовленными к его жестким условиям. Определенной мерой социальной защиты служит факультативный курс “Технология поиска работы”
Программа курса предназначена для реализации государственных требований и уровню подготовки выпускников педагогического колледжа среднего профессионального образования специальностей “Преподавание в начальных классах”, “Дошкольное образование”, “Информатика”, “Иностранный язык”.
Цель курса: создать условия для повышения социально-психологической компетентности выпускников учреждения среднего профессионального образования и их конкурентоспособности на рынке труда.
Задачи курса:
- Укрепить уверенность выпускников в своих профессиональных и личностных возможностях.
- Сформировать активную позицию поведения на рынке труда.
- Познакомить студентов с общими понятиями рынка труда и его особенностями в новых социально-экономических условиях.
- Раскрыть приемы эффективного поиска работы и само презентации.
- Показать влияние личностных особенностей на выбор успешной карьеры.
- Дать представление об основных психологических барьерах предпринимательства и приемах их успешного преодоления.
- Познакомить с этапами адаптации в новом трудовом коллективе.
- Приобщить студентов к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, пониманию собственного предназначения и способности с самоактуализации и творческому поиску.
Тематический план курса “Технология поиска работы”.
№ | Наименование разделов | Максимальная Учебная нагрузка | Всего часов аудиторных | Практических |
1. | Рынок труда | 3 | 2 | 1 |
2. | Профессиональная карьера | 2 | 2 | 1 |
3. | Личностные характеристики и влияние их на самоопределение | 4 | 4 | 4 |
4. | Формы и методы поиска работы | 3 | 3 | 3 |
5. | Собеседование с работодателем. Начало работы. | 3 | 3 | 3 |
6. | Зачетное (составление резюме) | 1 | 1 | 1 |
Итого | 16 | 15 | 13 |
Конспект урока.
Предмет: Технология поиска работы.
Тема: Профессиональная карьера.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид урока: лабораторно-практический.
Технология: обучение в сотрудничестве.
Цель:
- Познакомить студентов с понятиями: карьера и работа, с условиями успешной карьеры.
- Развивать учебно-интеллектуальные умения, сравнивать и сопоставлять понятия, формулировать ответы.
- Создать условия для сплочения группы, для активного взаимодействия участников, углубить процесс самоанализа и саморазвития.
- Закрепить навыки активного диалогового стиля общения, способствовать самораскрытию участников.
- Воспитывать культуру общения, отношения сотрудничества и сотворчества.
Оборудование урока: интерактивная доска, карточки с заданиями, опорный конспект занятия у каждого студента (с узловыми моментами, списком литературы), таблица на доске “Формула успеха”.
Ход урока
1. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия
2. Актуальность темы урока
– Прочтите на доске два высказывания:
- Счастье – это когда утром хочется идти на работу, а вечером домой.
- Правильно выбрать профессиональную карьеру – значит найти свое место в жизни.
– Какое из этих высказываний вам больше по душе? Почему?
– Вы выпускники и стоите на пороге самостоятельной жизни. Вам предстоит в скором
будущем определиться с профессией. Как не ошибиться и сделать это правильно, мы
должны с вами постараться решить эту проблему.
3. Работа с понятиями “работа” и “карьера”.
– В высказываниях встретились два понятия. Давайте проанализируем, чем они
отличаются.
– Для этого поделимся на 2 группы. Одна группа по цепочке продолжает фразу
“Работа – это…”, а вторая – “Карьера – это…”
На доске появляется запись:
Работа – это…
- Способ зарабатывать деньги.
- Возможность жить.
- Возможность стать профессионалом.
- Общение, приобретение новых знакомых.
- Материальная независимость.
- Уверенность в себе, построение своего будущего.
- Жизненный тонус.
- Разнообразие в жизни.
- Способ получения морального удовлетворения.
- Установка на работу (просто надо).
- Карьера – это…
- Престижное положение в обществе.
- Успешность в жизни.
- Постоянный профессиональный рост.
- Судьба.
- Высокий уровень дохода.
- Самореализация своих потребностей.
- Самоуважение, принятие себя, как специалиста-профессионала, гордость за себя.
- Продвижение по профессиональной лестнице.
- Достижение известности, славы, выгоды.
- Стремление стать профессионалом.
– В чем же отличие этих двух понятий? Что бы вы хотели найти в своей жизни: работу или карьеру?
4. Условия успешной профессиональной карьеры.
– При правильном выборе успешной профессиональной карьеры необходимо ориентироваться на три важные вещи:
“Хочу” – это ваши интересы, желания.
“Могу” – это состояние вашего здоровья, способности (общие и специальные),
профессиональная компетентность, материальные возможности, характер и т. д.
“Надо” – спрос на рынке труда, соотношение спроса и предложения.
– Если вы сумеете совместить все три составляющие, ваша карьера будет вполне успешной.
5. Упражнение “Я через 10 лет”.
– А сейчас я предлагаю вам немного помечтать. Представьте себя через 10 лет.
Кто вы? Кем стали? Чего добились?
– Для того чтобы легче вам было это сделать, я предлагаю на листках бумаги
записать продолжение нескольких фраз:
- Я вижу свою цель в том, чтобы…
- Я могу достичь успеха в…
- В обществе я займу положение…
- Я мечтаю…
– Вы можете не ограничиваться только этими фразами, а придумать свои
высказывания. (Время 2 мин.)
– Закончили? А теперь я прошу поработать в группах. Пусть каждый озвучит свои
записи. Задайте друг другу дополнительные вопросы, порассуждайте, а затем
найдите то общее, что вас всех объединяет, и подготовьтесь к представлению своей
группы “Мы через 10 лет”. (Время 5мин)
Выступления групп.
– Спасибо за работу. У вас здорово получилось!
– Вы сумели более или мене четко определиться с будущим. Это означает, что у вас
есть конкретные цели. А если быть целеустремленной личностью, можно в жизни
многого добиться.
6. Проблемы выбора карьеры. Упражнение – диалог.
– В реальной жизни не всегда, к сожалению, бывает все так гладко, встречаются
всевозможные препятствия, возникают непредвиденные проблемы. Как не допустить
ошибок?
– В связи с этим я предлагаю упражнение-диалог “Согласны ли вы…?” Обе группы
получают карточки с вопросами. Задание: прочитать и обсудить вопрос в группе,
через минуту предложить его другой группе, обобщить ответы (резюме в скобках).
1) Согласны ли вы, что не стоит ориентироваться сразу на высокую квалификацию? (наибольших успехов добивается тот, кто прошел начальные ступени профессии, освоил ее азы).
2) Согласны ли вы, что престиж и популярность профессии – ненадежное основание для ее выбора? (мода на профессии обманчива и непостоянна; следование ей часто приводит к разочарованию и в избранном виде деятельности, и в самом себе).
3) Согласны ли вы, что неумение разобраться в себе – основная причина неудачной карьеры? (слабый самоанализ, неадекватная самооценка, неумение разобраться в своих способностях и склонностях могут стать причиной неудачи).
4) Согласны ли вы, что увлечение внешней стороной профессии, не вникая в суть ее содержания, может стать причиной неудачно сложившейся карьеры? (нетрудно обмануться внешней легкостью, встретив серьезные проблемы или хоты бы скуку).
5) Согласны ли вы, что перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии на саму профессию также является ошибкой в выборе карьеры? (личная симпатия к человеку – не повод для выбора вами аналогичной профессии).
6) Согласны ли вы, что выбор профессии за компанию – плохой выбор? (профессия, которую выбрал ваш лучший друг, может не подойти вам).
7) Согласны ли вы, что отождествление учебного процесса с профессией – не верный способ выбора любимого дела? (мир профессий значительно шире, за каждым учебным предметом стоит обширный профессиональный ореол; постарайтесь узнать о большом количестве профессий до того, как сделать свой выбор).
8) Согласны ли вы, что, если не учитывать развитие старых профессий, можно прогадать в этом деле? (за старым, порою дедовским названием обычно скрывается совершенно новый тип и характер профессионального труда; стремитесь узнать о современном облике и содержании профессии).
6. Рефлексия “Откровенно говоря…”
– В заключение нашего занятия я предлагаю поговорить откровенно о том, что здесь произошло. Для этого прошу взять в руки кубик. На его гранях написаны неоконченные фразы. Вы выбираете одну и озвучиваете.
- Во время занятия я понял, что…
- Самым полезным для меня было…
- Мне понравилось то, что…
- Мне не понравилось…
- На месте ведущего я…
- Если бы я знал, то…
7. Подведение итогов. Анализ притчи “Бабочка”.
Однажды в коконе появилась маленькая щель. Проходивший мимо человек наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выбраться бабочка. Прошло много времени, но усилия бабочки были тщетны, щель не увеличивалась. Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял ножик и разрезал кокон. Бабочка тот час же вылетела. Но тельце ее было слабым и немощным, а прозрачные крылья едва двигались. Человек продолжал наблюдать думая, что бабочка окрепнет и улетит. Но этого не случилось. Бабочка так и не смогла взлететь.
– Почему бабочка не смогла взлететь?
Вывод:
Поиски работы – это тоже работа. Трудности человеку нужны. Они его закаляют и преподносят жизненные уроки. Человек приобретает необходимый ему для дальнейшего развития опыт. Надеемся, что вы вовремя нашей первой встречи также получили первый урок в выборе профессиональной карьеры.
Литература:
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения – Ростов-на-Дону: изд. “Феникс”, 2000.
- Работа сегодня. Как устроится, как преуспеть / сост. Е.Л.Сорокина – М.: МТЦ “Сфера”, 1996.
- Фомина Л. Как найти работу – М.: “Проспект”, 2002.