Музыка в процессе обучения

Разделы: Музыка


Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения; музыка придает жизнь и веселье всему существующему... Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.
Платон

Любая деятельность, в частности, интеллектуальная, обеспечивается функциональной работой мозга, связанной с восприятием и переработкой информации. Функциональные возможности человеческого организма остаются неизменными с древних времен, а в наше время, знать и уметь надо гораздо больше.

Вследствие увеличения учебных нагрузок возникают проблемы у детей: стрессы, повышенное состояние тревожности, утомление, ухудшение детского здоровья в целом.

Методы преподавания в школьной системе, в основном ориентированы на левое полушарие головного мозга. Левое полушарие отвечает за речевые и языковые способности, способности к чтению и письму. Оно также запоминает факты, имена, даты, числа и математические символы. Помогает логично и последовательно обрабатывать информацию.

Правое полушарие, специализируется на обработке информации, которая выражается не в словах, а в образах, дает нам возможность мечтать и фантазировать, сочинять различные истории, отвечает также за способности к музыке, танцам и изобразительному искусству. Но в процессе обучения оно практически не задействовано.

Задача учителя на уроке задействовать оба полушария головного мозга ученика. Современная жизнь требует таких педагогических технологий, которые должны, с одной стороны, обеспечить детям качественные глубокие знания, создавая интеллектуальную базу для последующего обучения, а с другой стороны, ориентироваться на физическое, психическое, духовное здоровье ребенка и учитывать психофизиологические особенности каждого возраста. 

Музыку человеческий мозг воспринимает одновременно обоими полушариями. Организм человека, слушающего музыку, как бы подстраивается под нее. В результате поднимается настроение, работоспособность, снижается болевая чувствительность, нормализуется сон, восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания.

Еще в древности выделяли три направления влияния музыки на человеческий организм:
1) на дyховнyю сущность человека;
2) на интеллект;
3) на физическое тело.

Современная наука подтверждает это.

В Древнем Египте с помощью пения лечили бессонницу, а в Древней Греции звуками трубы избавляли от радикулита и расстройств нервной системы.

Музыкальное воздействие широко применялось и применяется до сих пор в религиозных обрядах мировых религий. Так, например, шаманы использовали особый музыкальный ритм в сочетании с заклинаниями, который вводил человека в состояние транса. В католических соборах орган также является мощным источником звуков, который оказывает психологическое воздействие на человека. Причисляют к ним и колокольный звон.

Однако религиозная сфера – далеко не единственная область, где нашими предками использовалось влияние музыки на психику. Так, например, ритм военных маршей для длительных переходов должен быть чуть медленнее нормальной работы человеческого сердца, это позволяло снизить чувство усталости.

В Древней Греции музыкальному искусству отводилась главная роль в воспитании. Пифагор сделал музыку предметом науки в Италии. Он начинал и заканчивал свой день пением. Известно, что пифагорейцы пользовались специальными мелодиями против ярости и гнева.

Для античности показательна глубокая связь музыки с медициной. Уже в те времена хорошо были известны лечебные свойства музыки. Великий Аристотель подчеркивал не только педагогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка снимает тяжелые психические переживания.

Гиппократ в своей медицинской практике воздействовал музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию “нелекарственным” способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств.

С XVI века, музыка впервые стала применяться во время хирургических операций. Ученый И.Догель установил, что под воздействием музыки меняются кровяное давление, частота сокращений сердечной мышцы, ритм и глубина дыхания.

Благодаря зарубежным исследователям и русским знаменитым ученым, таким как Сеченов, Боткин, Павлов, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, установили:

  • музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
  • повышает и понижает мышечный тонус;
  • стимулирует появление эмоций;
  • улучшает вербальные и арифметические способности;
  • стимулирует процессы восприятия и памяти;
  • активизирует творческое мышление.

Можно с уверенностью сказать, что специально подобранная музыка способна в целом оптимизировать деятельность мозга. Восприятие музыки можно считать ведущим видом музыкальной деятельности, поскольку оно доступно человеку еще до его рождения, и сопутствует всю жизнь.

Мы знаем, что музыка воздействует не только на человека, животных и растения, но и на воду. Мы состоим из 80% воды и в день выпиваем около 2-х литров жидкости в день. В лаборатории японского исследователя Масару Эмото, были исследованы образцы воды, которые подвергались различным видам воздействия, таким как: изображения, электромагнитное излучение от телевизора или мобильного телефона, мысли людей, молитвы, произнесенные слова на разных языках и музыка. Таких снимков сделано более пятидесяти тысяч. Информация, полученная водой, отражается в виде замороженных кристаллов.

Давайте посмотрим, как выглядят кристаллы после воздействия разной музыки.

  1. Битлз “Yesterday”.
  2. Тяжелый рок.
  3. Буддийская молитва.
  4. Чайковский “Лебединое озеро”.
  5. Вивальди зима из цикла “Времена года”.

Мы видим, что кристалл все разные и имеют четкую форму, напоминающую кружевную снежинку, только тяжелая агрессивная рок музыка воздействовала негативно на кристалл воды.

Я хочу предложить методические рекомендации использования музыки в учебном процессе.

Использование музыки на уроках русского языка.

Использование музыки на уроках русского языка активизирует мыслительную деятельность учащихся, стимулирует эмоциональный фактор в обучении, пробуждает в детях творческое начало, воображение, развивает речевые способности. Только работа в системе поможет учащимся осуществить переход от репродуктивных, формально-логических действий к творческим.

На первом этапе можно использовать музыку как фон. Ученикам начальных классов предлагаем писать под обработку произведений Бетховена, Шуберта, Баха в сочетании со звуками природы и разговором дельфинов.

На следующем этапе учащимся предлагается написать сочинение по музыкальным впечатлениям. Методика проведения описана в методических разработках по развитию связной речи профессора Ульяновского государственного педагогического университета Е.И. Никитиной.

Для начала лучше всего подбирать программную музыку, которая имеет название. Слушая музыку, человек представляет определенные образы, картины, испытывает различные чувства. Все это можно описать словами. Я рекомендую использовать музыку на уроках описания картин, так как изобразительное искусство и музыка имеют общим то, что воздействие на человека происходит через художественные образы. Эстетические эмоции, вызванные музыкой и живописью, помогают развить творческое воображение учащихся.

В старших классах задачу можно усложнить, предложив ученикам описать характер музыкального произведения без предварительного знакомства с его программным названием. При отсутствии конкретных указаний. В этом случаи пробуждается творческая активность учащихся. Музыка является эмоциональным толчком, помогающим преломить внутренние переживания в слово.

Использование музыки на уроке литературы.

Средства художественной выразительности изучаются на протяжении всего курса литературы. После их изучения, учитель проверяет пройденный материал. Это можно сделать с помощью музыки. Предлагаем подобрать по вариантам различные художественные средства выразительности (эпитет, олицетворение, сравнение), которые подходят к музыкальному произведению.

Так же я хочу предложить, такой вариант чтение литературного произведения сочетать с музыкальными фрагментами, чтобы "чувство зрело", чтобы хотелось поделиться мыслями, и перечитать произведение.

Подбор музыкальных произведений зависит от того, каков характер, жанр изучаемого литературного произведения.

Например, при изучении русской народной сказки, фольклора, можно включить звучание оркестра народных инструментов.

Если читаем Мифы Древней Греции, то подбираем более сложную музыку. Например: П.И. Чайковского "Манфред”, мелодию Глюка из оперы "Орфей и Эвредика".

Можно использовать музыку одноименных балетов и опер и музыкальных пьес, которые написаны на литературные произведения, изучающиеся в школе.

Такие, как: “Пиковая дама” Пушкин – Чайковский;
“Евгений Онегин” Пушкин – Чайковский;
“Снегурочка” Островский – Римский–Корсаков;
“Война и мир” Толстой – Прокофьев и т. д.
а сколько песен, романсов написанных композиторами на стихи поэтов.

Этот прием способствует облегчению восприятия и долгосрочному запоминанию пройденного материала.

Еще один прием: звучат несколько музыкальных фрагментов разного характера, дети должны выбрать ту часть текста, к которой более всего подходит один из фрагментов или сравнение нескольких пройденных произведений. После прослушивания музыки ученики определяют, какое литературное произведение подходит к услышанному произведению. Эти приемы развивает внимательность чтения, умение слушать.

Так же можно использовать музыку в начале урока, для определения общей тональности занятия, это зависит от жанра изучаемого произведения. Этот метод поможет сконцентрироваться ученикам, настроиться на урок и правильное восприятие изучаемого материала.

Можно попросить учащихся проанализировать одноименный музыкальный фрагмент с точки зрения его соответствия, замыслу автора литературного текста. Этот прием развивает речь, умение логически мыслить, сопоставлять, анализировать.

Использование музыки на уроках физической культуры.

На уроках физического воспитания, музыка, на мой взгляд, имеет весьма большое значение и применяется для решения целого ряда задач.

  • Развитие и совершенствование чувство ритма и согласованности движений;
  • воздействие музыки на эмоциональное состояние, что способствует выразительности движений;
  • Повышение физиологического воздействия упражнений на организм учащихся;
  • Повышение двигательной и музыкальной культуры, развитие слуха, воспитание музыкального вкуса у учащихся, эстетическое воспитание.

Эти задачи наиболее успешно осуществляются при систематическом использовании музыки во время занятий.

Музыка на уроках английского языка.

Методики, которые применяются при изучении иностранного языка, с использованием музыки доказали свою эффективность. Толчком для создания этих методик послужили опросы граждан, которые стали изучать иностранный язык. Эти опросы показали, что большая часть обучающихся захотела понять, о чем поют их любимые исполнители. Было доказано, что изучение грамматики по текстам песен приводит к быстрому и качественному результату.

Музыка на уроках математики и физики.

На уроках математики, физики можно использовать музыкальное сопровождение во время самостоятельных работ. Для стабилизации и активизации деятельности мозга подходят любые произведения Моцарта. Именно музыка позволяет развиться пространственному представлению и образному мышлению человека. Известно, что пифагорейцы проводили занятия математикой под музыку, так как заметили, что она благотворно влияет на интеллект. Послушайте фрагмент из “Маленькой ночной серенады” Моцарта.

Музыка на уроках истории, географии.

На уроках истории, географии музыка станет помощником для учителя. Она – как увертюра к опере способна перенести ученика не только в любую страну мира, но и в любую эпоху.

Напоследок скажу, многие учителя хотят, чтобы ученики имели хорошую память, повысили внимательность и концентрацию, были творческими. Так вот один из рецептов – музыка. Используйте музыку на уроках. Она станет вашим помощником. Результат придет!