Цели и задачи:
- Развитие творческого воображения ребенка.
- Закрепить понятие жанра – опера.
- Продолжать знакомится с музыкой и сюжетом оперы.
- Познакомится с понятием декорация спектакля.
- Создать собственную декорацию к опере.
- Развивать изобразительные навыки.
- Обобщить знания о тематическом рисовании, средствах художественной выразительности, выделение композиционного центра, пространства, умение образно представить задуманную композицию.
Оборудование:
- звукозапись музыки оперы;
- музыкальный центр;
- рисунки и этюды декораций Ивана Билибина;
- заготовки для декораций (замки, деревья, море, крепостная стена, лебедь, коршун);
- краски, кисти;
Ход урока
1. Повторение.
– Здравствуйте! Ребята, мы познакомились с разными жанрами. А сегодня
хотелось остановиться на опере. Скажите, пожалуйста, что это за жанр? (Дети
отвечают на вопрос и дают определение оперы.)
– Скажите, а без чего не может быть написана опера? (Дети выходят на сюжет или
либретто.) А что такое либретто и кто его пишет? (Ответы учащихся.)
2. Выход на новое понятие.
– А теперь, давайте представим – есть либретто, композитор сочинил музыку,
поставлены арии. Без чего не может обойтись спектакль? (Оркестр, гримеры,
костюмеры.)
– Какие существуют группы симфонического оркестра?
– А чего не будет хватать на сцене? (Дети пытаются найти ответ и приходят к
выводу, что нужно приготовить сцену для каждого отдельного спектакля, для каждой
постановки и делают это художники-декораторы.)
3. Рассказ педагога о художниках-декораторах.
– Декорация – оформление сцены создающее обстановку действия спектакля, помогает раскрытию идейно-художественного замысла. Декорации готовят с помощью разнообразных художественных и технических средств: живописи, графики, скульптуры и света.
Декорации готовят с помощью разнообразных художественных и технических средств живописи, графики, скульптуры и света.
1) Живописная (18 в.) – красивая и сложная роспись задников, изображали
интерьер, архитектурные ансамбли.
2) Павильон (начало 19 в.) – обстановка создается по ходу действия. Создается
закрытое с трех сторон помещение.
3) “Кулисная, передвижная” – декорация создается на определенном расстоянии от
портала в глубь сцены.
4) “Объемная” – важную роль играет машинерия (вращающийся круг).
Сценический свет – “волшебник” преображает декорацию. Превращает бархат и парчу, фанеру и картон, сталь и гранит, жесть в хрусталь, фольгу в золото и серебро.
Крупнейший итальянский декоратор и архитектор С.Серлио разработал 3 типа
декораций:
1) для трагедий: арки, храмы дворцы.
2) для комедий: город, площадь с лавками, гостиницы, частные дома.
3) для пасторали: лесной пейзаж.
В средние века бродяги актеры-скоморохи, жонглеры – довольствовались городскими и сельскими площадями. Декорации располагались непосредственно на площади. Первые декорации применяли в древнегреческом театре в 5-м веке до нашей эры. Сначала они были просто объемными, а затем стали и живописными.
В России впервые декорации начали применяться в 1672 году, в представлениях, которые шли при дворе царя Алексея Михайловича – отца Петра 1.
Когда в 1907 году русский балет и опера гастролировали в Париже, только и было разговоров, что о русских исполнителях и о русских декорациях. Но декорации создаются для определенного спектакля…
4. Слушание музыки.
– Сегодня на уроке, мы остановимся на одной из самых любимых сказок Пушкина. По фрагменту определите, как называется эта сказка?
“Три девицы под окном,
Пряли поздно вечерком”.
Ответ: “Сказка о царе Салтане”.
Своей сказкой А.С.Пушкин вдохновил выдающегося русского композитора, Н.А. Римского-Корсакова, на написание одноименной оперы “Сказка о царе Салтане”.
Прочитав сказку А.С.Пушкина, Римский-Корсаков обнаружил в ней близкую себе морскую стихию, которая вдохновила его на сочинение различных сказочных музыкальных образов и произведений. Н.А. Римский-Корсаков был морским офицером,
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут,
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
– Ребята, какие чудеса были на этом волшебном острове? (Ответы учащихся.)
– Слушая музыку, Римского-Корсакова постарайтесь определить, что это за чудо?
Звучит фрагмент “Три чуда” (белка).
– Какой нам показывает А.С.Пушкин белку.
Белка песенки поет
Да орешки все грызет;
А орешки не простые,
Скорлупы-то золотые.
Ядра чистый изумруд;
Белку холят, берегут.
– Знакома, ли вам песня, которую поет белочка? (Во саду ли в огороде рус. н.
п.)
Звучит фрагмент “Три чуда” (33 богатыря).
– Ребята, сравните, как композитор и поэт изображают богатырей?
Там еще другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в скором беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя.
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны как на подбор –
С ними дядька Черномор…
– Какое чудо осталось? (Лебедь.) Если бы вы были композиторами, музыку какого характера вы написали к этим строкам?
И последнее, третье чудо.
А у князя женка есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
– Давайте послушаем и сравним.
– Ребята, мы с вами перечисли все три чуда сказки. А какие декорации можно
создать, познакомившись с этим чудесным, волшебным островом?
5. Объяснение педагога по практической работе.
– А сейчас представьте себя художниками– декораторами и устно нарисуйте
декорацию для этой оперы. (Ответы учащихся.)
– Какие художники прославили русский театр на весь мир? (Бенца Рерих,
Белибин).
Рассказ учителя о художнике И.Я. Билибине.
Иван Яковлевич Билибин (1876–1942) выдающийся иллюстратор, график и театральный художник. Мало сведений о нем. Известно, что гимназию стал посещать с 14 лет, а до этого занимался дома. Был удостоен серебряной медалью за успехи в математике. Стремление рисовать, отец встретил в штыки – недоходная профессия. И Иван Билибин поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, но продолжал заниматься искусством. Зимой в 1898–1899г. в Петербурге была выставка Васнецова. Она определила творческий путь Билибина. Самой выдающейся декорационной работой Билибина стало оформление оперы “Золотой петушок” Римского-Корсакова в 1908–1909 году в Москве.
Доклад учащегося о Билибине.
Декорации Билибина к опере “Сказка о царе Салтане” Римского-Корсакова напоминали “сказочные” иллюстрации и воспринимались, как увеличенные плоские эскизы, разделенные кулисами. Главный принцип построения декорации – симметричная композиция. Основным элементом, мастер выбрал шахматную клетку. Появление подобного орнамента не случайно. Возможно, художник стремился показать действие, представленное в опере, как хитро разыгранную шахматную партию.
Показ эскизов декорации с обсуждением.
– А теперь вспомните прекрасную музыку, которую написал Р-Корсаков и представьте себя художниками – декораторами и создайте свою декорацию этого острова.
6. Практическая работа.
– Дети делятся на группы, и каждый ученик выполняет свой элемент декорации.
Дети рисуют декораций под музыку оперы.
– Коллективное создание декорации на доске.
7. Итоги урока.
– Скажите, пожалуйста, какие виды искусства необходимы для создания
спектакля? (Спектакль в театре не может обойтись без литературы, музыки и
изобразительного искусства.)
– Литература, музыка и изобразительное искусство тесно связаны между собой. У
них общее назначение – дарить людям красоту, радость. Театр – не может
существовать без изобразительного искусства, музыки и литературы.